Цель: основываясь на интеграции всемирной истории и истории Казахстана, расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Закрепить знания о величайших сражениях Великой Отечественной войны.
- Развить умения работы с различными историческими источниками.
- Развить умения выполнять проблемные задания.
- Воспитать гордость за свой народ, сумевший выстоять в этой войне.
Оборудование: карта “Великая Отечественная война”, видеофильм “Великая Отечественная война”, таблицы, схемы, иллюстрации, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Тип урока: бинарный, урок-погружение в форме деловой игры.
Метод позиционного обучения.
Ход урока
Эпиграф:Война – жесточе нет слова.
Война – печальней нет слова.
Война – святее нет слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово.
Учитель:
22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить.
Ведущий 1.
“Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия”.
Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей и поработителей Европы перед нападением на нашу страну.
“У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…”
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими “идеями” были “окрылены” солдаты Третьего рейха, какие получили инструкции, готовясь переступить границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде и в воздухе…
Звучит музыка “Вставай страна огромная”. На фоне музыки звучат слова:
Ведущий 2.
Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина ясного утра была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровский фашизм, вероломно напав на нашу Родину, преступил к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребив миллионы людей, поработить народы СССР.
Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: “…сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”
Учитель:
Сегодня мы с Вами пройдем по тем памятным событиям Великой Отечественной войны. Нашим командам предстоит выполнить ряд заданий.3. Работа с основными понятиями, связанными с войной:
Понятие | Словарное значение понятия |
1.Вермахт | 1.Район развертывания военных действий |
2.Трибунал | 2.Преодоление |
3.Эвакуация | 3.Преобладание, руководство |
4.Котел | 4.Район окружения |
5.Плацдарм | 5.Переход инициативы в ходе наступательной операции |
6.Форсирование | 6.Немецкие войска |
7.Гегемония | 7.Военный суд |
8.репарация. | 8.Перемещение мирного населения из районов военных действий |
9.Коренной перелом. | 9.Денежные выплаты за нанесенный ущерб в ходе военных действий |
Ответы:1-6,2-7,3-8,4-4,5-1,6-2,7-3,8-9,9-5.
4. Работая в команде, составьте схему войны, объясните принцип составления:
Великая Отечественная Война. Германия-СССР
Основные события:1.Битва под Москвой.2.Сталинградское сражение.3.Курская дуга.4.Блокада Ленинграда.5.Битва за Берлин. Итог войны.
5. Практическая работа. Краткая характеристика событий с применением схем, карты.
Битва под Москвой.(с 30 сентября– по 6 декабря 1941 г.)
В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Это был колоссальный удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска, – значит страна непоколебима, оборона столицы крепка.Знаменитыми стали слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”
- Каково историческое значение битвы? Кто из казахстанцев прославился в этой битве? Какой подвиг совершили панфиловцы?
(Казахстанцы: 316 стрелковая дивизия под командованием генерал– майора Панфилова, И.В.Карпов, Бауржан Момышулы, Тулеген Тохтаров, Малик Габдулин, Рамазан Амангельдиев.)
Блокада Ленинграда (10.07.1941– 9.08.1944 гг)
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице “Астория”. Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 километров в сутки, во второй и третьей декадах июля– уже только по 5 км, а в августе-всего по 2 км.
В городе было создано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40тысяч человек. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км,построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали под дождем, в непосредственной близости от врага, под артиллерийским огнем.
Перед командующим группой армий “Север” генерал – фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять с землей и сделать необитаемым. Не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.
- Каково историческое значение битвы? Кто из казахстанцев прославился в этой битве? Какой подвиг совершил Султан Баймагамбетов?
(Казахстанцы: Султан Баймагамбетов, Койбагаров, Зубков, Джилкишев.)
Сталинградская битва. (17.06.1942 -2.02.1943)
Рассказ учащихся о Сталинградской битве.
Вопросы:
-Чем завершилась битва? В чем ее историческое значение? Кто из казахстанцев прославился в боях под Сталинградом?
Казахстанцы: Гани Сафиуллин, М.А.Баскаков, Нуркен Абдиров, Толыбаев Мурзаев, Касым Аманжолов, Карсыбай Спатаев, Камиль Хузин, Т.С.Позолотин.
Учитель: После Сталинграда Гитлер решил взять реванш: была проведена “тотальная” мобилизация, на Восточный фронт были брошены немецкие дивизии из Европы (всего 50 дивизий) Был разработан план наступления.
Курская битва.
Работа с документами:
Из оперативного приказа Фюрера №6 О проведении операции “Цитадель” 15 апреля 1943 года.
“Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”. Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки. В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.
Для этого приказываю:1.Цель наступления– посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их…2. Необходимо:
А) Как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно наступления.
Б) Как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств, танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прервать фронт противника и окружить его…
В) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов.
Вопросы:
1.Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?
2.На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?
(Факторы записать в тетрадь)
Факторы:
1.Внезапность.
2.Удар нанести на узком участке фронта,
сосредоточив огромное количество техники.
3.Быстрота.
Учитель: советское командование было осведомлено о готовящейся операции. Было решено готовиться к обороне в строгом секрете. При этом посылать немцам дезинформацию о готовящемся ударе на другом участке фронта.
Вопрос: Какой из факторов, планируемых Гитлером, не мог быть выполнен?
Ответ: внезапность.
Просмотр сюжета о Курской битве.
Вопросы:
- Какую цель ставили гитлеровцы при планировании операции?
- Какая новая техника появилась у Германии и Советского Союза?
- Назовите основное сражение Курской битвы?
- Итоги.
- Значение Курской битвы.
Учитель:
После победы Советская армия перешла в наступление. 5 августа освобождены Белгород и Орел. В Москве произведен первый в истории Великой Отечественной войны салют победы. В короткий срок освободили Харьков, Донбасс, Брянск, Смоленск.
Закрепление.
Английский историк А.Кларк в работе “Барборосса” писал “…немецкое командование делало ставку на молниеносный удар с широким применением новой боевой техники – юнкерсы, короткая интенсивная артподготовка, тесное взаимодействие массы танков и пехоты без должного учета изменившихся условий простого арифметического увеличения соответствующих компонентов”
Прокомментируйте это высказывание.
Битва за Берлин.
Рассказ учащихся о битве за Берлин.
Каково историческое значение битвы? Кто из казахстанцев прославился в этой битве? Какой подвиг совершили Кошкарбаев и Караманов?
(Казахстанцы: Сагадат Нурмагамбетов, Рахимжан Кошкарбаев, Г.Булатов, К.Маденов, Р.Караманов.)
6. Синквейн. Представление стихотворений о войне.
7. Рефлексия. Символ войны.
8. Вопросы по заданной теме. Сами составляют и отвечают.
9. Итог.
10. Резюме.
Домашнее задание: подготовить рассказ о воинах – казахстанцах, героях Великой Отечественной войны.