Методические разработки "Волшебный мир мозаики"

Разделы: Работа с дошкольниками


План:

  1. Волшебный мир мозаики
  2. Цель и задачи
  3. Интеграция
  4. Преемственность с семьёй, школой, социум
  5. Методика
  6. Конспекты занятий

Общеизвестно, что изодеятельность является важным средством эстетического воспитания: она позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный эмоциональный настрой) развивает фантазию и воображение, дает возможность закреплять знания о форме и цвете. Но порою занятий по изодеятельностью по методикам Т.Г. Казаковой и Т.С. Комаровой недостаточно для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободной изодеятельности. В наше время, особое выполнение уделяется нетрадиционным техникам изодеятельности, таким как: пальчиковая живопись, печатанье штампами, тампонирование рисование методом тычка, тестопластика, папье-маше, мозаика.
К сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека, отдаются воле случая и у большинства, остаются на плачевном уровне.
Каждого здорового ребенка можно сделать и творчески развитым и развить у него умственные способности и речь, ведь дошкольное детство является сендетивным периодом развития ребенка, когда можно максимально развить все качества ребенка: познавательные, творческие, эстетические стороны. И в этом воспитателям могут помочь нетрадиционные методики обучения изодеятельности.
«Мозаичные картины – это картины, составленные из цветных квадратиков особого стекла – смальты или из других, иногда очень ценных материалов».
В своем дошкольном учреждении мы используем приемы мозаики в работе с детьми по изобразительной деятельности. На лист бумаги наносится контур, затем клеевая основа, и изображение заполняется обрезками или обрывками цветной бумаги, перьями или семенами растений. Картины получаются красочными и интересными.
Развитие умственных способностей и речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, а при использовании пальчиковой живописи, тестопластики, папье-маше (лепка из бумажной массы) и мозаики развивается как раз мелкая моторика рук. В месте с тем развиваются творческие способности и воображение.
К тому же в настоящее время экономическое положение в стране, не дает возможности многим родителям приобрести качественные материалы для изодеятельности малышей дома, фабричные игры-мозаики и т.д. По этому, необходимо научить детей пользоваться всеми подручными средствами для отображения своих представлений об окружающем мире, для развития воображения и фантазии.
Сейчас появился новый, очень удобный бросовый материал для выполнения мозаичных работ: цветной пластик, используемый при производстве емкостей для шампуней и пищевых продуктов. Он обладает прочностью, долговечностью, яркостью, разнообразием цветов и оттенков. Кроме того, материал гигиенически сертифицирован.
Мы предлагаем разработки по составлению мозаичных картин из пластиковых пластин квадратной и треугольной формы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель нашей работы – это развитие творческих проявлений личности ребенка; посредством изобразительного искусства, применяя нетрадиционные методики изобразительной деятельности.
Основная задача – развитие у детей интереса и желание заниматься созданием мозаичных картин. Немаловажными задачами являются: развитие мелкой моторики рук, быстрой смене тонуса мускулатуры руки (ребенок берет пластинку – рука напряжена, кладет на эскиз – рука расслаблена, прижимает с силой к пластилину – сильно напряжена, убирает руку – рука расслаблена), фантазии, внимания, творческих способностей; сенсорное развитие, т.е. чувство цвета и формы, пространственных отношений и размера; развитие умственных способностей и речи. Также мы работаем над задачей формирования умения доводить начатое дело до конца, рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет эмоционально и эстетически реагировать.

ИНТЕГРАЦИЯ

На занятиях по созданию мозаичных картин, также как на обычных занятиях по изодеятельности, ярко выражена связь с другими занятиями в частности, на занятиях по ознакомлению с окружающим, дети получают впечатления от наблюдения окружающей действительности, а затем отображают их в своих работах. Кроме того, у детей обогащаются знания об окружающем, и происходит приобщение к фольклору, т.е. устному народному творчеству, народным поделкам, т.к. занятия предусматривают использование загадок, стихов, рассказов, национальных игрушек и посуды.
Кроме развития мелких мышц руки, влияющих на развитие речи, у детей обогащается активный словарь, при проведении анализа результатов работ, когда детям предлагается не только выбрать понравившуюся работу, но и рассказать чем она привлекла.
Так же занятия по изготовлению мозаичных картин напрямую связаны с сенсорикой и математикой, т.к. они позволяют закрепить знания о форме предмета и разнообразии форм, дети знакомятся с новыми свойствами материалов в тактильном ощущении. Закрепляются знания об основных цветах, и идет знакомство с новыми оттенками.
Полученные на занятиях умения и навыки, дети легко применяют в других видах деятельности. В результате простоты и доступности, эти занятия привлекают детей и в свободной деятельности они с удовольствием используют показанные на занятиях техники для создания мозаичных картин, а работы зачастую вносят элемент фантазии в детские игры. Так, например, несложная композиция может служить наглядным материалом для дидактической игры «На что это похоже?». А собрание картин, соответственно оформленных может использоваться в сюжетно – ролевых играх «художественная галерея» или «музей», где детские работы выступают в роли «шедевров искусства».

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Преемственность занятий по созданию мозаичных картин со школой прежде всего обусловлено развитием умственных способностей и речи, а также мелкой моторики рук. В процессе занятий у детей вырабатывается волевое усилие, т.к. необходимо довести работу до конца, и формируется самооценка в результате сравнения и анализа работ. У детей развивается фантазия, что необходимо будет им в школе при построении замысла рисунков, а в последствии и сочинений.
Заготовка пластинок для мозаики – процесс довольно длительный, поэтому к нему мы привлекаем родителей. Доступность создания мозаики в домашних условиях и экономическая практичность, являются основными факторами преемственности с семьёй. Кроме того у детей развивается забота о ближних, уважение к взрослым, т.к. некоторые темы нацелены на изготовление подарков для мамы и папы и сестры и т.д.
Обществу необходимы люди творчески развитые, незакомплексованы. А ведь многие комплексы возникают у людей еще в детстве и если не помочь ребенку стать раскрепощеннее, избавится от страха и неуверенности в себе, ему трудно будет общаться со сверстниками и стать полноценным членом общества.
Помочь детям поверить в свои силы и возможности, самоутвердится могут занятия по созданию мозаичных картин. Ведь на таких занятиях не бывает плохих работ, в каждой работе можно найти «изюминку» и главное – дать ребенку понять, что его работа по своему хороша, и это дело его рук.

МЕТОДИКА

Работа по составлению мозаичных картин проводится в несколько этапов. Это зависит от возраста детей.

Младшие дошкольники выкладывают по эскизу на готовой основе кусочки пластика.

Средняя группа:

а) дети рисуют несложные эскизы на пластилине при помощи стеки.
б) выкладывают по эскизу кусочки пластика, квадратной и треугольной формы.

Старшая группа:

а) наносят на основу слой (0,3 см.) разогретого в горячей воде пластилина.
б) заглаживают поверхность.
в) рисуют на пластилине с помощью стеки эскиз.
г) выкладывают по эскизу кусочки пластика.

Тематика мозаичных работ самая разнообразная – от портретов до сложных пейзажей и натюрмортов, от вкладывания своего имени, до декоративных панно с замысловатыми узорами и украшения объемных форм – ваз и тарелок.
Ввиду длительности подготовки к занятиям по составлению мозаичных картин, рекомендуется проводить занятия в младшей группе не реже одного раза в два месяца, в средней группе – одно занятие в месяц, а в старшей группе – 2 или 3 занятия в месяц, т.к. на одном занятии дети не успевают пройти все этапы работы.
Для поддержания интереса детей к выкладыванию мозаичных картин рекомендуется сопровождать упражнения не сложным сюжетом – создавать игровую мотивацию.
В зависимости от размера мозаики, темы и возраста детей работы могут быть индивидуальными или коллективными. Лучше проводить их во второй половине дня подгруппами. Большие панно выполняются в течение нескольких занятий.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Младшая группа

Серия занятий по стихотворениям А. Барто «самолет», «флажок», «грузовик».
Занятия «флажок» и «грузовик» проводятся аналогично занятию «самолет».

I. «Самолет»

Материал: основа (готовая полоска твердого картона с нанесенным на неё слоем пластелина), эскиз самолета, пластинки квадратной формы, голубого или синего цвета и несколько разных оттенков (для выбора).

Ход занятия:

Воспитатель:

Самолет построим сами
Пронесемся над лесами,
Пронесемся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

– Посмотрите, ребята, а вот и наш самолет, только злой волшебник Черномор заколдовал и небо и самолет так, что они стали почти невидимыми.
Как же мы теперь полетим?

Раздаётся стук. Появляется фея Флакина – пластиковая, наряженная упаковка от шампуня.

Фея: Здравствуйте, ребята. Я знаю, как вам справится с проделками Черномора. В этом вам помогут мои верные друзья – пластиковые квадратики. Выложите синие небо и самолет того цвета, какой вам нравится.

Дети начинают выкладывать мозаику. В процессе выполнения воспитатель подходит к каждому ребенку, проверяет, правильно ли он выкладывает рисунок, помогает при необходимости, обязательно хвалит за трудолюбие. После окончания работы все картины выкладываются в общее «небо»

Подвижная игра «самолеты».

II. Летний пейзаж

Материал: Основа прямоугольной формы, пластинки желтого, голубого, белого, зеленого, коричневого цвета.

Предварительная работа: Экскурсия по поселку.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами ходили на экскурсию по нашему поселку. Давайте вспомним, что мы видели? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно много домов, магазинов, зеленная трава на полянах и т.д. А какая была погода? (Солнце светило ярко, по синему небу плыли белые облака).

– А вот Незнайка с нами не ходил и не чего это не видел. Давайте покажем ему, как это было, я нарисовала рисунки, но Незнайка утверждает, что было пасмурно, наверно это потому, что пластилин одного цвета и ему не видно тех ярких красок, что мы видели. Поможете мне «оживить» картины раскрасив их мозаичным способом.

Дети работают, воспитатель помогает вспомнить, какие цвета были у того или иного предмета и т.д.
По окончанию работы все картинки вывешиваются в ряд, и получается улица, по которой может гулять Незнайка.

«Украсим платок»

Материал: Основа квадратной формы, эскиз орнамента, разноцветные квадратные пластинки. Иллюстрации узоров на платках.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть узоры на платках. Полюбоваться ими, и рассказывает, что такие замечательные платки создают разные мастера и поэтому все платки так не похожи друг на друга, но каждый платок по-своему красив и привлекателен.
После этого предлагает детям самим принять участие в создании платков, показывает основу с нанесенным на неё эскизом и обсуждает с детьми какие цвета мозаики лучше выбрать для фона и для узора.

Дети приступают к выкладыванию узоров, воспитатель осуществляет контроль за выполнением задания, подбадривает и хвалит детей, проявивших выдумку и добавивших свои элементы узора.

Средняя группа.

1. Тема: «Ваза с цветами» (натюрморт)

Предварительная работа: Рассматривание осенних букетов и натюрмортов.

Материал: Основа прямоугольной формы, трафареты вазы и цветов, разноцветные пластинки мозаики.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, приближается праздник Осени. А осенью, как вы знаете очень много цветов, которые, к сожалению увядают. Давайте украсим нашу группу букетами цветов, чтобы красота осталась надолго. Возьмите трафареты вазы и обведите стекой на основу. А сейчас наполните вазы разными цветами по своему желанию, чтобы наши букеты расцвели. Фея Флакина принесла нам разноцветные пластинки, которыми мы можем раскрасить цветы, вазу и выложить фон. Давайте распределим, кто, чем будет заниматься, и приступим к созданию картин.

После распределения дети приступают к работе. Воспитатель подсказывает, помогает и подбадривает детей. Когда работы закончены, дети с воспитателем выбирают место, куда можно повесить картины, и украшают ими групповую комнату.

2. Занятия на тему: «Портрет клоуна»

Материал: Основа любой формы с нанесенным на неё эскизом портрета клоуна, у которого отсутствует рот; рисунки грустного и веселого клоуна, пластинки разных цветов.

Предварительная работа: просмотр кинофильма «Цирк».

Ход занятия:

Кто вам больше здесь понравился в цирке? (Ответы детей). Да действительно там было очень много животных, они красиво выступали, и было очень интересно. Но вот клоуны Тип и Топ опоздали на выступление и поэтому мы их не увидели, но они прислали нам свои портреты. Правда, они так торопились в этот раз, что не успели раскрасить все свои портреты и к тому же не нарисовали на них улыбку. Они сказали, что если вы хотите увидеть веселого клоуна Топа, то нарисуете ему улыбку, подняв уголки рта вверх, а если грустного клоуна Типа, то уголки рта опустите вниз, вот так (показ иллюстрации). Давайте раскрасим портреты клоунов при помощи пластинок из разноцветного пластика.
Дети начинают работать. Воспитатель уточняет, какого клоуна та или иная группа детей будет выкладывать. Напоминает, как сделать улыбку или грустную рожицу.

По окончании работы все портреты вывешиваются, и организуется «комната смеха»

3. «Рыбки плавают в пруду»

Предварительная работа: Рассматривание рыбок в аквариуме, на картинках. Беседы, чтение рассказов о рыбках. Игра «рыбаки».

Материал: Основа круглой формы, трафареты рыбок, разноцветные пластинки, квадратной и треугольной формы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я встретила (вносит игрушку кота Леопольда). Вы узнали? Это кот Леопольд, только он сегодня какой-то грустный. Что случилось Леопольд, почему ты загрустил?

Кот Леопольд: я ходил сегодня на рыбалку и не поймал не одной рыбки, видно в пруду вся рыба исчезла.

Воспитатель: Не волнуйся и не переживай, Леопольд, мы поможем тебе. У нас есть пруды, мы поселим в них разных рыбок и, ты сможешь ходить на рыбалку.

Раздают детям основы и предлагают выложить синюю воду и разных рыбок. Дети выполняют задание. После окончания работы Леопольд благодарит детей и предлагает им потанцевать с ним под его любимую песню.
Звучит песня «Кота Леопольда» дети танцуют с котом.

Старшая группа

Зимний пейзаж.

Материал: Основы прямоугольной формы без эскиза, пластинки квадратной формы разных цветов.

Предварительная работа: Прогулки по зимнему парку, экскурсия. Воспитатель просит родителей рассказать своим детям о том, как они впервые увидели снег, как играли с ним, вспомнить какие-нибудь интересные или забавные случаи, связанные с зимой. Наносят на основу слой разогретого пластелина.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает поделиться своими впечатлениями о зиме. Выслушав их, он обращает внимание на то, что в каждом рассказе определенное место отведено зимней природе. Белому пушистому снегу, ледяной горке т.п.
Затем воспитатель размещает на стенде репродукции пейзажей с изображением зимней природы, и дети рассматривают их.
После этого воспитатель спрашивает детей о том, где бы они сейчас захотели бы очутиться, погулять, поиграть. Почему? Предлагает выложить из мозаики «Зимний пейзаж» (снежинки, деревья, покрытые снегом, ледяную горку и т.д.), а Зимушка – зима будет наблюдать за ними глядя в окно.
В процессе выполнения работы воспитатель подходит к каждому ребенку, проверяет последовательность, помогает при необходимости. По окончанию работы воспитатель благодарит и хвалит каждого ребенка за трудолюбие от имени зимы. Если ребенок не успел закончить работу, предоставляет возможность доделать ее в свободное от занятий время.

«На дне морском» (коллективная работа)

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает: Вы, наверное, встречали женщин или девочек, которых зовут Маринами. Марина – значит «морская». Море бывает очень разным: тихим, спокойным и страшным, пугающим. Так же как и на земле, в морских водах и на дне морском живет огромное количество обитателей. Давайте вспомним некоторых из них (дети называют). Если дети затрудняются с ответами, воспитатель зачитывает весёлые стишки или загадывает загадки о морских жителях, сопровождая показом иллюстраций и размещением их на доске.
Далее воспитатель показывает орголит с уже нанесенным на него слоем пластелина и рассказывает детям: Это море, в котором прозрачное и чистая вода. На дне лежит золотистый песок, много камешков, среди которых растут водные растения. Но приглядитесь и вы увидите, что в этом замечательном море не одного обитателя. Я думаю, что море до сих пор остается не заселенным только по тому, что за эту работу не взялись вы. Вы хотите заселить море жителями? Получив положительный ответ, педагог предлагает детям определиться, кого из морских обитателей они хотели бы выложить из цветных пластинок. Следует сказать детям, что работа будет коллективной и чтобы морские обитатели не повторялись, нужно договориться друг с другом о том, кого они будут выкладывать. Воспитатель не вмешивается в переговоры детей, предлагает решить этот вопрос поскорее. Руководя детской деятельностью, педагог побуждает детей к поэтапному выполнению. После того как море буде благополучно заселено детьми рассматривают общее панно и рассказывают что на нем расположено. Воспитатель хвалит ребят за терпение и умение работать дружно в коллективе.

«Ваза для весенних цветов»

Работа по изготовлению вазы проводится в три этапа.

1 этап – изготовление вазы из бумажной массы (папье-маше)
2 этап – обмазывание вазы пластилином
3 этап – выкладывание мозаики на эскиз.

Материал: готовая ваза из папье-маше, облепленная пластилином, цветные пластинки разных форм и размеров.

Ход занятия:

Рассматривание ваз выполненных из разных материалов.
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие и изящество ваз, различных по форме, размеру и характеру украшений. Предлагает нанести эскиз узора на свои, ранее изготовленные вазы. Рассматривая вазы, обращает внимание на то что, рисунок получился не выразительным, неярким. Воспитатель предлагает детям попросить помощи у феи Флакона. Фея раздает детям цветные пластинки, и они приступают к украшению вазы. При рассматривании готовых ваз, фея флакона, дает положительную оценку детских работ предлагает подарить вазы мамам на праздник 8 Марта.

Приложение