Конспект урока по окружающему миру: "Откроем тайну листопада" (3-й класс, система Л.Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Пояснительная записка к уроку

Целостная картина мира складывается у школьников при использовании разных организационных форм. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии. В зависимости от учебной задачи  мы в своей работе используем индивидуальные, групповые, фронтальные способы её решения. На уроке обучающую роль играют как учебник, так и слово учителя, высказывания детей, информация, добытая детьми.
Непосредственные наблюдения детей являются основным источником проблем, связанных с изучением окружающего мира. Всегда, когда есть возможность, в первую очередь проводим наблюдения в природе. Экскурсия в природу по ознакомлению с родным краем: лес, ярусы леса, растительный мир, животный мир, почва и т. д. предпочтительней в природе, чем в классе. Ученики знают, что это учебное занятие.
Совершаем образовательные маршруты по родному краю: в Кунгурскую ледяную пещеру, этнографический музей под открытым небом в деревне Хохловка, Строгановскую вотчину село Ильинское, местные краеведческие музеи. Результатом поездок становятся учебные проекты, исследовательские работы, творческие работы. Материал используется на уроках окружающего мира и во внеклассной работе. В презентации «Природа России» использованы фотографии, сделанные детьми. Мы считаем, что таким образом формируются ключевые компетентности учащихся: информационная, коммуникативная, компетентность разрешения проблем.
Основные задачи, которые поставили перед собой:

  • познакомились с целью наблюдения (изменения, которые происходят с растениями и животными в осеннее время, причины этих изменений)
  • 2.определили наблюдаемые объекты (деревья, кустарники, травы, птицы и насекомые)
  • записали план наблюдений, разработанный коллективно
  • определили форму фиксирования наблюдаемых фактов (в виде записей и рисунков состояния почек, листочков, высоты солнца)
  • обсудили форму обобщения результатов наблюдений.

Наблюдения за жизнью растений в течение года позволили детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад - одно из примечательных осенних явлений в природе.
Узнать тайну листопада! – такую задачу поставили перед собой дети.
В презентации «Тайна листопада» мы обобщили наши наблюдения и дали научное объяснение этому явлению. Этот материал можно использовать и другим учителям при изучении темы «Сезонные изменения в природе». Кроссворд, составленный детьми, можно применить во внеклассной работе.      Викторина «Природа Земли» может быть использована на уроках при изучении новой темы, а также при проверке и обобщении знаний, при проведении внеклассных мероприятий, при подготовке детей к интеллектуальным конкурсам.

Задача учителя – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела, игры; члена совета дела, жюри; строгого судьи. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей: от деятельности пассивной – к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

Конспект урока

Тема: Откроем тайну листопада.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Осень в лесу».

Задачи:

  • Формировать целостную систему знаний по данной теме.
  • Выявить  умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес в изучении природы родного края.
  • Воспитывать внимательное отношение к природе, желание оказать посильную помощь.

ХОД УРОКА

1.  Оргмомент

2.  Подготовка к основному этапу занятия

Учитель. Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода, – думала она.  – Какое это наслаждение – жить на свете!
– Кто это сказал? О каком времени года?
Дети. Это сказала лягушка-путешественница из сказки В. Гаршина.
(Приложение, слайд 2)
Учитель. Из какого произведения эти слова? Кто герой?
– Со временем, когда я уже немного привык к такому изобилию насекомых среди цветов, мои наблюдения стали более сосредоточенными. Присев на корточки или растянувшись на животе, я мог теперь часами наблюдать за повадками разных живых существ вокруг меня, в то время, как Роджер сидел где-нибудь поблизости с выражением полного смирения на морде…
Дети. Это герой из рассказа  Джеральда Даррелли  «Землянично-розовый дом».
У. Чем герой занимается? 
Д. Наблюдает, исследует.
У. Каким надо быть исследователю
Д. Внимательным, любознательным, наблюдательным, терпеливым.
У. Мы тоже с вами наблюдали за изменениями в лесу осенью. Обобщим наши знания.
–  Как вы думаете , какие задачи поставим перед собой на уроке?
(Дети говорят, предлагают задачи, учитель корректирует)
(Приложение, слайд 3)

3. Обобщение и систематизация знаний

У. Назовите признаки осени.

Ученики называют признаки.

У. Почему осенью стало холоднее, чем летом?
Д. Солнце поднимается над горизонтом невысоко, лучи плохо нагревают землю.
У. Прочитайте на стр. 76 отрывок Н.Сладкова. (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2002 г.)
– О чём рассказал автор?
Д. Красные, жёлтые, бордовые, коричневые, оранжевые, малиновые, багровые, светло-коричневые, рыжие и т. д.)
У. Какого цвета лист летом?
У. Летом под воздействием солнечного тепла и воды образуется в листьях зелёное вещество – хлорофилл.
У. Что же происходит осенью? Расскажите, опираясь на рисунок.
Д. Осенью тепла мало, вода холодная, хлорофилл разрушается, проявляются жёлтые и красные вещества, цвет листьев меняется. Вода не поднимается, а наоборот идёт обратный процесс – спускается к корням. Лист высыхает, слабо держится и легко отрывается от веточки .
У. Почему листопад нужен лесу? (Предположения детей )
У. Обратитесь к стр. 78, 1 абзац. Прочитайте. Вы всё сказали, или что-то ещё можете добавить?
Д. Растения за лето накапливают в листьях вредные вещества и освобождаются от них вместе с опавшей листвой.
–  Листья испаряют воду, создавая в растении ток воды вместе с питательными веществами. Но корни не могут всасывать холодную воду. Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листья.
–  Опавшие листья перегнивают, вновь превращаются в минеральные вещества, необходимые для растений.
–   Опавшие листья защищают корни от мороза.
У. Что произойдёт с деревом, если не опадут листья?
У. Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
У. Какое дерево является исключением? (Лиственница)
– С ним подробнее познакомимся в другой теме. А кто любознательный, может узнать о нём заранее. Где можно найти информацию? (Спросить, прочитать, понаблюдать)

Физкультминутка

У. Дерево сбросило листву, оно погибло?
(Предположения детей, наблюдения-рассказы о почках)
У. Когда почки появились на дереве?
Д. Почки появились в конце лета, когда листья ещё не отпали.
У. Какие почки есть у деревьев? (Листовые и цветочные)
У. Я вам дам ветки от разных деревьев,  внимательно рассмотрите и назовите, от какого дерева эти ветки?
(Учитель раздаёт веточки берёзы, осины, черёмухи, тополя) 
У. (показывает слайды «Почки весной») Вот какими мы увидим почки весной.

4. Контроль и проверка знаний

У. Решим кроссворд, который составил ваш одноклассник.

1. Дерево, лист которого изображён на флаге Канады.
2. Хвойное дерево, растёт на любой почве в умеренном поясе.
3. «Самое русское дерево».
4. Дерево с дрожащими листочками.
5. Любимая ягода медведя.
6. У этого дерева хвоя опадает каждый год.

У. Ваши одноклассники предложили вам викторину по теме: «Природные зоны России». Мы совершим экспедицию по зоне лесов.

(Презентация «Природа России. В лесу»).

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: стр. 78-79, вопросы и задания

Список использованных источников:

1.  Что такое? Кто такой? Издание для детей и юношества в трех томах; издательство «Педагогика-Пресс» Москва, 1994.
2   Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М: Издательство «Эксмо», 2003.
3.  Ю. Школьник,  Ю. Золотарева.  Атлас животных  /М: ЗАО Издательство «Эксмо-Пресс»,  2001.
4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение. 2002.
5. География 6-10 класс Библиотека электронных наглядных пособий. Издательство Федеральное агентство по образованию, ГУРЦ ЭМТО, 2003.
6. http://www.ecosystema.ru
7. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2002.