Технология В.М. Монахова способствует:
- Развитию познавательного интереса, повышению уровня самостоятельности в обучении.
- Формирует прочные знания и умения, стимулирующее творческое мышление ученика.
- Учитель выступает в роли координатора учебного процесса.
- Ученик– развивающаяся личность, умеющая пользоваться информационной технологией.
- Информационная карта урока (ИКУ) – это альтернатива поурочного планирования учебного процесса.
По технологии академика д.п.н. В.М. Монахова на 15 часов изучения темы «Металлы» составляется «Технологическая карта», которая состоит из 5 блоков:
1) «Логическая структура» – этот блок определяет количество уроков на изучение всей темы и каждой микроцели в отдельности.
Таблица 1.
1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | 5 ч. | 6 ч. | 7 ч. | 8ч. | 9ч. | 10ч | 11ч | 12ч | 13ч. | 14ч | 15ч |
В1 | Д1. | В2. | Д2. | В3. | Пр.р. | Д3. | К.р. |
2) «Целеполагание» (В) – вытекает путем деления логической структуры на основные микроцели, которые ученику, прежде всего, необходимо знать.
Исходя из темы выделяется 3 микроцели – В1; В2; В3 (см. Приложение 1).
В1 – Уметь характеризовать свойства металлов и
их соединений отводится 4 часа, на четвертом
уроке Д1 (диагностика знаний учащихся по данному
целеполагания).
В2 – Уметь записывать свойства металлов главных
подгрупп: Кальций (Ca); Алюминий (Al) отводится 5
часов, на 5 уроке проводится Д2 (диагностика
знаний учащихся).
В3 – Уметь записывать свойства металлов,
побочных подгрупп: Железо (Fe) отводится 4 часа, на 4
уроке Д3 (диагностика знаний учащихся).
3) В блок «Диагностика» входят образцы заданий на 3-х уровнях, составленные по теме целеполагания.
Шкала оценок выполнения заданий диагностики:
Ученику, выполнившему 1-е и 2-е задание (стандарт)
ставится оценка «удовлетворительно», выполнение
1-го, 2-го и 3-го задания (программный материал)
ставится оценка «хорошо», выполнение с 1 по 4
задание ставится оценка «отлично».
4) Следующий блок – «Коррекция» – это программа деятельности учителя с учениками не прошедшими диагностику
5) В блоке «Дозирование домашнего задания» ученику предлагается задания разного уровня, на выбор, выполнив которые, он может получить соответствующую оценку.
Таблица 2.
Дозирование домашнего задания тема «Металлы» |
|||
«Стандарт» |
«Хорошо» |
«Отлично» |
|
В1 | 32, 33, 34, стр. 109 зад 1 , (А) | 32, 33, 34 стр. 109, зад.1, 2(В) | 32, 33, 34 зад 5, 6 стр. 110. |
В2 | 39, 40, стр. 117 зад. 2, (А) | 39, 40, зад 4, стр. 118 (А) | Стр. 121, зад 2,6 (С) 39, 40 |
В3 | 41-44, стр. 131 зад.1, 2(А) | Стр. 131 зад 4(А) Зад 133 зад 2(В) ,41-44 |
Стр. 131, зад 2(В) 41-44. |
Тема предложенного открытого урока включена в целеполагание В3, разделенного на 4 урока:
1 урок (1 час) Вводный урок. Свойства железа.
2 урок (1 час) Практическая работа.
3 урок (1 час) Металлургическая
промышленность.
4 урок (1 час) Обобщение темы: «Металлы».
ТК № 3 В3
Тип урока: интегрированный урок.
Дидактические задачи на 1-4 уроки:
- Объяснить свойства железа и его соединений.
- Рассказать о применения железа и его соединений.
Тех. средства: интерактивная доска.
Реактивы: NaOH, HCl, Fe2 O3, Fe (OH)2, Fe O , Fe (OH)3.
Работа в группах.
Для проведения урока составляется ИКУ (информационная карта урока) – это альтернатива поурочного планирования.
При составлении ИКУ определяются дидактические задачи урока.
ИКУ состоит из 3-х блоков:
1) Содержание учебно-познавательной
деятельности ученика – это то, что делает ученик
на уроке.
2) Методический инструментарий учителя – это
формы и методы, средства подачи содержания
учебно-познавательной деятельности ученика.
3)Ориентиры развития ученика- это то, что можно
развить в ученике при помощи содержания учебного
материала.
Методика проведения урока: (см. Приложение 2)
Подготовительная работа: Класс делится на 5
групп. Каждая группа получает пакет с заданиями,
при необходимости консультируются у учителя.
Во время выполнения учениками домашнего задания,
преследуются две цели:
- развить у них умение пользоваться научно-популярной литературой.
- умение работать в коллективе.
Ученики 1-й группы «Аналитики» получают задание раскрыть тему:
а) Положение железа в ПСХЭ
б) Строение атома железа (p/n/e/), электронная
формула, валентность и степени окисления железа
в соединениях.
Ученики 2-й группы «Химики» получают задание раскрыть тему:
а) Химические свойства железа, его оксидов и гидроксидов (используя реактивы выполнить экспериментальную работу).
Ученики 3-й группы «Географы» получают задание раскрыть тему:
а) Месторождение железных руд в Казахстане. (Работают по физической карте Р.К.и коллекцией «Горные породы и минералы»).
Ученики 4-й группы «Историки» получают задание раскрыть тему:
а) Исторические исследования.
б) Добыча и переработка железных руд.
Ученики 5 группы «Биологи» получают задание раскрыть тему:
а) «Депо» и функций выполняемые железом в
организме.
б) Продукты питания, содержащие ионы железа.
Технологические карты и ИКУ урока должны быть
обязательно у каждого ученика.
В начале урока, ученики знакомятся с ИКУ, где
показана схема проведения урока, вопросы опроса,
тема урока и содержание нового материала.
Во второй графе ИКУ «Методический
инструментарий учителя» описан ход урока.
На 1 этапе урока учитель проводит:
1) Организационный момент и проверку готовности
учащихся к уроку.
2) Релаксацию
3) Учащиеся зачитывают целеполагания
технологической карты В3 и дидактические задачи
информационной карты урока. (*ИКУ).
Цель данного урока: ознакомить учащихся с металлургической промышленностью.
2 этап урока: Опрос домашнего задания.
Он отражен в графе «Содержание учебно-познавательной деятельности ученика», где расписаны задания, которые учащиеся должны подготовить и ответить на уроке. (*ИКУ)
Учитель заслушивает выступление учащихся:
1) Группа «Аналитики» (Презентация. Слайд 8)
Во время подготовки к опросу у учащихся вырабатывается умение работы с опорной схемой.
2) Группа «Химики» (Презентация.
Слайд 9) Демонстрационные опыты способствуют
развитии навыка исследовательской работы. (*ИКУ)
3) Группа «Географы» (Презентация.
Слайд 10)
4) Группа «Историки» (Презентация.
Слайд 11)
5) Группа «Биологи» (Презентация.
Слайд 12)
В конце выступлений происходит обобщение и анализ интересных ответов и выставление оценок.
3 этап урока: Изучение новой темы: «Металлургическая промышленность» (*ИКУ) (Презентация. Слайд 13).
1) Объяснение нового материала, с
использованием интерактивной доски.
а) Определение металлургической промышленности.
б) Схема доменной печи и химические реакций
протекающие в различных частях доменной печи. (Презентация. Слайд 14)
в) Применение сплавов железа. (Презентация.
Слайд 15)
Во время изучения нового материала происходит развитие умения концентрировать внимание учащихся на новой теме и воспитание эстетических чувств. (*ИКУ)
4 этап. По логической структуре учебного процесса проводиться диагностика знаний учащихся (Презентация. Слайды 16 – 18). Время 10 минут.
5 этап. Учитель проводит рефлексию.
Что нового вы узнали?
Каждая группа высказывает свое мнение.
6 этап. Домашнее задание: §44. стр.131 № 2 (уровень А), № 1 уровень В), № 5 (уровень В).
* Примечание: % – показывает уровень знания учащихся, Т – номер технологической карты, Д – номер диагностической карты.
Проведя годовой анализ успеваемости учащихся
9А класса за 2007-2008 учебный год, показало: в дебюте
учебного года процент качества знание учащихся
составил – 26%.
В промежутке между Т2Д2 и Т3Д1 стал наблюдаться
прогресс успеваемости знаний учащихся, который
составил – 52%, увеличившись на – 16%.
Изменение степени сложности задания в
промежутке между Т3Д2 и Т3Д3 привело к регрессу
успеваемости на – 9%, составив – 43%.
В точке Т3Д3 стало формироваться «плато» –
характеризующее истинную успеваемость класса,
степень колебания которого составило – 4%.
В итоге успеваемость класса за год
прогрессировала с 26% до 42%, увеличившись на – 16%.
Приведенные выше данные являются прямым практическим доказательством актуальности во внедрение и использование данной технологий в проведения уроков.
Использование данной технологии позволило мне
творчески отнестись к работе, реализовать
возможность для профессионального роста и
самопознания.
С помощью ИКУ можно научить учащихся работать с
научно-популярной литературой, со статьями
журналов, выделять главное, составлять планы
ответов. Учащиеся, имея технологические карты и
ИКУ на уроках, знают, какую работу они будут
выполнять. Во время «Диагностики» ученики
заранее могут решить подобные задания для
получения желаемой оценки. Они уверены в ответах
и реально оценивает свои возможности. Ученик,
получивший неудовлетворительную оценку может
после коррекционной работы, исправить ее на
положительную.