Применение технологий акад. д.п.н. В.М. Монахова на уроках химии в 9-м классе

Разделы: Химия


Технология В.М. Монахова способствует:

  • Развитию познавательного интереса, повышению уровня самостоятельности в обучении.
  • Формирует прочные знания и умения, стимулирующее творческое мышление ученика.
  • Учитель выступает в роли координатора учебного процесса.
  • Ученик– развивающаяся личность, умеющая пользоваться информационной технологией.
  • Информационная карта урока (ИКУ) – это альтернатива поурочного планирования учебного процесса.

По технологии академика д.п.н. В.М. Монахова на 15 часов изучения темы «Металлы» составляется «Технологическая карта», которая состоит из 5 блоков:

1) «Логическая структура» – этот блок определяет количество уроков на изучение всей темы и каждой микроцели в отдельности.

Таблица 1.

1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7 ч. 8ч. 9ч. 10ч 11ч 12ч 13ч. 14ч 15ч
В1     Д1. В2.       Д2. В3.     Пр.р. Д3. К.р.

2) «Целеполагание» (В) – вытекает путем деления логической структуры на основные микроцели, которые ученику, прежде всего, необходимо знать.

Исходя из темы выделяется 3 микроцели – В1; В2; В3 (см. Приложение 1).

В1 – Уметь характеризовать свойства металлов и их соединений отводится 4 часа, на четвертом уроке Д1 (диагностика знаний учащихся по данному целеполагания).
В2 – Уметь записывать свойства металлов главных подгрупп: Кальций (Ca); Алюминий (Al) отводится 5 часов, на 5 уроке проводится Д2 (диагностика знаний учащихся).
В3 – Уметь записывать свойства металлов, побочных подгрупп: Железо (Fe) отводится 4 часа, на 4 уроке Д3 (диагностика знаний учащихся).

3) В блок «Диагностика» входят образцы заданий на 3-х уровнях, составленные по теме целеполагания.

Шкала оценок выполнения заданий диагностики:
Ученику, выполнившему 1-е и 2-е задание (стандарт) ставится оценка «удовлетворительно», выполнение 1-го, 2-го и 3-го задания (программный материал) ставится оценка «хорошо», выполнение с 1 по 4 задание ставится оценка «отлично».

4) Следующий блок – «Коррекция» – это программа деятельности учителя с учениками не прошедшими диагностику

5) В блоке «Дозирование домашнего задания» ученику предлагается задания разного уровня, на выбор, выполнив которые, он может получить соответствующую оценку.

Таблица 2.

Дозирование домашнего задания тема «Металлы»

 

«Стандарт»

«Хорошо»

«Отлично»

В1 32, 33, 34, стр. 109 зад 1 , (А) 32, 33, 34 стр. 109, зад.1, 2(В) 32, 33, 34 зад 5, 6 стр. 110.
В2 39, 40, стр. 117 зад. 2, (А) 39, 40, зад 4, стр. 118 (А) Стр. 121, зад 2,6 (С) 39, 40
В3 41-44, стр. 131 зад.1, 2(А) Стр. 131 зад 4(А)
Зад 133 зад 2(В) ,41-44
Стр. 131, зад 2(В) 41-44.

Тема предложенного открытого урока включена в целеполагание В3, разделенного на 4 урока:

1 урок (1 час) Вводный урок. Свойства железа.
2 урок (1 час) Практическая работа.
3 урок (1 час) Металлургическая промышленность.
4 урок (1 час) Обобщение темы: «Металлы».

ТК № 3 В3

Тип урока: интегрированный урок.

Дидактические задачи на 1-4 уроки:

  • Объяснить свойства железа и его соединений.
  • Рассказать о применения железа и его соединений.

Тех. средства: интерактивная доска.

Реактивы: NaOH, HCl, Fe2 O3, Fe (OH)2, Fe O , Fe (OH)3.

Работа в группах.

Для проведения урока составляется ИКУ (информационная карта урока) – это альтернатива поурочного планирования.

При составлении ИКУ определяются дидактические задачи урока.

ИКУ состоит из 3-х блоков:

1) Содержание учебно-познавательной деятельности ученика – это то, что делает ученик на уроке.
2) Методический инструментарий учителя – это формы и методы, средства подачи содержания учебно-познавательной деятельности ученика.
3)Ориентиры развития ученика- это то, что можно развить в ученике при помощи содержания учебного материала.

Методика проведения урока: (см. Приложение 2)

Подготовительная работа: Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает пакет с заданиями, при необходимости консультируются у учителя.
Во время выполнения учениками домашнего задания, преследуются две цели:

  • развить у них умение пользоваться научно-популярной литературой.
  • умение работать в коллективе.

Ученики 1-й группы «Аналитики» получают задание раскрыть тему:

а) Положение железа в ПСХЭ
б) Строение атома железа (p/n/e/), электронная формула, валентность и степени окисления железа в соединениях.

Ученики 2-й группы «Химики» получают задание раскрыть тему:

а) Химические свойства железа, его оксидов и гидроксидов (используя реактивы выполнить экспериментальную работу).

Ученики 3-й группы «Географы» получают задание раскрыть тему:

а) Месторождение железных руд в Казахстане. (Работают по физической карте Р.К.и коллекцией «Горные породы и минералы»).

Ученики 4-й группы «Историки» получают задание раскрыть тему:

а) Исторические исследования.
б) Добыча и переработка железных руд.

Ученики 5 группы «Биологи» получают задание раскрыть тему:

а) «Депо» и функций выполняемые железом в организме.
б) Продукты питания, содержащие ионы железа.

Технологические карты и ИКУ урока должны быть обязательно у каждого ученика.
В начале урока, ученики знакомятся с ИКУ, где показана схема проведения урока, вопросы опроса, тема урока и содержание нового материала.
Во второй графе ИКУ «Методический инструментарий учителя» описан ход урока.

На 1 этапе урока учитель проводит:

1) Организационный момент и проверку готовности учащихся к уроку.
2) Релаксацию
3) Учащиеся зачитывают целеполагания технологической карты В3 и дидактические задачи информационной карты урока. (*ИКУ).

Цель данного урока: ознакомить учащихся с металлургической промышленностью.

2 этап урока: Опрос домашнего задания.

Он отражен в графе «Содержание учебно-познавательной деятельности ученика», где расписаны задания, которые учащиеся должны подготовить и ответить на уроке. (*ИКУ)

Учитель заслушивает выступление учащихся:

1) Группа «Аналитики» (Презентация. Слайд 8)

Во время подготовки к опросу у учащихся вырабатывается умение работы с опорной схемой.

2) Группа «Химики» (Презентация. Слайд 9) Демонстрационные опыты способствуют развитии навыка исследовательской работы. (*ИКУ)
3) Группа «Географы» (Презентация. Слайд 10)
4) Группа «Историки» (Презентация. Слайд 11)
5) Группа «Биологи» (Презентация. Слайд 12)

В конце выступлений происходит обобщение и анализ интересных ответов и выставление оценок.

3 этап урока: Изучение новой темы: «Металлургическая промышленность» (*ИКУ) (Презентация. Слайд 13).

1) Объяснение нового материала, с использованием интерактивной доски.
а) Определение металлургической промышленности.
б) Схема доменной печи и химические реакций протекающие в различных частях доменной печи. (Презентация. Слайд 14)
в) Применение сплавов железа. (Презентация. Слайд 15)

Во время изучения нового материала происходит развитие умения концентрировать внимание учащихся на новой теме и воспитание эстетических чувств. (*ИКУ)

4 этап. По логической структуре учебного процесса проводиться диагностика знаний учащихся (Презентация. Слайды 16 – 18). Время 10 минут.

5 этап. Учитель проводит рефлексию.

Что нового вы узнали?

Каждая группа высказывает свое мнение.

6 этап. Домашнее задание: §44. стр.131 № 2 (уровень А),  № 1 уровень В), № 5 (уровень В).

* Примечание: % – показывает   уровень знания учащихся, Т – номер  технологической  карты, Д – номер диагностической  карты.

Проведя годовой анализ успеваемости учащихся 9А класса за 2007-2008 учебный год, показало: в дебюте учебного года процент качества знание учащихся составил – 26%.
В промежутке между Т2Д2 и Т3Д1 стал наблюдаться прогресс успеваемости знаний учащихся, который составил – 52%, увеличившись на – 16%.
Изменение степени сложности задания в промежутке между Т3Д2 и Т3Д3 привело к регрессу успеваемости на – 9%, составив – 43%.
В точке Т3Д3 стало формироваться «плато» – характеризующее истинную успеваемость класса, степень колебания которого составило – 4%.
В итоге успеваемость класса за год прогрессировала с 26% до 42%, увеличившись на – 16%.

Приведенные выше данные являются прямым практическим доказательством актуальности во внедрение и использование данной технологий в проведения уроков.

Использование данной технологии позволило мне творчески отнестись к работе, реализовать возможность для профессионального роста и самопознания.
С помощью ИКУ можно научить учащихся работать с научно-популярной литературой, со статьями журналов, выделять главное, составлять планы ответов. Учащиеся, имея технологические карты и ИКУ на уроках, знают, какую работу они будут выполнять. Во время «Диагностики» ученики заранее могут решить подобные задания для получения желаемой оценки. Они уверены в ответах и реально оценивает свои возможности. Ученик, получивший неудовлетворительную оценку может после коррекционной работы, исправить ее на положительную.