Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 16.
Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
Цели элективного курса:
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приёмам использования выразительных средств;
- способствовать росту речевой культуры школьника.
Задачи элективного курса:
- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
- обеспечение расширения лингвистического кругозора;
- формирование языкового вкуса;
- наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку”.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
- грамматические нормы литературного языка;
- нормы произношения современного литературного языка.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- владеть устной и письменной речью;
- правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
- выразительно читать художественное произведение;
- работать с различными видами словарей.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Практическая часть |
I. Выразительные средства фонетики. Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма. |
Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки. | |
II. Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках. |
Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки. | |
III. Выразительные средства лексики. Метафора... “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”. |
М.Ю.Лермонтов “Парус” | |
Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. | М.Ю.Лермонтов “Бородино” | |
Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования. | С.А.Есенин “Поёт зима – аукает…” | |
Эпитет как разновидность тропа. | Тренинг по определению эпитета | |
Сравнение – простейший вид тропа. | Тренинг по
определению сравнения К.Г.Паустовский “Мещёрская сторона” |
|
Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов. | Тренинг по определению олицетворения | |
Гипербола и литота. | К.Д.Бальмонт “У чудищ” | |
IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур. |
А.П.Чехов “Пересолил” | |
V. Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия. |
А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” | |
Словесные повторы. Градация. | Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем” | |
Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...” | А.А.Блок
“Полный месяц встал над лугом...” И.С.Шмелёв “Русская песня” |
|
Оксюморон. | Тренинг по определению оксюморона | |
Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры. | Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств. | |
Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые” | Давид Самойлов “Сороковые” |
Использованная литература:
- Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
- Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
- Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
- Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
- Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
- Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.