"Выразительные средства художественной речи". Программа авторского элективного курса по выбору (для профильной подготовки в 9-м классе)

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 16.

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.

Цели элективного курса:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
  • научить различным приёмам использования выразительных средств;
  • способствовать росту речевой культуры школьника.

Задачи элективного курса:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;
  • формирование языкового вкуса;
  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
  • обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку”.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
  • грамматические нормы литературного языка;
  • нормы произношения современного литературного языка.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • владеть устной и письменной речью;
  • правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
  • самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
  • выразительно читать художественное произведение;
  • работать с различными видами словарей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Практическая часть

 

I. Выразительные средства фонетики.

Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Стихотворения А.С.Пушкина.

 

II. Выразительные средства словообразования.

Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках.

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
 

III. Выразительные средства лексики.

Метафора... “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”.

М.Ю.Лермонтов “Парус”
  Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. М.Ю.Лермонтов “Бородино”
  Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования. С.А.Есенин “Поёт зима – аукает…”
  Эпитет как разновидность тропа. Тренинг по определению эпитета

К.Д.Бальмонт “Снежинка”

  Сравнение – простейший вид тропа. Тренинг по определению сравнения

К.Г.Паустовский “Мещёрская сторона”

  Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов. Тренинг по определению олицетворения
  Гипербола и литота. К.Д.Бальмонт “У чудищ”
 

IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур.

Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.

А.П.Чехов “Пересолил”

М.М.Зощенко “Обезьяний язык”

 

V. Выразительные средства синтаксиса.

Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия.

А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

И.И.Хемницер “Лев, учредивший совет”

  Словесные повторы. Градация. Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем”
  Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...” А.А.Блок “Полный месяц встал над лугом...”

И.С.Шмелёв “Русская песня”

  Оксюморон. Тренинг по определению оксюморона
  Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры. Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств.
  Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые” Давид Самойлов “Сороковые”

Использованная литература:

  1. Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
  2. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
  3. Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
  5. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
  6. Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
  7. Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.