Открытый урок по литературному чтению "Художественный образ в литературе". М.Пришвин. "Золотой луг"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. На примере художественных образов, созданных М.Пришвиным и Ван Гогом, еще раз показать, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.
  2. Учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить работе с источниками информации (включая учебник).
  3. Развивать речь учащихся, память, мышление, воображение.

Оборудование:

  • учебники по Литературному чтению 1, 2 часть, Хрестоматия, учебник по Русскому языку 2 часть;
  • инструменты (лупа, рамка);
  • Толковый словарь;
  • произведение Чайковского Март “Песнь жаворонка” из цикла “Времена года”, наглядность (презентация).

Презентацию можно получить у автора статьи.

Ход урока

Этапы Содержание Примечание
I. Организационный момент.

1. Работа с музыкальным произведением.

Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои места.

– Какое время года наступило? Какой месяц?

– Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью музыки создать хорошее настроение?

– Я предлагаю вам послушать, как это получилось у Чайковского в музыкальном произведении “Подснежник” из цикла “Времена года”.

– Закройте глаза и попробуйте представить чудесный весенний день.

(Звучит музыка.)

– Когда я слушаю, мне представляется, как тепло пригревают солнечные лучи, начал таять снег. Бегут веселые, игривые ручьи. Небо ярко-голубое. Слышны птичьи трели, разливающиеся над полями. Чистый воздух заполняет грудь. Дышится легко-легко. Вся природа ждет настоящей весны.

– Молодцы! Вы очень внимательно слушали!

– Как вы думаете, передает ли прослушанное произведение ощущение настоящей весны?

– Какие образы возникали у вас при прослушивании данного произведения?

– Удалось ли вам услышать музыку весенней капели?

Трель жаворонка? Журчание ручейка? Дуновение весеннего ветерка? (Ответы детей.)

– Мы прослушали с вами музыкальный образ весны, а сейчас вспомним образ весны, созданный Фетом. Мы говорили о нем на уроке!

(Дети наизусть хором читают стихотворение).

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад. . .

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена-
И над душою каждого
Проносится весна.

 – Молодцы! Тихо садитесь на свои места.

На экране слайды с пейзажем весны
II. Проверка домашнего задания. – Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано? Чтение стихотворений
 

(2 ученика учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева из дополнительной литературы, 3 ученика учили стихотворение Ф.Тютчева из учебника, 2 ученика готовили выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.)

Какой образ проиллюстрировали в своих рисунках?

и выставка рисунков
III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Ученики открывают Содержание учебника и начинают с ним работать).

– Какие произведения из этой главы мы изучили?

– Чему учат нас эти произведения?

– Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.

 
IV. Сообщение темы.

– С каким произведением мы познакомимся сегодня?

(Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.)

– С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? (М.Пришвин “Разговор деревьев”)

– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?

(Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.)

На экране название темы урока

V. Объяснение нового материала.
  1. Доклад.
  2. Первичное восприятие текста.
  3. Словарная работа
  4. Проверка первичного восприятия.
  5. Повторное чтение текста.
  6. Обобщение.
  7. Работа с иллюстрацией.

– Прежде, чем начать знакомиться с рассказом М.Пришвина “Золотой луг”, Света познакомит вас с краткой биографией М.Пришвина.
(Доклад ученицы на тему: “Жизнь и творчество М.Пришвина”.)

– Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса “совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем.

– А сейчас, внимательно послушайте рассказ М.Пришвина “Золотой луг”.
(Чтение рассказа учителем).

Какие сложные слова нам встретились? (Промысел, пяту, фукну.)

– С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо в Толковом словаре найти значения этих слов.)

– Где найдем значение слова “фукну”?

(Более слабый ученик читает сноску внизу страницы)

– Сейчас 3 ученика (Дима, Ростислав и Света) найдут значения слов “промысел” и “Пяту” в Толковых словарях из библиотеки, а остальные ребята найдут значения этих слов в словарях из учебника.
(Ученики работают со словарями)

Сравним значения слов. (Сначала читают дети, которые искали значения слов в Словарях учебника, а затем, дети, которые искали значения слов в Словарях из библиотеки.)

– Начнем работать по заданию учебника!
(Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают.)

Кот сказал: “Одуванчик - загадочный цветок!”

– Ты разделяешь мнение Кота?

(Одуванчик – загадочные цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.)

А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя-рассказчика?

(Об этом герой говорит в последнем предложении: “ С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.)

Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи свое мнение строчками из текста.

(Рассказ ведется от лица мальчика.)

Кот сказал:

“Чтобы это доказать. Надо еще раз прочитать рассказ с самого начала до самого конца!”

Чтение текста учащимися.

– Ты соглашаешься с Котом?

(Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.)

Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает?
(Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, заинтересованному человеку.)

Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите.
(Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг. Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.)

Откройте с. 123. Рассмотрите картинку.

– Кто изображен на ней? (Мальчик и его брат Сережа.)

– Что они делают? (Мальчики играют с одуванчиками.)

– Почему мальчик справа закрыл лицо руками? (Мальчик закрыл лицо руками. Потому что брат дует ему одуванчиком прямо в лицо.)

Портреты Пришвина и его усадьбы

 

 

На экране

 

 

 

 

 

Слова для работы со Словарем

Слайд с названием рассказа и иллюстр. из учебника

VI. Викторина.

– Ребята, для нас Катя приготовила Викторину.

Я предлагаю вам разделиться на группы, для того чтобы отвечать на вопросы.

(Учащиеся делятся на 2 группы. Для нахождения правильного ответа можно пользоваться Учебниками по Литературному чтению частью 1, 2, а также Хрестоматией.)

Вопросы:

  1. Что в давние времена означало “ходить направо” и “ходить налево”? (“Ходить направо” - делать правое дело и говорить правду, “ходить налево” – обманывать, сочинять.)
  2. Какие сказки Джани Родари вы знаете?
    (“Приключения Чипполино”, “Приезжает дядюшка Белый Медведь”)
  3. Какой подарок привез дядюшка Белый Медведь?
    (Он привез снег с Северного полюса).
  4. В чем секрет хокку? (Секрет в тайне особого зрения. Поэт видит красоту в обычных вещах.)
  5. Вспомните сказку Сергея Козлова “Теплым тихим утром посреди зимы”. Какой секрет знал Ежик? (Он знал секрет любования природой)
  6. Красота в природе заметна тогда, когда ею кто-то любуется!
  7. Кому Георгий Юдин посвятил свое стихотворение “Вытри лапы и входи”?
    (Стихотворение посвящено Юрию Ковалю)
  8. Кто написал стихотворение “В снегу бананы зацвели”? (Георгий Юдин)
  9. Как общаются деревья в произведении М.Пришвина “Разговор деревьев”?
    (Деревья разговаривают. Перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися почками, машут ими друг другу.)
  10. Какое открытие сделал мальчик из стихотворения Леонида Яхнина “Музыка Леса”?
    (Герой обнаружил, что он в лесу не один, а вокруг него целый мир: кузнечики, стрекозы, белки, пчелы, паучки. И этот мир летал, трудился, жил.)
Слайды с вопросами.

VI. Работа в “Музейном Доме”.

 

– Молодцы! А сейчас я предлагаю вам продолжить работу с учебником.

– Какое задание предлагают нам авторы учебника?
(Поход в “Музейный Дом”.)

– Давайте сядем с вами вместе вокруг парты. Возьмите учебники и необходимые инструменты (лупа, рамка).
Найдите в “Музейном Доме” картину Ван Гога “Подсолнухи”.

Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжелыми и перезревшими?
(Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже — прямо над кувшином.)

– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите все ли выделили верный фрагмент?

– Как художник это показывает?
(У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжелые, склоненные вниз головки.)

– Рассмотрите их с помощью лупы.

– Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки?
(Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.)

– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите все ли выделили верный фрагмент?

– Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?
(Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, -золотисто-желтого, как поле подсолнухов цвета. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо.)

– С точки зрения художника, в подсолнухах еще сохранились жизненные силы?

– Любят ли подсолнухи жить?
(Подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.)

– Молодцы! Вернемся на свои места.

Слайд с картиной из “Музейного Дома”

 

VII. Итог урока.

– С чем мы познакомились на нашем уроке?

– Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?

– Какому же человеку она их раскрывает?
(Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.)

– Какие секреты мы узнали из рассказа М.Пришвина и картины Ван Гога?
(Мы узнали, что одуванчики на ночь закрывают свои цветки и “ложатся спать вместе с детьми”, а также что даже цветы тянутся к жизни и не хотят погибать.)

– Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Слайд с назван-м картины и назван-м рассказа
VIII. Домашнее задание.
  1. Пересказ рассказа М.Пришвина из дополнительной литературы.
  2. Пересказ рассказа М.Пришвина “Золотой луг” + рисунок.
  3. Выразительное чтение рассказа М.Пришвина “Золотой луг”+ рисунок.
 

Презентацию можно получить у автора статьи.