Цели:
- На примере художественных образов, созданных М.Пришвиным и Ван Гогом, еще раз показать, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.
- Учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить работе с источниками информации (включая учебник).
- Развивать речь учащихся, память, мышление, воображение.
Оборудование:
- учебники по Литературному чтению 1, 2 часть, Хрестоматия, учебник по Русскому языку 2 часть;
- инструменты (лупа, рамка);
- Толковый словарь;
- произведение Чайковского Март “Песнь жаворонка” из цикла “Времена года”, наглядность (презентация).
Презентацию можно получить у автора статьи.
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечание | ||
I. Организационный момент. 1. Работа с музыкальным произведением. |
Здравствуйте ребята! К нам на
урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои
места. – Какое время года наступило? Какой месяц? – Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью музыки создать хорошее настроение? – Я предлагаю вам послушать, как это получилось у Чайковского в музыкальном произведении “Подснежник” из цикла “Времена года”. – Закройте глаза и попробуйте представить чудесный весенний день. (Звучит музыка.) – Когда я слушаю, мне представляется, как тепло пригревают солнечные лучи, начал таять снег. Бегут веселые, игривые ручьи. Небо ярко-голубое. Слышны птичьи трели, разливающиеся над полями. Чистый воздух заполняет грудь. Дышится легко-легко. Вся природа ждет настоящей весны. – Молодцы! Вы очень внимательно слушали! – Как вы думаете, передает ли прослушанное произведение ощущение настоящей весны? – Какие образы возникали у вас при прослушивании данного произведения? – Удалось ли вам услышать музыку весенней капели? Трель жаворонка? Журчание ручейка? Дуновение весеннего ветерка? (Ответы детей.) – Мы прослушали с вами музыкальный образ весны, а сейчас вспомним образ весны, созданный Фетом. Мы говорили о нем на уроке! (Дети наизусть хором читают стихотворение).
– Молодцы! Тихо садитесь на свои места. |
На экране слайды с пейзажем весны | ||
II. Проверка домашнего задания. | – Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано? | Чтение стихотворений | ||
(2 ученика учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева из дополнительной литературы, 3 ученика учили стихотворение Ф.Тютчева из учебника, 2 ученика готовили выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.) – Какой образ проиллюстрировали в своих рисунках? |
и выставка рисунков | |||
III. Актуализация знаний. |
– Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Ученики открывают Содержание учебника и начинают с ним работать). – Какие произведения из этой главы мы изучили? – Чему учат нас эти произведения? – Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей. |
|||
IV. Сообщение темы. |
– С каким произведением мы познакомимся сегодня? (Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.) – С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? (М.Пришвин “Разговор деревьев”) – А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? (Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.) |
На экране название темы урока |
||
V. Объяснение нового материала.
|
– Прежде, чем начать знакомиться с рассказом М.Пришвина “Золотой луг”, Света
познакомит вас с краткой биографией М.Пришвина. – Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса “совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем. – А сейчас, внимательно послушайте рассказ М.Пришвина “Золотой луг”. Какие сложные слова нам встретились? (Промысел, пяту, фукну.) – С чем нам необходимо поработать? – Где найдем значение слова “фукну”? (Более слабый ученик читает сноску внизу страницы) – Сейчас 3 ученика (Дима, Ростислав и Света) найдут
значения слов “промысел” и “Пяту” в Толковых
словарях из библиотеки, а остальные ребята найдут
значения этих слов в словарях из учебника. Сравним значения слов. (Сначала читают дети, которые искали значения слов в Словарях учебника, а затем, дети, которые искали значения слов в Словарях из библиотеки.) – Начнем работать по заданию учебника! Кот сказал: “Одуванчик - загадочный цветок!” – Ты разделяешь мнение Кота? (Одуванчик – загадочные цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.) – А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя-рассказчика? (Об этом герой говорит в последнем предложении: “ С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.) – Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи свое мнение строчками из текста. (Рассказ ведется от лица мальчика.) Кот сказал: “Чтобы это доказать. Надо еще раз прочитать рассказ с самого начала до самого конца!” Чтение текста учащимися. – Ты соглашаешься с Котом? (Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.) – Можно ли сказать, что природа не всем сразу
раскрывает свои секреты? Так кому же она их
раскрывает? Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим
природу? Докажите. – Откройте с. 123. Рассмотрите картинку.
– Кто изображен на ней? (Мальчик и его брат Сережа.) – Что они делают? (Мальчики играют с одуванчиками.) – Почему мальчик справа закрыл лицо руками? (Мальчик закрыл лицо руками. Потому что брат дует ему одуванчиком прямо в лицо.) |
Портреты Пришвина и его усадьбы
На экране
Слова для работы со Словарем Слайд с названием рассказа и иллюстр. из учебника |
||
VI. Викторина. |
– Ребята, для нас Катя приготовила Викторину. Я предлагаю вам разделиться на группы, для того чтобы отвечать на вопросы. (Учащиеся делятся на 2 группы. Для нахождения правильного ответа можно пользоваться Учебниками по Литературному чтению частью 1, 2, а также Хрестоматией.) Вопросы:
|
Слайды с вопросами. | ||
VI. Работа в “Музейном Доме”.
|
– Молодцы! А сейчас я предлагаю вам продолжить работу с учебником. – Какое задание предлагают нам авторы учебника? – Давайте сядем с вами вместе вокруг парты. Возьмите
учебники и необходимые инструменты (лупа, рамка).
– Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжелыми и
перезревшими? – Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите все ли выделили верный фрагмент? – Как художник это показывает? – Рассмотрите их с помощью лупы. – Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки? – Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите все ли выделили верный фрагмент? – Каким образом художник напоминает нам, что когда-то
подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было
голубое небо? – С точки зрения художника, в подсолнухах еще сохранились жизненные силы? – Любят ли подсолнухи жить? – Молодцы! Вернемся на свои места. |
Слайд с картиной из “Музейного Дома”
|
||
VII. Итог урока. |
– С чем мы познакомились на нашем уроке? – Ребята, всем ли природа открывает свои секреты? – Какому же человеку она их раскрывает? – Какие секреты мы узнали из рассказа М.Пришвина и
картины Ван Гога? – Молодцы! Вы очень хорошо поработали! |
Слайд с назван-м картины и назван-м рассказа | ||
VIII. Домашнее задание. |
|
Презентацию можно получить у автора статьи.