Час общения "В царстве Вежливости и Доброты"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

– познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
– развивать познавательный интерес, расширить кругозор учащихся.

Структура: час общения.

Оборудование: карта “Царства Вежливости и Доброты”, наглядный материал (лист, на котором наклеена корзина, цветы, вырезанные из бумаги, солнышко, карточки с заданием, рожицы, конфеты, вырезанные из цветной бумаги, карточка с “вежливыми словами).

Ход занятия

І. Орг. момент

ІІ. Вводная беседа

– Добрый день! Сегодня у нас будет необычный классный час, вот чему он будет посвящен, вы мне скажете сами.

– Что вы видите на доске? (Карту.)

– Обычная это карта или нет? (Нет.)

– Когда простой человек использует карту? (Когда путешествует.)

– Может мне кто-нибудь скажет, что мы сейчас с вами будем делать? (Путешествовать)

(Класс заранее делится на три команды)

– Все любите путешествовать?

– Вот мы и посетим сегодня с вами необычное царство, а как оно называется и где оно находиться, вы мне должны будете сказать сами.

(На доске записана тема урока, но она закрыта бумагой)

– В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. А еще в этом царстве люди любят делать друг другу подарки, но не простые, а волшебные.

– Кто из вас любит получать подарки?

– Почему?

– А вам самим нравится делать подарки другим людям?

– А почему вам это нравится? Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)

– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, подруге,… А испытываете ли вы чувство радости удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?

– А какие подарки вам особенно приятно получать, те которые дарят, потому что их нужно подарить (на празднике, например), или те которые хоть и небольшие, не дорогие, но которые дарят неожиданно, просто так, от чистого сердца?

– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?

– А как?

ІІІ. Основная часть: “В царства вежливости и доброты”

1. Беседа о “волшебных словах”

– Может кто-то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)

– Приятно ли вам было услышать его?

– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?

– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, …)

(Учитель вывешивает данные слова на доску.)

– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в классе?

– Вслушайтесь в слово “здравствуйте”, на какое другое слово оно похоже? (здравие, здоровье.)

– Что желаем мы другому человеку, когда говорим ему “здравствуйте”? (Здоровья.)

– А каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья?

– А что значит слово “до свидания”? (До нового, до скорого свидания.)

– Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему “до свидания”? (Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова)

– Значит, с какой целью люди говорят друг другу “здравствуйте”, “до свидания”, “извините”, “пожалуйста” и др.?

– А как называются все эти слова? (Вежливые.)

– Может, кто-то догадался, как называется наше царство? (Вежливость.)

(Учитель открывает половину названия темы данного мероприятия.)

– Это лишь первая половина названия царства, а другую половину названия вы угадаете чуть позже.

– Правильно вы сказали, что слова, записанные на доске, называются “вежливыми”.

– А как их еще по-другому называют? (Волшебными.)

– Почему?

– Послушайте стихотворение:

– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем не знакомы.
Просто “здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Что же такого особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом “здравствуйте” пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

– А если вот таких маленьких капелек – слов люди мы будем больше дарить друг другу, то какими будут люди на земле?

– Так почему же эти простые, всем известные слова называют “волшебными”?

– Кто понял, о каких волшебных подарках шла речь в самом начале занятия?

2. Знакомство со значением слова “вежливый”, “вежливый человек”

– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (Вежливым.)

– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:

На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.

– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

– Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.)

– Почему?

– Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?

– Как их нужно употреблять? (Правильно.)

– А что значит правильно? (Подходящее, в данной ситуации по смыслу.)

– Какой сделаем вывод? Дополните предложение: для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их … (правильно).)

– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?

– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает: как себя вести в той или иной ситуации. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”

– Значит, какого человека можно назвать вежливым? (Который и знает и умеет себя вести в той или иной ситуации.)

– Вежливость было и есть очень важное качество и обязательное для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или грамматике.

– А вот послушайте, что случилось однажды в одном дворе:

Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я причем?
Но, досчитав, до тридцати,
Сказал: – Ну, дедушка, прости!

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)

– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?

– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)

– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?

– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения? (Извините пожалуйста, я не хотел в Вас обидеть и простите меня за то, что я попал в Вас мячом.)

– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.

– А вот послушайте, какая история произошла с другим мальчиком (читает подготовленный ученик):

Гусь
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
“Не трусь!
Быть может,
Этот Гусь – ручной,
Бежит знакомиться со мной”.
Но у Гуся свирепый вид –
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулся:
– Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось:
“Привет!”

– Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика.)

– Почему он мальчика не тронул? (Мальчик с ним поздоровался.)

– Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)

– Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке)

– Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.)

– Поэтому как мы должны произносить вежливые слова, что бы они стали “Волшебными” и их понимали не только люди, но и животные? (Искренне, с улыбкой, теплотой.)

-Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.

-Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете. Что нашу землю освещает большое солнце. Оно где? (На небе.)

(Звучит лирическая музыка)

– Правильно, оно на небе. Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Оно дарит нам радостное настроение, дарит жизнь всему живому.

– Но оказывается, что бывает и маленькое солнышко. Вы знали об этом? (Нет)

– Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

– Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делает их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того, кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Он будет любить и людей, и птиц, и все живое, что есть на нашей планете Земля. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

– Правильно, это ДОБРОТА!

– Так без чего не может быть вежливого человека? (Без доброты.)

– Так как называется полностью царство, по которому мы сегодня путешествовали?

(Царство Вежливости и Доброты.)

(Учитель открывает полностью название темы.)

ІV. Конкурсы.

Приложение 1.

V. Итог

– А теперь подведем итоги нашего конкурса.

(Учитель подводит итоги, показывая, у кого какая аппликация получилась.)

– Что получилось у вас? (Корзина с цветами.)

– А что же это за корзина, прочитайте? (Корзина счастья.)

– А как называются цветы, которые у вас в корзине? (Счастье, красота, тепло, понимание, забота и т. п.)

– Значит что нужно для счастья?

– А что еще у вас есть на картине? (Солнышко.)

– А что это за солнышко? (Доброта.)

– Что еще нужно человеку для счастья?

– Дети, ласка, любовь, нежность, доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим! И давайте начнем прямо сегодня?

– Посмотрите, что лежит у вас в корзине? (Сердце.)

(Дети из корзины, которая наклеена на лист бумаги достают сердце. Это сердце учитель положил туда заранее и дети не догадывались до самого конца урока о том, что оно там лежит.)

– А какое оно?

– Так, где же находиться “Царство Вежливости и Доброты”? (В нашем сердце.)

– А что бы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим друг другу наши теплые добрые сердца.

(Дети дарят друг другу сердце, которое они сделали дома по просьбе учителя.)

– И закончить сегодняшнее занятие я хотела бы такими словами:

Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанья другого –
Одно удовольствие, честное слово!

– Давайте станем добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

VІ. Рефлексия

– А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы:

1 – я все понял, доволен, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен.

img1.gif (3408 bytes)

– Прикрепите конфетку к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.

– Спасибо, занятие окончено.