Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить с понятием
“вежливость”, показать, в чем проявляется
вежливость, показать необходимость употребления
в речи “вежливых” слов;
– воспитывать культуру общения, формировать
уважение и доброжелательное отношение к людям;
– развивать познавательный интерес, расширить
кругозор учащихся.
Структура: час общения.
Оборудование: карта “Царства Вежливости и Доброты”, наглядный материал (лист, на котором наклеена корзина, цветы, вырезанные из бумаги, солнышко, карточки с заданием, рожицы, конфеты, вырезанные из цветной бумаги, карточка с “вежливыми словами).
Ход занятия
І. Орг. момент
ІІ. Вводная беседа
– Добрый день! Сегодня у нас будет необычный классный час, вот чему он будет посвящен, вы мне скажете сами.
– Что вы видите на доске? (Карту.)
– Обычная это карта или нет? (Нет.)
– Когда простой человек использует карту? (Когда путешествует.)
– Может мне кто-нибудь скажет, что мы сейчас с вами будем делать? (Путешествовать)
(Класс заранее делится на три команды)
– Все любите путешествовать?
– Вот мы и посетим сегодня с вами необычное царство, а как оно называется и где оно находиться, вы мне должны будете сказать сами.
(На доске записана тема урока, но она закрыта бумагой)
– В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. А еще в этом царстве люди любят делать друг другу подарки, но не простые, а волшебные.
– Кто из вас любит получать подарки?
– Почему?
– А вам самим нравится делать подарки другим людям?
– А почему вам это нравится? Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)
– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, подруге,… А испытываете ли вы чувство радости удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?
– А какие подарки вам особенно приятно получать, те которые дарят, потому что их нужно подарить (на празднике, например), или те которые хоть и небольшие, не дорогие, но которые дарят неожиданно, просто так, от чистого сердца?
– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?
– А как?
ІІІ. Основная часть: “В царства вежливости и доброты”
1. Беседа о “волшебных словах”
– Может кто-то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)
– Приятно ли вам было услышать его?
– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?
– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, …)
(Учитель вывешивает данные слова на доску.)
– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в классе?
– Вслушайтесь в слово “здравствуйте”, на какое другое слово оно похоже? (здравие, здоровье.)
– Что желаем мы другому человеку, когда говорим ему “здравствуйте”? (Здоровья.)
– А каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья?
– А что значит слово “до свидания”? (До нового, до скорого свидания.)
– Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему “до свидания”? (Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова)
– Значит, с какой целью люди говорят друг другу “здравствуйте”, “до свидания”, “извините”, “пожалуйста” и др.?
– А как называются все эти слова? (Вежливые.)
– Может, кто-то догадался, как называется наше царство? (Вежливость.)
(Учитель открывает половину названия темы данного мероприятия.)
– Это лишь первая половина названия царства, а другую половину названия вы угадаете чуть позже.
– Правильно вы сказали, что слова, записанные на доске, называются “вежливыми”.
– А как их еще по-другому называют? (Волшебными.)
– Почему?
– Послушайте стихотворение:
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем не знакомы.
Просто “здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали!Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Что же такого особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом “здравствуйте” пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)
– А если вот таких маленьких капелек – слов люди мы будем больше дарить друг другу, то какими будут люди на земле?
– Так почему же эти простые, всем известные слова называют “волшебными”?
– Кто понял, о каких волшебных подарках шла речь в самом начале занятия?
2. Знакомство со значением слова “вежливый”, “вежливый человек”
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (Вежливым.)
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?
– Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.)
– Почему?
– Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?
– Как их нужно употреблять? (Правильно.)
– А что значит правильно? (Подходящее, в данной ситуации по смыслу.)
– Какой сделаем вывод? Дополните предложение: для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их … (правильно).)
– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?
– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает: как себя вести в той или иной ситуации. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”
– Значит, какого человека можно назвать вежливым? (Который и знает и умеет себя вести в той или иной ситуации.)
– Вежливость было и есть очень важное качество и обязательное для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или грамматике.
– А вот послушайте, что случилось однажды в одном дворе:
Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я причем?
Но, досчитав, до тридцати,
Сказал: – Ну, дедушка, прости!
– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)
– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?
– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)
– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?
– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения? (Извините пожалуйста, я не хотел в Вас обидеть и простите меня за то, что я попал в Вас мячом.)
– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.
– А вот послушайте, какая история произошла с другим мальчиком (читает подготовленный ученик):
Гусь
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
“Не трусь!
Быть может,
Этот Гусь – ручной,
Бежит знакомиться со мной”.
Но у Гуся свирепый вид –
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулся:
– Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось:
“Привет!”
– Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика.)
– Почему он мальчика не тронул? (Мальчик с ним поздоровался.)
– Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)
– Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке)
– Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.)
– Поэтому как мы должны произносить вежливые слова, что бы они стали “Волшебными” и их понимали не только люди, но и животные? (Искренне, с улыбкой, теплотой.)
-Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.
-Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете. Что нашу землю освещает большое солнце. Оно где? (На небе.)
(Звучит лирическая музыка)
– Правильно, оно на небе. Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Оно дарит нам радостное настроение, дарит жизнь всему живому.
– Но оказывается, что бывает и маленькое солнышко. Вы знали об этом? (Нет)
– Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?
– Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делает их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того, кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Он будет любить и людей, и птиц, и все живое, что есть на нашей планете Земля. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?
– Правильно, это ДОБРОТА!
– Так без чего не может быть вежливого человека? (Без доброты.)
– Так как называется полностью царство, по которому мы сегодня путешествовали?
(Царство Вежливости и Доброты.)
(Учитель открывает полностью название темы.)
ІV. Конкурсы.
V. Итог
– А теперь подведем итоги нашего конкурса.
(Учитель подводит итоги, показывая, у кого какая аппликация получилась.)
– Что получилось у вас? (Корзина с цветами.)
– А что же это за корзина, прочитайте? (Корзина счастья.)
– А как называются цветы, которые у вас в корзине? (Счастье, красота, тепло, понимание, забота и т. п.)
– Значит что нужно для счастья?
– А что еще у вас есть на картине? (Солнышко.)
– А что это за солнышко? (Доброта.)
– Что еще нужно человеку для счастья?
– Дети, ласка, любовь, нежность, доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим! И давайте начнем прямо сегодня?
– Посмотрите, что лежит у вас в корзине? (Сердце.)
(Дети из корзины, которая наклеена на лист бумаги достают сердце. Это сердце учитель положил туда заранее и дети не догадывались до самого конца урока о том, что оно там лежит.)
– А какое оно?
– Так, где же находиться “Царство Вежливости и Доброты”? (В нашем сердце.)
– А что бы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим друг другу наши теплые добрые сердца.
(Дети дарят друг другу сердце, которое они сделали дома по просьбе учителя.)
– И закончить сегодняшнее занятие я хотела бы такими словами:
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанья другого –
Одно удовольствие, честное слово!
– Давайте станем добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
VІ. Рефлексия
– А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы:
1 – я все понял, доволен, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен.
– Прикрепите конфетку к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.
– Спасибо, занятие окончено.