Метод научного познания как способ повышения познавательной и творческой активности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


При подготовке к занятиям перед учителем возникает много проблемных вопросов, и прежде всего такие:

  • Как заинтересовать предметом и учёбой своих учеников?
  • Как добиться лучшей успеваемости?
  • Как научить учиться?
  • Как развивать способности детей?

У каждого педагога своя методика, свои приёмы, как говорят, свой стиль, свой «почерк», которые дают хорошие результаты, однако, учитель должен использовать рекомендации современной психологии, педагогики, методики преподавания предмета. Много полезного может дать знакомство с опытом работы коллег, который в большом изобилии предлагает нам журнал «Физика в школе» и предметная газета «Физика».

Я абсолютно уверена, что чужой опыт преподавания нельзя бездумно использовать у себя на уроке, т.к. чаще всего эффективность будет низкой, или может быть и вовсе «нулевой». Сначала надо ознакомиться с опытом, как бы пропустить его через себя, выяснить своё отношение к нему, затем «примерить» этот опыт на своих учеников. Учитель уже имеющий свои методы работы сразу же отбросит то, что ему не подходит, и возьмёт на вооружение то, что его заинтересовало. Иногда может быть ему понравится какая- то идея, которую он воплотит на уроке «по-своему». Сколько людей – столько и мнений, сколько учителей – столько и приёмов работы с учащимися. Читая методические журналы, методическую литературу, иногда теряешься в обильном информационном потоке методик, рекомендаций; что взять на вооружение, какую технологию выбрать, какие методы использовать на уроке?

Каждый учитель должен иметь свою технологию проведения уроков, которая содержит свой стержень, свою основу методики, исходя из которой, он определяет для каждого класса, с учётом индивидуальных особенностей детей, для каждого урока его цель и методы её реализации. Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, чему в полной мере способствует метод научного познания, повышающий познавательную и творческую активность учащихся.

Хочу остановиться на том, что для меня является главным в использовании технологии научного познания и показать это на примере одного урока.

Для того чтобы учащийся «включился» в учебно-познавательную деятельность, в активный мыслительный процесс, нужна мотивация – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает.

Какие бывают мотивы?

Самый главный для школьника – это познавательный, когда у учащихся появляется интерес к познанию и самопознанию нового. Приёмы создания такого мотива:

  1. Рассказ о практических применениях какого-либо явления или закономерности (в промышленности, технике, военном деле, медицине, быту и т.д.).
  2. Рассказ занимательного факта.
  3. Информация из жизни любимых литературных героев.
  4. Демонстрация опыта без его объяснения и пояснений , с последующим его обсуждением, переходящим в рассмотрение нового материала.
  5. Демонстрация опыта, который противоречит здравому смыслу, с последующим его разбором и изучением материала, с помощью которого его можно объяснить.

Не менее важным для учащегося является желание как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, свой культурный уровень. Для создания такой мотивации учитель может использовать следующие пути:

  1. Учитель информирует учащихся о значимости новой темы, которую предстоит изучить.
  2. Рассказ о новом для учащихся умственном умении или методе практической деятельности, который они будут осваивать на уроке.
  3. Получению хороших или лучших результатов способствует мотивация на достижение побед в интеллектуальных соревнованиях и конкурсах.

Деятельностный подход к обучению.

Реализация деятельности учащихся на уроке и деятельностный подход к преподаванию – это одно из требований модернизации школьного образования.«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого , собственными силами, собственным напряжением.» - писал А. Дистервег почти 200 лет назад. Чуть позже, спустя 40 лет, К. Д. Ушинский, знаменитый российский педагог, отмечал, что главная цель обучения и воспитания: « …дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».

Сегодня очевидно, чтобы повысить эффективность учебных занятий, необходим деятельностный подход к обучению, причём деятельность интенсивная и разнообразная потому, что именно в ней формируется человек, его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения

Технология научного метода познания.

Для реализации деятельностного подхода и решения задач развития интеллектуальных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделить не только передаче суммы готовых знаний, но и знакомству с методами научного познания окружающего мира.

Наиболее полно, на мой взгляд, соответствует этим задачам технология развития способностей школьников самостоятельно мыслить и учиться, мыслить и творчески действовать, разработанная В.Г. Разумовским, В.А.Орловым, Ю.А. Сауровым и В.В. Майером. Ими создана программа «Физика в самостоятельных исследованиях» и написаны учебники для 7 – 9 классов, по которым я работаю с учащимися третий год. Суть данной технологии состоит в том, что для того, чтобы ученик в процессе обучения мог самостоятельно мыслить и творчески действовать, он должен знать, что и как это делать. Для этого учащиеся с самого начала изучения курса физики в 7-ом классе знакомятся с научным методом познания, создание которого связывают с именем Г. Галилея. Кроме общего метода познания, школьники овладевают методами исследования: экспериментальными и теоретическими, которые используются на этапах познания. Благодаря этому учащиеся получают, во-первых, осведомлённость о происхождении научных знаний и их отличии от обычной информации; во-вторых, представление о необходимой последовательности познавательных действий, ведущих от незнания к знанию.

При этом меняется функция учителя – теперь учитель не просто сообщает определённую сумму знаний, т. е. информирует учащихся о физических явлениях, законах и т.д., а организовывает самостоятельную познавательную деятельность учащихся.Эта деятельность на уроках имеет форму самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами. Выполнение такого исследования ведёт ученика от незнания к знанию не со страниц учебника и не со слов учителя, а в результате собственного исследования т. е. учащиеся делают собственные открытия.

Основные принципы методики обучения.

При работе с учащимися главным считаю для себя следующее:

  1. Развитие познавательной инициативы учащихся на основе метода научного познания, самостоятельное проведение ими экспериментальных и теоретических исследований. Самостоятельность предполагает владение методом познания и умение работы с текстом учебника. Поэтому на каждом уроке провожу самостоятельное чтение той или иной части изучаемого параграфа.
  2. При выполнении каждого исследования добиваться от учащихся чёткого понимания его цели. Метод познания включает в себя выдвижение гипотезы, т. е. догадки, а это – интуиция, которая является важнейшим инструментом познания, Поэтому за верные догадки, предположения ставлю высокие поощрительные отметки, тем самым стимулируя познавательную инициативу и активность всего класса.
  3. Научить школьников самостоятельно проводить исследование в определённом порядке. Для этого я разработала алгоритм исследования и его записи в тетрадях, который вклеен на внутренней обложке тетради для исследований каждого ученика (приложение 1). Однако не все пункты данного алгоритма должны обязательно выполняться при каждом исследовании. Здесь же указана последовательность этапов решения исследовательских заданий на конструирование приборов или экспериментальных установок.
  4. Один из важнейших методов исследования – это наблюдение явлений. Перед исследованием с целью организации соревнования учащихся в применении своих знаний и развития смекалки, я обращаюсь к ним с вопросами такого типа:
    • На каком опыте можно наблюдать выполнение какого-то закона или его проявление?
    • Как можно наблюдать взаимосвязь или зависимость одних физических величин от других?
    • На каком опыте можно убедиться в существовании тех или иных явлений?
  5. Домашнее задание обычно исчерпывается чтением параграфа, вопросами самопроверки, упражнениями и домашними исследованиями. Для учащихся составлены рекомендации «Как готовиться дома к занятиям по физике», которые вклеены у каждого в форзаце учебника (приложение 2)

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА В 7-ом КЛАССЕ.

Тема урока: «Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания»

Цели и задачи педагогической деятельности на уроке:

  • Продолжить знакомство учащихся с общим методом научного познания, используя теоретическое исследование с последующей экспериментальной проверкой
  • Формирование умений применять полученные знания на практике.
  • Развивать познавательные интересы, познавательную и творческую активность учащихся на основе успешного применения метода научного познания при исследовании.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков.

Ход урока

1. Аукцион знаний.

Учитель демонстрирует карточки с формулами: 1) давления твёрдого тела на опору, 2) давление жидкости на дно сосуда, 3) давление на поршни гидравлической машины, 4) архимедовой силы.

Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

  • В чём состоит физическая суть формулы?
  • Какие физические величины входят в формулу?
  • Какую математическую зависимость выражает формула и как можно её графически изобразить?

2. Актуализация опорных знаний.

- В чём заключается научный метод познания? /1)Наблюдения 2)Гипотеза. 3)Теоретические следствия 4)Экспериментальная проверка./

- Какие существуют два метода исследования? (Теоретический и экспериментальный )

- Какие исследования мы проводили экспериментальным методом? (Зависимость силы упругости от деформации; зависимость силы тяжести, действующей на тело от его массы; зависимость силы трения скольжения от площади поверхности и силы трения).

-Какие исследования мы проводили теоретическим методом? (Зависимость давления внутри жидкости от глубины погружения; вывод архимедовой силы)

3. Мотивация учения сообщение темы и постановка проблемы.

Учитель:

- На каждом столе имеется кусок хозяйственного мыла в виде бруска. Как определить его плотность? ( По формуле плотности вещества – массу тела разделить на его объём)

- С помощью какого прибора можно определить массу тела? (С помощью весов).

- Весов нет, зато у вас на столах есть динамометры. Как в этом случае можно определить массу бруска мыла? (С помощью динамометра измерить вес куска мыла, затем вычислить массу тела, разделив его на 9,8 Н/кг).

- Можно на основании опыта по измерению архимедовой силы с использованием математических преобразований разработать новый метод по определению плотности вещества. Этот метод называется гидростатическим взвешиванием. Это и есть тема нашего урока.

- Учащиеся записывают в тетрадях проблему:

Разработать метод измерения плотности вещества методом гидростатического взвешивания.

4. Изучение нового материала. Теоретический метод исследование .

Эвристическая беседа и вывод формулы плотности тела

Учитель задаёт вопросы, а учащиеся отвечают и записывают вывод в тетрадях

- Как на опыте мы измеряли архимедову силу? (С помощью динамометра измеряли вес тела в воздухе и в жидкости, разность этих показаний и есть архимедова сила).

- Если обозначить вес тела в воздухе – Р, вес тела в жидкости известной плотности -Р1, как записать , чему равна архимедова сила? (Fа =Р-Р1 ) (1)

- Как записать формулу архимедовой силы? ( Fа = ρжġ v) (2)

- Подставьте формулу (2) в формулу (1) (Р-Р1 = ρжġ v) ( 3)

- Чему равен вес тела в воздухе? ( Р = ġ m = ġρтv) (4)

- Найдите объём тела из формулы (4) (v = ) (5)

- Подставить (5) в (3) (Р-Р1 = ρжġ   ; Р-Р1 = ρж   ) (6)

- Из формулы (6) найдите плотность тела (ρт = ρжР/ Р-Р1)

5. Экспериментальный метод исследования.

Исследование 2.9 (Учебник стр. 103)

Учащиеся читают ход исследования, затем проводится беседа:

- Какими двумя способами можно определить плотность мыла?

- Какую формулу надо использовать для определения плотности мыла гидростатическим методом?

- Каков ход этого эксперимента?

- По какой другой формуле вы ещё можете определить плотность мыла?

- Какие измерения необходимо выполнить в этом случае?

- Что должны сделать в заключении исследования? (Сравнить полученные результаты и сделать вывод, какой метод определения плотности более точный?

6. Итог урока

Обсуждение результатов экспериментов.

7. Домашнее задание

Параграф 2.9, вопросы для самоконтроля.

Приложение 1
Приложение 2