Новые подходы к сотрудничеству семьи и школы как ведущие условия создания образовательного пространства гимназии

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Современная школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности. Гимназия – это культурный и образовательный центр, который поддерживает и развивает творческий потенциал детей с повышенной учебной мотивацией.

Воспитание в образовательном пространстве гимназии понимается, как взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию. Воспитательный процесс представляет собой планомерно организованную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность.

Воспитательная работа – это организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Основная цель воспитательной системы педагогического коллектива начальных классов:

  • создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей;
  • реализация их потребностей в познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности;
  • адаптация детей к условиям школьной жизни, подготовка их к обучению на следующих ступенях образования;
  • построение единого образовательного пространства.

Для реализации целей предполагаются осуществить следующие задачи:

  1. создать оптимальные условия для полноценного развития способностей, свойственных младшему школьному возрасту, формировать способы деятельности, приемы мыслительной работы.
  2. воспитывать младших школьников в духе гражданственности, патриотизма, уважения прав личности. Формировать у детей высокие нравственные принципы – порядочность, честность, трудолюбие, милосердие, умения следовать им в повседневной жизни.

Воспитательная система нашей гимназии складывается из совместной деятельности учителей, психолога, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Такое сотрудничество направлено на успешное разностороннее развитие и самореализацию ребенка. Для обеспечения готовности педагогов к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в новых условиях проводилась работа постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Теоретические и методические основы личностно ориентированного обучения и воспитания» и создавались творческие лаборатории педагогов:

  • «Технологии личностно ориентированного образования»
  • «Моделирование и построение воспитательной системы класса»
  • «Проектирование образовательных маршрутов учащихся»
  • «Мониторинг результатов развития личности и коллектива»

Медико-социальная и психолого-педагогическая служба поддерживает процесс развития личности ребенка ведет психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, осуществляет координацию и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении способностей, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Учителя начальных классов гимназии участвуют и побеждают на школьных и улусных конкурсах «Классный руководитель года». А.В.Трифонова - автор «Программы по повышению педагогической культуры родителей», программы по системе воспитательной работы «Новые подходы к сотрудничеству семьи и школы», заняла 2 место в улусном конкурсе «Классный руководитель – 2003». Д.Н.Алексеева – победитель улусного конкурса «Классный руководитель года – 2005».

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество:

  • с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения, поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся.
  • с родителями. Формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.

Дополнительное образование только называется дополнительным, на самом деле для формирования личности оно зачастую становится определяющим. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем не простом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию, расширению кругозора.

Дополнительное образование часть обучения, воспитания, педагогической поддержки, которая осуществляется за рамками учебного плана школы:

В сфере дополнительного образования главное:

  • создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения;
  • повышение и поддержание познавательного интереса детей;
  • свободный выбор учащимися дополнительных образовательных программ и направлений;
  • признание права на пересмотр возможностей в самореализации;
  • создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

Танцевальная студия «Реверанс» – руководитель Прасковья Ивановна Заборовская, помогает маленьким детям с необыкновенной легкостью заменять слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову, различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют ребенка творчески использовать пластическую возможность, помогают раскрепоститься и ощутить возможности своего тела, развивают воображение. Наши дети - неоднократные дипломанты и лауреаты улусных, региональных, республиканских конкурсов «Полярная звезда», «Сарданалаах аартык» (с. Октемцы), «Кундул» (с.Майя).

Руководитель театральной студии «Образ» Валентина Ильинична Карманова помогает ввести детей в страну художественного воображения, снимает проблемы связанные с адаптацией к школьным условиям. Дети обрели веру в свои силы и возможности, научились деловому общению в процессе театрализованной деятельности. Занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, научили сочувствию и сопереживанию. Валентина Ильинична признана «Лучшим руководителем разговорного жанра 2006».

Вокальная студия «Нарыйаана» – руководитель Зинаида Платоновна Сивцева, развивает вокально-хоровые навыки младших школьников. Занятия в студии занимают важное место в формировании общей культуры личности, нравственно-эстетического воспитания, взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Вокальная студия «Нарыйаана» гордость не только гимназии, но и улуса, республики. Ансамбль является «Образцовым ансамблем Республики Саха», неоднократным лауреатом улусных, региональных, республиканских, международных конкурсов и фестивалей. Руководитель Зинаида Платоновна – «Лучший руководитель вокального ансабля 2004,2005,2006».

Студия «Бисероплетения» – руководитель Антонина Кирилловна Алексеева, в течение многих лет успешно работает с младшими школьниками, развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности и в конечном итоге приносит огромное удовлетворение. А выполненные из бисера предметы интерьера – абажур на настольную лампу, рамка для фотографий, гобелен-миниатюра, салфетки, оплетенные стаканы сосуды, вазочки, различные шкатулки и многое другое создают в доме уют и приподнятое настроение. Работы детей с успехом выставляются на региональные, улусные выставки.

В 2003 году во 2 «б» классе (кл. рук. Е.А. Габышева) началась реализация совместного проекта – Театр моды «Непоседы». В работе театра задействованы весь класс, родители, преподаватель ритмики Л.А.Яковлева, учитель технологии М.И.Трифонова Руководителем и модельером театра является учитель технологии Л.Д,Артемьева

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Расширяется у детей круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. В нашей школе работает шахматный клуб «Белая ладья» – руководитель Антонина Васильевна Трифонова. Учащиеся неоднократные чемпионы и призеры улусных соревнований по шахматам и шашкам среди начальных классов.

Научное общество «Исток» – руководитель Елена Александровна Габышева проводит работу по приобщению младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности. Учащиеся выбирают и формулируют темы своих работ, проводят информационно-поисковую работу в рамках избранной темы, выдвигают гипотезы, выполняют творческие задания, выступают с сообщениями перед учащимся и учителями гимназии.С каждым годом растет количество детей, желающих принять участие в исследовательской работе. Проектная деятельность учащихся, таким образом, давно является в начальных классах гимназии естественной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Защита ученических проектов ежегодно проходит на улусной НПК «Шаг в будущее «Юниор», в «Каракановских чтениях», в краеведческой конференции «Сээркээн сэьэн». Неоднократно учащиеся гимназии становились лауреатами и дипломантами этих мероприятий.

Для развития детей в образовательном пространстве гимназии огромную роль играет тесное сотрудничество с родителями. Сотрудничество предполагает заинтересованность всех сторон в продуктивном взаимодействии.

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Работа с родителями строится по следующей схеме:

Классные руководители, планируя работу с семьями учащихся, успешно реализуют идеи и принципы развивающего обучения, эффективно применяют в учебном процессе оригинальную систему внутренней дифференциации, умело используют в учебной и внеклассной деятельности работу творческих студий, активно содействуют развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности каждого ученика. В своей практической деятельности действуют в соответствии с парадигмой гуманистического личностно ориентированного образования и воспитания.

В деятельности по моделированию воспитательной системы можно выделить три основных направления:

  • «Давайте, познакомимся!» – изучение индивидуальных характеристик классного сообщества. В 1 классе родители со своими детьми рассказывают о себе, своих интересах и увлечениях, привлекательных чертах своего характера. В последующем заполняются данные о каждом ребенке и о его родителе, так же проводятся «Осенние встречи» для учащихся и родителей 2,3,4 классов.
  • «Давайте жить дружно и интересно!» – деятельность по сплочению и развитию коллектива. Сплочению классного коллектива способствовала разнообразная и интересная внеклассная деятельность учащихся, посещение всеми учащимся разных студий, кружков, секций, ДМШ, ДЮСШ, ДДТ, СЮТ.
  • «Давайте помечтаем!» – совместная работа учителей, учащихся и родителей по проектированию перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива. Проведение тематических классных часов по месяцам с участием родителей, работа творческих мастерских.

В проведении этих мероприятий учитывают воспитательный потенциал семьи, социальное положение семей, уровень образования родителей, стиль взаимоотношений между членами семей, личностные особенности родителей. Систематически ведется диагностическая работа, позволяющая увидеть объективную картину социума начальных классов в целом.

Наши родители принимают активное участие в воспитательной работе. С помощью их по запланированному плану воспитательной работы каждого учителя систематически проводятся тематические классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, что облегчает работу учителя и приводит к сотрудничеству школы и семьи. В ходе этого родители расширяют свой кругозор, наблюдают за развитием своего ребенка, устанавливается тесная связь со школой. Кроме того, родители являются нашими спонсорами. В результате сотрудничества учителей, учащихся, преподавателей ДО, родителей образовались традиции в образовательном пространстве гимназии:

Традиции гимназии – Приложение 1.

Педагогический коллектив нашей гимназии придерживается двух основных принципов:

  • Каждый ребенок уникален и должен развиваться природосообразно;
  • Мы строим школьный мир, в котором ребенок не готовится к жизни, а живет.

Для реализации этих принципов разработана индивидуальная «Карта развития ребенка», которая способствует отслеживанию развития каждого ребенка, установлению тесных связей с родителями.

Вся комплексная работа родителей, педагогического коллектива школы показывает тенденцию положительного сдвига в качестве образования, индивидуализации обучения и воспитания школьников, создании условий для творческого развития личности, за которой – будущее села, республики, страны. В этом главная миссия – нашей гимназии.