Цели проекта:
- научить учащихся использовать мультимедийные презентации для представления результатов своих исследований;
- систематизировать представления учащихся об истории развития вычислительной техники;
- познакомить учащихся с принципами добросовестного использования объектов авторского права;
- научить школьников доказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы по проекту;
- научить оппонировать представленному проекту и подводить итоги разработки проекта.
Задачи учителя:
- активизировать самостоятельную работу учеников с помощью проектно-исследовательской деятельности;
- совместно с учащимися разработать критерии оценивания презентации;
- познакомить учащихся с тактикой «черно-белого оппонирования»;
- обсудить созданный учащимися проект как результат их исследований;
- подвести итоги самостоятельной работы учащихся.
Техническое оснащение:
- компьютеры;
- конференц-оборудование;
- проекционная система.
Программное обеспечение:
- редактор электронных презентаций Microsoft PowerPoint;
- текстовый процессор;
- программа обработки изображений;
- программы работы с мультимедиа.
План проведения проекта
1 этап – подготовительный
На данном этапе определяю тему проекта, основные цели и задачи, а также формулирую задания для самостоятельной работы учащихся.
В качестве темы для самостоятельного исследования классу предлагается тема «Поколения ЭВМ: от абака до суперкомпьютера». Учащимся требуется найти ответы на следующие вопросы:
- Как развивались счетно-решающие средства до создания ЭВМ?
- Что называют «поколением ЭВМ» и чем обусловлена смена поколений?
- Какие классы компьютеров существуют и что лежит в основе их классификации?
- Пятое поколение ЭВМ – миф или реальность?
2 этап – формирование групп учащихся
Учащиеся делятся на 4 группы, выбирают вопрос, над которым они будут работать. В каждой мини-группе учащиеся между собой распределяют обязанности: поиск информации, оформление текстового отчета о проделанной работе, создание мультимедийной презентации для представления результатов исследования данной группы учащихся, защита работы.
Каждой группе выдается лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту [1]. (Приложение 4)
3 этап – инструктаж учащихся
- Консультации с каждой группой учащихся по теме задания.
- Обсуждение критериев оценивания презентации (Приложение 1).
- Организация дискуссии по теме «Правовые аспекты работы с информацией». Вопросы для обсуждения в группах [2]:
- Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав компьютерных программ и владельцев баз данных.
- Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.
- Правовые и этические нормы работы в Интернете.
Проведение дискуссии [3] по столь актуальной на сегодняшний день теме позволяет мне, как педагогу, решать следующие задачи:
- правовое воспитание учащихся;
- воспитание информационной культуры;
- развитие чувства ответственности за свои поступки;
- расширение правового кругозора.
4 этап – самостоятельная работа учащихся
Роль учителя на данном этапе – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.
5 этап – оформление работы
На данном этапе учащиеся систематизируют полученные данные, оформляют отчет о проделанной работе в текстовой форме, а также в форме мультимедийной презентации с результатами исследований. Роль учителя – консультирование и помощь.
6 этап – защита проекта
На данном этапе каждая группа учащихся выступает с результатами своих исследований. Защита работ производится в соответствии с определенными правилами:
- Время выступления – презентации проекта: не более 10 минут.
- Время на обсуждение: 7-10 минут.
- Форма обсуждения: обсуждение проводится по принципу «черно-белого оппонирования» [1] (Приложение 2).
7 этап – оценивание результатов проекта
Учащиеся оценивают работу каждой группы в соответствии с листом контроля (Приложение 3). Учитель оценивает работу групп в целом.
Для проверки знаний по изученной теме использую:
- компьютерное тестирование «История развития вычислительной техники»;
- кроссворды;
- ребусы.
Список литературы
- Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5 изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. – 368 с.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова // Под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.