Разработка учебного проекта "Поколения ЭВМ"

Разделы: Информатика


Цели проекта:

  • научить учащихся использовать мультимедийные презентации для представления результатов своих исследований;
  • систематизировать представления учащихся об истории развития вычислительной техники;
  • познакомить учащихся с принципами добросовестного использования объектов авторского права;
  • научить школьников доказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы по проекту;
  • научить оппонировать представленному проекту и подводить итоги разработки проекта.

Задачи учителя:

  • активизировать самостоятельную работу учеников с помощью проектно-исследовательской деятельности;
  • совместно с учащимися разработать критерии оценивания презентации;
  • познакомить учащихся с тактикой «черно-белого оппонирования»;
  • обсудить созданный учащимися проект как результат их исследований;
  • подвести итоги самостоятельной работы учащихся.

Техническое оснащение:

  • компьютеры;
  • конференц-оборудование;
  • проекционная система.

Программное обеспечение:

  • редактор электронных презентаций Microsoft PowerPoint;
  • текстовый процессор;
  • программа обработки изображений;
  • программы работы с мультимедиа.

План проведения проекта

1 этап – подготовительный

На данном этапе определяю тему проекта, основные цели и задачи, а также формулирую задания для самостоятельной работы учащихся.

В качестве темы для самостоятельного исследования классу предлагается тема «Поколения ЭВМ: от абака до суперкомпьютера». Учащимся требуется найти ответы на следующие вопросы:

  1. Как развивались счетно-решающие средства до создания ЭВМ?
  2. Что называют «поколением ЭВМ» и чем обусловлена смена поколений?
  3. Какие классы компьютеров существуют и что лежит в основе их классификации?
  4. Пятое поколение ЭВМ – миф или реальность?

2 этап – формирование групп учащихся

Учащиеся делятся на 4 группы, выбирают вопрос, над которым они будут работать. В каждой мини-группе учащиеся между собой распределяют обязанности: поиск информации, оформление текстового отчета о проделанной работе, создание мультимедийной презентации для представления результатов исследования данной группы учащихся, защита работы.

Каждой группе выдается лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту [1]. (Приложение 4)

3 этап – инструктаж учащихся  

  1. Консультации с каждой группой учащихся по теме задания.
  2. Обсуждение критериев оценивания презентации (Приложение 1).
  3. Организация дискуссии по теме «Правовые аспекты работы с информацией». Вопросы для обсуждения в группах [2]:
  • Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав компьютерных программ и владельцев баз данных.
  • Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.
  • Правовые и этические нормы работы в Интернете.

Проведение дискуссии [3] по столь актуальной на сегодняшний день теме позволяет мне, как педагогу, решать следующие задачи:

  • правовое воспитание учащихся;
  • воспитание информационной культуры;
  • развитие чувства ответственности за свои поступки;
  • расширение правового кругозора.

4 этап – самостоятельная работа учащихся

Роль учителя на данном этапе – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.

5 этап – оформление работы

На данном этапе учащиеся систематизируют полученные данные, оформляют отчет о проделанной работе в текстовой форме, а также в форме мультимедийной презентации с результатами исследований. Роль учителя – консультирование и помощь.

6 этап – защита проекта

На данном этапе каждая группа учащихся выступает с результатами своих исследований. Защита работ производится в соответствии с определенными правилами:

  1. Время выступления – презентации проекта: не более 10 минут.
  2. Время на обсуждение: 7-10 минут.
  3. Форма обсуждения: обсуждение проводится по принципу «черно-белого оппонирования» [1] (Приложение 2).

7 этап – оценивание результатов проекта

Учащиеся оценивают работу каждой группы в соответствии с листом контроля (Приложение 3). Учитель оценивает работу групп в целом.

Для проверки знаний по изученной теме использую:

  1. компьютерное тестирование «История развития вычислительной техники»;
  2. кроссворды;
  3. ребусы. 

Список литературы 

  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5 изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. – 368 с.
  2. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.
  3. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова // Под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.