Подготовка к проведению вечера.
Работа со школьниками начинается задолго до проведения вечера.
В соответствии с диагностированными ранее интересами и способностями школьников, определяются рабочие группы.
Ребята предварительно получают и выполняют задания:
Группа психологов – провести анонимный опрос среди учащихся (по возможности 1-11 классов), предлагая им следующую закрытую анкету:
- Курят ли члены Вашей семьи?
- да
- нет
- Пробовали ли курить Вы сами?
- да
- нет
- Курите ли вы сейчас?
- да
- нет
Результаты опроса обрабатываются и представляются в табличном виде и в виде диаграмм. Как правило, результаты диагностики показывают, что к 8 классу более половины респондентов хотя бы один раз пробовали курить сигареты, некоторые, курят систематически.
Группа химиков готовиться учителем к демонстрации опытов, характеризующих состав сигаретного дыма. Важно обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения правил техники безопасности в процессе выполнения этого вида деятельности.
Группа экономистов производит расчеты, связанные с материальными затратами на покупку сигарет, при условии выкуривания одной сигареты, одной пачки сигарет – в день, в год.
Группа «курильщиков» получает задание творчески разыграть ситуации, побуждающие молодых людей начать курить.
Группа историков готовит сообщения об истории использования табака человеком и проникновении его в Россию.
Группа физиологов о влиянии составляющих табачного дыма на организм человека вообще и на детский организм, в частности.
Группа юристов должна изучить российское антиникотиновое законодательство.
Группа учащихся получает задание подготовить поэтические отрывки по теме.
Группа художников получает задание по оформлению помещения, в котором состоится вечер.
Роль ведущего считаю необходимым оставить за классным руководителем. Его задача – создать непринужденную атмосферу, располагающую к откровенной беседе. Кроме того, это позволит управлять коллективным мышлением, направляя его в нужное русло.
Использование современных компьютерных технологий позволяет представить собранный материал в виде презентаций.
Сценарий вечера.
Ведущий. Разрешите приветствовать Вас всех, собравшихся здесь. Вас не оставшихся равнодушными к акции, которая традиционно проводится в нашей школе, акции " День без сигарет».
Наверняка каждый из вас не один раз слышал о вреде курения для здоровья. И тем не менее... Давайте предоставим слово нашим психологам.
Группа психологов сообщает о результатах анонимного опроса и делает соответствующие выводы. Результаты представляются в виде диагрмм.
Ведущий. Выводы, к которым пришли психологи послужили непосредственной причиной проведения очередной акции " День без сигарет " и в его рамках сегодняшнего вечера - "Преодолей себя! ".
Цели нашего мероприятия следующие:
- актуализировать знания о вреде, который несет табакокурение;
- понять причины, которые заставляют молодого человека впервые взять в руки сигарету;
- разоблачить некоторые мифы, сложившиеся вокруг курения;
- ответить на вопрос: что же делать, если курение уже стало привычкой.
Начать наш сегодняшний разговор предлагаю со справки: откуда и как пришел табак в Новый свет?
Послушаем, что по этому поводу нам скажут историки.
Историк 1. Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению связана с именем Колумба.
12 октября 1492 года Колумб высадился на американском континенте.
В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения "петум". Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. В представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, но это не помешало многим матросам экспедиции и самому адмиралу втянуться в это занятие. Растение назвали табаком от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Христофора Колумба семена табака были завезены в Испанию. Затем морскими и караванными путями они были доставлены практически во все уголки земного шара.
Историк 2. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии он был объявлен "забавой дьявола". Римские папы предлагали отлучать курильщиков от церкви. Пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I (1585) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
Даже в России во времена царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Однако в силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, (торговля им приносила существенную прибыль), с 1697 года (правление Петра I) табак оказался официально разрешенным.
Ведущий. Наказания, которые получали за табакокурение люди, не удивительны с учетом того вреда, который оно наносит здоровью самого курильщика и окружающих его людей. Вредоносное действие табачного дыма определяется его химическим составом. Знаете ли вы, какие вещества входят в состав табачного дыма? (Школьники называют: никотин, смолы и т.д.)
Опыты, которые продемонстрируют ребята позволят нам наглядно убедиться в существовании этих веществ.
Химик 1.
Опыт 1. В обычную воду поместили фильтр от выкуренной сигареты.
Какие изменения произошли с водой? (Маслянистая концентрация, коричневый цвет, резкий запах.)
Вывод: эти свойства водному раствору придает никотин.
Физиолог 1. Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток нервной системы. Расстройство нервной системы проявляется снижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Никотин пагубно влияет на половые железы, способствует развитию у мужчин половой слабости.
Физиолог 2. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.
Физиолог 3. Во Франции, в Ницце, проходил конкурс "Кто больше выкурит". Двое его победителей выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелыми отравлениями попали в больницу.
Химик 2.
Опыт 2. В состав сигаретного дыма входит еще одно вещество. Для его обнаружения воспользуемся индикатором. Что такое индикатор? (Индикатор - вещество изменяющее окраску в растворе щелочи и кислоты.)
Возьмем две пробирки со щелочью. С помощью какого индикатора можно определить наличие в пробирках щелочи? (Фенолфталеина).
Добавим в каждую из пробирок несколько капель названного вами индикатора. Какую он приобретает окраску? (Малиновую)
О чем она свидетельствует? (Доказывает щелочной характер растворов)
В одну из пробирок помещаем несколько капель серной кислоты.
Что происходит с окраской индикатора? (Исчезает)
Во вторую пробирку добавим водную вытяжку из табачного фильтра.
Что происходит с малиновой окраской индикатора в этом случае? (Тоже исчезает)
О чем это свидетельствует? (В табачном: дыме содержатся кислоты.)
Ведущий. Действительно, в табачном дыме содержится более 20 различных кислот. Используя знания о свойствах кислот, сделайте предположение об их воздействии на организм человека. (Вызывают химические ожоги, повреждая слизистые оболочки, ткани)
Химик 3.
Опыт 3. Одним из основных компонентов табачного дыма является углекислый газ. С помощью какого химического реактива его можно обнаружить?
(С помощью известковой воды.)
Пропустим сигаретный дым через известковую воду. Что наблюдаем? (Помутнение известковой воды).
О чем оно свидетельствует? (Доказывает содержание в табачном дыме углекислого газа)
Ведущий. Кто может записать уравнение протекающей реакции на доске?
(Записывают)
Воздух, содержащий 3% углекислого газа считается не пригодным для дыхания, а в сигаретном дыме его содержится 6-9%
Более подробно о влиянии сигаретного дыма на организм человека нам расскажут физиологи.
Физиолог 4. Злой, черной травой называют' табак в народе. И это справедливо. При сжигании табачных листьев, что происходит при курении, образуется до 6000 самых различных компонентов. Из них 30 - яды. Это никотин, угарный газ, деготь, канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы соединения азота и другие.
Физиолог 5. Основным компонентом табачного дыма является никотин, который оказывает наиболее выраженное токсическое действие на организм. Именно по отношению к нему вырабатывается труднопреодолимая зависимость. Подобно наркотикам никотин оказывает на. организм двухфазное действие: сначала возбуждает, затем тормозит функции многих органов, главным образом, нервной системы. Неудивительно, что у большинства курильщиков имеется ряд следующих симптомов: повышенная утомляемость, слабость, нарушение сердечного ритма, дрожание рук и другие нервно-психические расстройства. Никотин проникает во все клетки организма, невзирая на их анатомическую целостность и извращая их функции. Избирательно накапливаясь в печени, почках, сердце, миндалинах, половых железах, никотин разрушает иммунную систему организма, поражает детородные клетки,
Физиолог 6. В последнее время в литературе описывают специфический генетический дефект табачного происхождения - обезьянья складка кожи - особый признак на коже рук детей. Поражая сосуды ног, никотин вызывает специфическое заболевание - перемежающая хромота. Оно сопровождается сильными болями, похолоданием ног, ломотой. В перспективе - гангрена и ампутация конечностей.
Физиолог 7. Вместе со слюной, никотин попадает в желудок. Раздражение слизистой оболочки желудка приводит к развитию гастрита, а впоследствии - язвы.
Физиолог 8. Опасным химическим соединением табачного дыма является угарный газ. Связываясь с гемоглобином крови он вызывает развитие хронической кислородной недостаточности в организме курящего. От этого прежде всего страдают - активно размножающиеся клетки, то есть клетки органов юного поколения, а также будущего ребенка при беременности курящей матери. Признаки кислородного голодания - головокружение, недомогание, боли в сердце.
Физиолог 9. В значительных количествах содержатся в табаке смолистые вещества, Выкуривая в день пачку сигарет, за год человек поглощает около 700 грамм дегтя, который оседает на стенках дыхательных путей и легких, нарушая газообмен в последних. Раздражение слизистой оболочки приводит к приступам кашля, развитию хронического бронхита. Кроме того, вследствие кислородной недостаточности, развивается одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких. Результат воспаления голосовых связок - грубый, хриплый голос.
Физиолог 10. До недавнего времени никотин считался табачным ядом номер один. Однако, в последнее время по своей токсичности на первое место вышли радиоактивные изотопы табака. Подсчитано, что при выкуривании пачки сигарет, человек вводит в свой организм такую дозу радиации, которая в пять раз превышает предельно допустимые нормы. Облучение при этом равносильно облучению после 200 рентгеновских снимков. Радиоизотопы полония и свинца - главная причина развития рака.
Если даже курильщик не страдает перечисленными здесь заболеваниями, то все равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.
Ведущий. Вредное действие табачного дыма на организм человека главная, но не единственная причина, чтобы не начинать курить. Давайте послушаем, к каким интересным выводам пришел наш экономист.
Экономист. Делает сообщение о том, сколько денег тратит курильщик на сигареты в день, в год.
Ведущий. А что еще можно было бы купить на эти деньги? (Беседа со школьниками.)
Ведущий. Курить или не курить человек решает сам. Однако, как часто став взрослыми, мы все-таки жалеем о том, что когда-то закурили первую сигарету. Как это было? Можно ли было этого избежать? Давайте послушаем истории трех курильщиков и подумаем, насколько значительными были мотивы, побудившие их начать курить.
Курильщик 1. У нас во дворе классная компания. Мы много времени проводим вместе. У нас много общего. Нам нравятся одни фильмы и всегда есть о чем поговорить. Почти все уже курят. Мне тоже предложили. Я сначала отказывался, но ребята обиделись, начали называть меня зазнайкой. Чтобы не быть белой вороной я выполнил их просьбу. Я начал курить.
Ведущий. Организует беседу по опорным вопросам: что такое дружба? Кто такие настоящие друзья? Как должны были бы вести себя настоящие друзья в описанной ситуации?
Курильщик 2. А я курю с начальной школы. Я в классе самый крутой. У нас никто не начал курить так рано как я. Остальные мальчишки все расспрашивают у меня: где я достаю сигареты, как делаю так, что ни учителя, ни родители не замечают, что я курю. В такие моменты я чувствую себя на высоте.
Ведущий. Предлагает вопросы для обсуждения: чем в принципе человек может выделиться? Как долго человек может выделяться выбранным курильщиком способом? Какова цена такой популярности?
Курильщик 3. Я в классе самый маленький по возрасту. Кроме того, я небольшого роста. Все, начиная родителями и заканчивая одноклассниками, относятся ко мне как к ребенку. Чтобы казаться взрослее я начал курить.
Ведущий. Беседует с ребятами о том, что быть взрослым это, прежде всего, быть ответственным, в том числе за свое здоровье.
Ведущий. Распространению курения среди подростков способствуют мифы о курении. Давайте вместе с вами попробуем разоблачить некоторые из них.
Миф 1. Курение - личное дело каждого и других не касается.
(Беседа на тему влияния сигаретного дыма на людей, окружающих курильщика. Затем сообщение нарколога о пассивном курении).
Нарколог. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился термин "пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и непроветренном помещении определяется значительная концентрация никотина. Исследованиями установлено, что только 20% сигаретного дыма поступает в организм самого курильщика. Остальные 80% поступают в организм окружающих его людей. Живущие в накуренных помещениях люди чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения.
Ведущий. Миф 2. Многие известные актеры, спортсмены признаются, что курят. Значит это не так уж вредно, раз, не смотря на эту вредную привычку, они достигли выдающихся результатов.
(Обсуждение с учащимися цитаты, записанной на доске: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди духовно сильные, подвергаясь понижающем действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы не одурманивались.» Л.Н. Толстой)
Ведущий. Миф 3. Курение не запрещено, а значит разрешено.
Юрист. Делает сообщение о законодательных актах, запрещающих курение.
Ведущий. И все же, что делать, если пагубная привычка взяла верх над человеком? Как перестать курить? Послушайте сами и передайте друзьям.
Нарколог. Если ты начал курить, то от этой привычки можно отучиться. Как это сделать? Прежде всего, надо очень захотеть стать некурящим. Если у тебя есть такое желание - докажи свою силу воли. Ты уничтожаешь запасы сигарет и решительно заявляешь, что никогда больше курить не будешь, оповести знакомых о своем решении. Сознательно управляй своими поступками, активизируй спортивные занятия, чаще ходи в театр, на концерты.
Но многие, из-за особенностей своего характера, не могут сразу бросить курить. Такие люди могут добиться хороших результатов, используя тактику «малых шагов». Через каждые 2-3 дня следует уменьшать на одну количество выкуренных сигарет. Когда количество дойдет до одной, можно курить по одной сигарете в 7-10 дней, в часы, когда желание покурить чрезвычайно велико. Эту сигарету можно носить с собой всю неделю. При сильном желании закурить надо взять сигарету в рот, зажечь спичку, но не прикуривать. На 5-7 спичке (не прикуривая) желание закурить угасает, и тогда можно убрать сигарету в карман.
И все же многие бросают курить сразу. Согласитесь, как будет больнее: отрубать собаке хвост по частям или одним махом? Однако, любой метод поможет только тому, кто серьезно решил прекратить курение, избавиться от этой вредной привычки.
Ведущий. Теперь вы знаете, какой вред наносит курение. Если тебя угостят сигаретой, если рука тянется в карман за пачкой сигарет, остановись и подумай: «А нужно ли мне это?». Если ты знаешь кого-нибудь, кто старается бросить курить, поддержи его и убеди, что он сделал правильный выбор. Доброе слово и участие помогают легче пережить трудные времена.
Многие люди хотели бы избавиться от этой вредной привычки. Иногда нам кажется, что сделать это так легко. Однако давайте обратимся к словам М.Твена:
"Бросить курить? Нет ничего проще. Я, сам, по меньшей мере, раз сто это делал". Что хотел сказать этими словами великий писатель? (Беседа со школьниками)
Ведущий. Действительно, бросить курить не так просто как это кажется на первый взгляд. Если вы чувствуете, что не можете сами избавиться от привычки курить или хотите помочь избавиться от нее друзьям, обратите внимание на данные наркологической службы.(Обращается к данным – адресу, телефону - записанным на доске). Врачи помогут освободиться от никотиновой зависимости. Запомните этот адрес. И не забывайте о том, что лучший способ бросить курить - не начинать этого делать!!
Ученик 1.
О вине табака уже много сказали
Только так ли виновен табак?
Может, то, что сейчас
Мы вам здесь показали
Не пройдет мимо вас просто так.
Ученик 2.
И подумаешь ты,
Сигарету взяв в руки,
Что важнее сейчас для тебя:
Показаться взрослей
И значительней другу
Погубив, может этим себя?
Ученик 3.
Или разум сильней.
Чем пустая бравада,
И тогда, говори, не робей:
«Я не буду курить,
Мне ведь это не надо
Буду я здоровей и умней».
Ученик 4.
Человек не слаб -
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
Я презираю сигарету
Не стану ни за что курить
Я - человек! Я должен сильным быть!»
Список использованной литературы.
- Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя: (Наедине со всеми…). –М.: Профиздат. 1992. – 224 с.
- Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. -154 с.
- Журнал «Биология в школе», 1990-2000 г.г.
- Заикин Н., Никитин А. Спасибо, не курю! М.: Мол. Гвардия, 1990. -174 с.
- Науфманн Ф. Курение без вреда для здоровья / Пер. с нем. Н.А.Чупеева. – М.: ФАЙЕРПРЕСС, 2001. -208 с.