Цели:
- Дать представление детям о жизни животного мира зимой;
- Систематизировать и обогатить знания о природных связях;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: изображение диких животных; картины С.А.Куприянова “Зима в лесу”, “Волшебница зима”; рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас” А.А.Плешакова; учебник “Мир вокруг нас” А.А.Плешакова; рассказы Н.Сладкова “Лесные спаленки”.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу и мне. Это поможет в преодолении трудностей.
Произнесем волшебную фразу.
(Дети произносят: “Я хочу много знать”).
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим “заочное” путешествие. Где мы побываем, вы должны сами догадаться.
III. Обобщение опорных знаний.
Послушайте стихотворение М. Пожаровой “Заклинание зимы”
(Читают ученики).
1.
Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
2.
“Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите…
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
3.
Спи, земля, усни,
Сны волшебные храни:
Жди в парчу одета,
Нового рассвета!”
Учитель:
- Какую картину вы представили, слушая стихотворение? (Зима. Она навела строгий порядок в лесах и полях. Не балует зима природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Тихо спит земля под теплым одеялом.)
- На прошлом уроке мы были на экскурсии. Вспомните, какие деревья и кустарники вы видели, и помогите нашим друзьям Сереже и Наде распознать их. (Работа по учебнику – стр. 134)
- Возьмите в руки карточки. Отметьте знаком “+” характерные признаки зимы. (Карточки на столе у каждого ребенка).
Выбери примету, не относящуюся к зиме:
|
- Обменяйтесь карточками. Проверьте друг у
друга.
- Проверим, как справился с этим заданием Андрей? (Он
работал у доски).
- А теперь ответьте, почему зеленые растения не
погибают под снегом?
- Верно, ребята. Растения “привыкли” к зиме. Она
для их развития стала необходимой.
- Как вы думаете, ребята, существует ли связь
между неживой и живой природой? (Дети отвечают,
что с наступлением зимы температура воздуха
понижается, выпадает снег, насекомые прячутся…)
- Какой вывод можно сделать? (Между неживой и живой природой есть связь).
IV. Постановка учебной задачи.
- Какой бы вопрос поставили вы перед собой?
- А что происходит сейчас в лесу?
- Верно, ребята. Сформулируйте тему урока.
Дети: “Живая природа зимой”.
(На доске открывается эта запись).
V. Работа над новым материалом.
- Догадались, в какое путешествие мы отправимся?
- На чем отправимся, и почему? (На лыжах, чтобы
все рассмотреть, остановиться и полюбоваться
природой.)
- Итак, тепло оделись, взяли тетради, ручки и в
путь!
- А вот и первая остановка – встреча с картиной художника С.А.Куприянова “Зима в лесу”.
- Что вы видите? (На голых деревьях и кустах пуховые шубы. Ветки разукрасил иней. Они стали похожи на сказочные существа. Земля укрыта белоснежным покрывалом. Деревья стоят не шелохнувшись. Значит, в лесу тихо.)
- Остановка – встреча со Стариком - Лесовиком.
Учитель: А вот и хозяин леса, Старик – Лесовик.
Старик – Лесовик: Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в лес. Он, действительно, кажется “мертвым”. Только это на первый взгляд. Если внимательно посмотреть, оглянуться вокруг, то ваш любознательный глаз увидит много интересного.
Учитель: Ребята, откройте конверты с заданиями, объединитесь в пары. Внимательно слушайте, наблюдайте, и делайте пометки в тетрадях. Затем будем обсуждать. (В конвертах ребусы о животных.)
- Слушайте загадки. Отгадки подскажут, с кем мы можем встретиться.
Старик – Лесовик:
1.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
(Дети I пары пишут в карточке отгадку)
2.
Любит груши и мед, сладкоежкою слывет,
А еще могу сказать, очень любит он поспать.
(Медведь)
(Дети II пары пишут в карточке отгадку)
3.
Полежала между елками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
(Еж)
(Дети III пары пишут в карточке отгадку)
4.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
(Дети I пары пишут в карточке отгадку)
5.
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить
Довелось, знайте: это…
(Лось)
Учитель: Молодцы! Отгадали, сделали в тетрадях пометки. А всех ли зверей можем встретить? (Нет, медведь, еж спят)
Физминутка.
Скок – поскок, скок – поскок, (Прыжки на месте на двух ногах)
Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах)
В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте)
В чехарду играть зовет. (Хлопаем в ладоши)
Зайцу холодно сидеть, (Присели)
Нужно лапочки погреть (Хлопаем в ладоши)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз)
На носочки подтянись. (Потянулись, подняли руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс)
На носочках скок – скок – скок (Прыжки на месте на двух ногах)
А затем вприсядку, (Приседаем)
Чтоб не мерзли лапки (Топаем ногами)
- Встреча с “животными” леса.
(Выходят дети в костюмах и рассказывают о жизни зверей зимой.)
1.
Я, заяц, расскажу как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз…
И еды не хватает…
А питаюсь я корой, ягодкой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте,
Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!
(Выбегает лиса).
2.
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь,
Хвост красивый такой – мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
3.
Я, белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять!
Всю осень готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где же еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы…
К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
(Еж появляется)
4.
Зимой я крепко сплю,
Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас.
Трудился – не ленился.
Меня вот разбудили – к вам, ребята, пригласили.
Что ж о себе все рассказал.
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге крепко спит и его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил, много ел и много пил.
Нам с медведем одна работа – крепко спать и весны ждать.
Старик – Лесовик:
А еще есть зверь лесной,
Он, ребята, очень злой.
Вы с ним даже не встречались!
Вы б его испугались
Угадайте! Это … (Волк)
Я сам расскажу, как зимует он в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходят; волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Физминутка.
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога
(Дети машут руками, словно работают лыжными палками).
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
(Вращение туловищем влево - вправо).
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
(Прыжки).
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
- До новых встреч, Старик – Лесовик!
Учитель: Снова мы в классе. Сколько интересного узнали о жизни зверей зимой, о том, как они приспособились к холодному времени года.
Продолжаем работать.
VI. Закрепление пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
- Прочитайте о жизни зверей и в учебнике на стр. 136 – 137.
(Каждая пара готовит материал по своим наблюдениям, по прочитанному)
Проверка полученных знаний.
(Дети рассказывают о жизни животных, отмечая, что изменилось у них (окраска, мех, некоторые впали в спячку, используют припасы). Учитель дополняет ответы детей).
2. Игра “Угадай, кто здесь был?”
I пара – определяет по учебнику – стр. 135
(Дети могут свои ответы проверить).
II пара – определяют следы по картине С.Куприянова “Зима в лесу”.
(След сороки, белки, лисы, зайца).
3. Беседа о птицах.
- Посмотрите на картину “Зима в лесу” еще раз и скажите, каких птиц вы видите?
(Глухарей, сороку, снегирей.)
- Как же они выживают?
4. Работа по картине С.А.Куприянова “Волшебница - зима”.
- Посмотрите на другую картину С.А.Куприянова
“Волшебница - зима”.
- Какой вывод вы можете сделать?
- Верно, мы наблюдаем, как люди помогают зверям и
птицам пережить зиму. Для лосей готовят сено,
кормушки развешивают для птиц.
- Послушайте небольшое сообщение.
Для зайцев запасают веники с молодой листвой, сушеные ветки рябины, малины, тополя.
Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.
(Учитель открывает запись на доске)
Зима.
- Что значить зима для зверей?
(Дети отвечают, учитель вывешивает напечатанные слова).
Зима:
- Нет корма;
- Холодно;
- Звери сменили шубки;
- Некоторые впадают в спячку;
- Используют летние запасы;
- Перебираются к жилью человека;
- Снег покрыл землю;
- Меняют окраску.
- Посмотрите на иллюстрации к рассказу
Н.Сладкова “Лесные спаленки”.
- Задайте друг другу вопросы, ответьте на них.
(Учитель прислушивается к работе детей, затем дополняет).
- Каких зверей и птиц вы встречали в родном краю?
Каких птиц?
- Как зверям и птицам вы помогаете?
- Игра “Угадай!”
(Детям раздаются тесты, они их выполняют в парах).
1) Кто не впадает в спячку? Почему?
а) медведь;
б) еж;
в) белочка.
2) Подчеркни птицу, которая зимует:
а) ласточка;
б) журавль;
в) воробей;
г) скворец.
3) Какие животные меняют окраску? Подчеркни.
а) медведь;
б) белка;
в) лиса;
г) заяц;
д) синица.
VII. Итог урока.
- Над какой темой сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Как можно полученные знания использовать?
- Оцените свою деятельность на уроке:
“+” – справился:
“?” – сомневался;
“-” – не справился.
VIII. Домашнее задание.
1) Ребята, дома каждая из пар подготовит страницу о животном. О каком? Узнаете из рассказа Н.Сладкова “Загадочный зверь”.
I пара – готовит 1-ую страницу для книжки –
самоделки, т.е. рисунок животного.
II пара – 2-ую страницу – загадки о животном.
III пара – сведения о животном (повадки, места
обитания…)
2) Учебник – стр. 134 – 137, тетрадь стр. 53 задание № 6 и 7.