Тема урока: "В гости к зиме". Окружающий мир во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать представление детям о жизни животного мира зимой;
  • Систематизировать и обогатить знания о природных связях;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: изображение диких животных; картины С.А.Куприянова “Зима в лесу”, “Волшебница зима”; рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас” А.А.Плешакова; учебник “Мир вокруг нас” А.А.Плешакова; рассказы Н.Сладкова “Лесные спаленки”.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу и мне. Это поможет в преодолении трудностей.

Произнесем волшебную фразу.

(Дети произносят: “Я хочу много знать”).

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим “заочное” путешествие. Где мы побываем, вы должны сами догадаться.

III. Обобщение опорных знаний.

Послушайте стихотворение М. Пожаровой “Заклинание зимы”

(Читают ученики).

1.

Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:

2.

“Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите…
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!

3.

Спи, земля, усни,
Сны волшебные храни:
Жди в парчу одета,
Нового рассвета!”

Учитель:

- Какую картину вы представили, слушая стихотворение? (Зима. Она навела строгий порядок в лесах и полях. Не балует зима природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Тихо спит земля под теплым одеялом.)

- На прошлом уроке мы были на экскурсии. Вспомните, какие деревья и кустарники вы видели, и помогите нашим друзьям Сереже и Наде распознать их. (Работа по учебнику – стр. 134)

- Возьмите в руки карточки. Отметьте знаком “+” характерные признаки зимы. (Карточки на столе у каждого ребенка).

Выбери примету, не относящуюся к зиме:
  1. Воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;
  2. Многие звери впали в зимнюю спячку;
  3. Часто кружат метели;
  4. В воздухе кружат насекомые;
  5. Солнце светит, но не греет.

- Обменяйтесь карточками. Проверьте друг у друга.
- Проверим, как справился с этим заданием Андрей? (Он работал у доски).
- А теперь ответьте, почему зеленые растения не погибают под снегом?
- Верно, ребята. Растения “привыкли” к зиме. Она для их развития стала необходимой.
- Как вы думаете, ребята, существует ли связь между неживой и живой природой? (Дети отвечают, что с наступлением зимы температура воздуха понижается, выпадает снег, насекомые прячутся…)

- Какой вывод можно сделать? (Между неживой и живой природой есть связь).

IV. Постановка учебной задачи.

- Какой бы вопрос поставили вы перед собой?
- А что происходит сейчас в лесу?
- Верно, ребята. Сформулируйте тему урока.

Дети: “Живая природа зимой”.

(На доске открывается эта запись).

V. Работа над новым материалом.

- Догадались, в какое путешествие мы отправимся?
- На чем отправимся, и почему? (На лыжах, чтобы все рассмотреть, остановиться и полюбоваться природой.)
- Итак, тепло оделись, взяли тетради, ручки и в путь!

  • А вот и первая остановка – встреча с картиной художника С.А.Куприянова “Зима в лесу”.

- Что вы видите? (На голых деревьях и кустах пуховые шубы. Ветки разукрасил иней. Они стали похожи на сказочные существа. Земля укрыта белоснежным покрывалом. Деревья стоят не шелохнувшись. Значит, в лесу тихо.)

  • Остановка – встреча со Стариком - Лесовиком.

Учитель: А вот и хозяин леса, Старик – Лесовик.

Старик – Лесовик: Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в лес. Он, действительно, кажется “мертвым”. Только это на первый взгляд. Если внимательно посмотреть, оглянуться вокруг, то ваш любознательный глаз увидит много интересного.

Учитель: Ребята, откройте конверты с заданиями, объединитесь в пары. Внимательно слушайте, наблюдайте, и делайте пометки в тетрадях. Затем будем обсуждать. (В конвертах ребусы о животных.)

- Слушайте загадки. Отгадки подскажут, с кем мы можем встретиться.

Старик – Лесовик:

1.

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.

(Белка)

(Дети I пары пишут в карточке отгадку)

2.

Любит груши и мед, сладкоежкою слывет,
А еще могу сказать, очень любит он поспать.

(Медведь)

(Дети II пары пишут в карточке отгадку)

3.

Полежала между елками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.

(Еж)

(Дети III пары пишут в карточке отгадку)

4.

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

(Дети I пары пишут в карточке отгадку)

5.

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить
Довелось, знайте: это…

(Лось)

Учитель: Молодцы! Отгадали, сделали в тетрадях пометки. А всех ли зверей можем встретить? (Нет, медведь, еж спят)

Физминутка.

Скок – поскок, скок – поскок, (Прыжки на месте на двух ногах)
Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах)
В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте)
В чехарду играть зовет. (Хлопаем в ладоши)
Зайцу холодно сидеть, (Присели)
Нужно лапочки погреть (Хлопаем в ладоши)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз)
На носочки подтянись. (Потянулись, подняли руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс)
На носочках скок – скок – скок (Прыжки на месте на двух ногах)
А затем вприсядку, (Приседаем)
Чтоб не мерзли лапки (Топаем ногами)

  • Встреча с “животными” леса.

(Выходят дети в костюмах и рассказывают о жизни зверей зимой.)

1.

Я, заяц, расскажу как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз…
И еды не хватает…
А питаюсь я корой, ягодкой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте,
Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

(Выбегает лиса).

2.

Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь,
Хвост красивый такой – мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

3.

Я, белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять!
Всю осень готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где же еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы…
К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.

(Еж появляется)

4.

Зимой я крепко сплю,
Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас.
Трудился – не ленился.
Меня вот разбудили – к вам, ребята, пригласили.
Что ж о себе все рассказал.
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге крепко спит и его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил, много ел и много пил.
Нам с медведем одна работа – крепко спать и весны ждать.

Старик – Лесовик:

А еще есть зверь лесной,
Он, ребята, очень злой.
Вы с ним даже не встречались!
Вы б его испугались
Угадайте! Это … (Волк)
Я сам расскажу, как зимует он в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходят; волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.

Физминутка.

Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога

(Дети машут руками, словно работают лыжными палками).

Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.

(Вращение туловищем влево - вправо).

По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!

(Прыжки).

Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

- До новых встреч, Старик – Лесовик!

Учитель: Снова мы в классе. Сколько интересного узнали о жизни зверей зимой, о том, как они приспособились к холодному времени года.

Продолжаем работать.

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

- Прочитайте о жизни зверей и в учебнике на стр. 136 – 137.

(Каждая пара готовит материал по своим наблюдениям, по прочитанному)

Проверка полученных знаний.

(Дети рассказывают о жизни животных, отмечая, что изменилось у них (окраска, мех, некоторые впали в спячку, используют припасы). Учитель дополняет ответы детей).

2. Игра “Угадай, кто здесь был?”

I пара – определяет по учебнику – стр. 135

(Дети могут свои ответы проверить).

II пара – определяют следы по картине С.Куприянова “Зима в лесу”.

(След сороки, белки, лисы, зайца).

3. Беседа о птицах.

- Посмотрите на картину “Зима в лесу” еще раз и скажите, каких птиц вы видите?

(Глухарей, сороку, снегирей.)

- Как же они выживают?

4. Работа по картине С.А.Куприянова “Волшебница - зима”.

- Посмотрите на другую картину С.А.Куприянова “Волшебница - зима”.
- Какой вывод вы можете сделать?
- Верно, мы наблюдаем, как люди помогают зверям и птицам пережить зиму. Для лосей готовят сено, кормушки развешивают для птиц.
- Послушайте небольшое сообщение.

Для зайцев запасают веники с молодой листвой, сушеные ветки рябины, малины, тополя.

Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.

(Учитель открывает запись на доске)

Зима.

- Что значить зима для зверей?

(Дети отвечают, учитель вывешивает напечатанные слова).

Зима:

  • Нет корма;
  • Холодно;
  • Звери сменили шубки;
  • Некоторые впадают в спячку;
  • Используют летние запасы;
  • Перебираются к жилью человека;
  • Снег покрыл землю;
  • Меняют окраску.

- Посмотрите на иллюстрации к рассказу Н.Сладкова “Лесные спаленки”.
- Задайте друг другу вопросы, ответьте на них.

(Учитель прислушивается к работе детей, затем дополняет).

- Каких зверей и птиц вы встречали в родном краю? Каких птиц?
- Как зверям и птицам вы помогаете?

- Игра “Угадай!”

(Детям раздаются тесты, они их выполняют в парах).

1) Кто не впадает в спячку? Почему?

а) медведь;
б) еж;
в) белочка.

2) Подчеркни птицу, которая зимует:

а) ласточка;
б) журавль;
в) воробей;
г) скворец.

3) Какие животные меняют окраску? Подчеркни.

а) медведь;
б) белка;
в) лиса;
г) заяц;
д) синица.

VII. Итог урока.

- Над какой темой сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Как можно полученные знания использовать?
- Оцените свою деятельность на уроке:

“+” – справился:
“?” – сомневался;
“-” – не справился.

VIII. Домашнее задание.

1) Ребята, дома каждая из пар подготовит страницу о животном. О каком? Узнаете из рассказа Н.Сладкова “Загадочный зверь”.

I пара – готовит 1-ую страницу для книжки – самоделки, т.е. рисунок животного.
II пара – 2-ую страницу – загадки о животном.
III пара – сведения о животном (повадки, места обитания…)

2) Учебник – стр. 134 – 137, тетрадь стр. 53 задание № 6 и 7.