Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание НЕ с глаголами"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Дать представление учащимся о правописании частицы не с глаголами, формировать умение грамотного письма;
  • Работать над развитием речи учащихся.

Оборудование: опорный конспект; толковый словарь Ожегова, Шведовой; карточка № 1 15 штук; лист с правилом; текст инсценировки; дифференцированные задания для работы в классе и дома.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1.

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда:
И та награда – в нём самом!

2. Приветствие гостей.

II. Актуализация знаний.

1. Запись на доске: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что значит “огнепышущая, живая часть речи?” (глагол обозначает действия, движения,без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое)
- Глагол – в переводе с латинского языка означает “слово, речь”.
- В толковом словаре…

2. Работа в тетрадях (следить за посадкой), запись предложения в тетрадь.

- Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить основные признаки глагола. Озвучить опорный конспект блок А (ответ учащегося оценить, прокомментировать)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Чтобы ближе подойти к теме нашего урока, нужно уметь выделять глаголы среди других частей речи.

Ваша задача: из текста карточки № 1 найти и выписать в столбик глаголы (3 мин.)

Несколько лет подряд мы ездили по туристической путёвке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.

2. Взаимопроверка. На доске открываются слова:

ездили
видели
водили
любовались
слушали

3.

- Какой смысл имеют выписанные вами глаголы: положительный или отрицательный? (+, т.к. действие, которое обозначают данные глаголы происходят)
- Что произойдёт со смыслом глаголов, если я допишу к ним частицу не? (Дописываю)

(глаголы стали иметь отрицательный смысл)

- Почему? (действие, которое обозначают глаголы с не, не происходят)
- Как пишется частица не с глаголами? (раздельно)
- Обобщите свои рассуждения.

На доске появляется лист: чтение хором

Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с глаголами пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
НЕНАВИДЕЛ и НЕГОДОВАЛ.

- Почему слова ненавидел, негодовал являются исключениями? (без НЕ не употребляются)

4. Формулирование темы и цели урока учащимися.

IV. Физминутка.

V. Работа по закреплению материала. Самостоятельная работа.

Учащиеся получают задание дифференцированно, выполняют 5-7 минут, сдают работу учителю. Получают карточку с грамматическим заданием. Учитель в это время проверяет работы, оценивает.

1 группа – красная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 группа – синяя карточка.

Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ, укажите вид глаголов.

Шила в мешке – …утаишь.
Лежа хлеба…добудешь.
Одна ласточка весны…делает.
После драки кулаками…машут.

3 группа – зелёная карточка.

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.

Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.

Дополнительно – карточка с грамматическим заданием:

Вставить пропущенные буквы, недостающие знаки, раскрыть скобки, выполнить грамм. разбор.

Л…ж…т д…ска (на)б…лоте (не)сохнет (не)гниёт (не)ржавеет.

- Задания были разными, но что объединяло ваши карточки? (Глаголы с частицей НЕ)

Вывод.

VI. Инсценировка – импровизация.

Сказка “Сила любви”

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный ГЛАГОЛ. Трудной и печальной была эта любовь. Он признавался: “Люблю!” А она ему… Как вы думаете? (“Не люблю”) он говорил: “Верю”. А она…(“Не верю”)

И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул. А что было дальше, мы сейчас узнаем.

- Слезь со стула!
- Не слезу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придёшь?
- Не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Слезаешь?
- Не слезаю!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!!!

Частица никогда не подходила к глаголу близко. Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: “ Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.

Вздохнул ГЛАГОЛ печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!”. И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях ГЛАГОЛА. Так ГЛАГОЛ доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Вывод. (озвучить опорный конспект блок в.

VII. Дома:

Кр. карт.записать 5 правил поведения, используя частицу НЕ.

Син.кар. – найти антонимы к глаголам.

Заботиться (не)годовать
Радоваться (не)спешить
Любить (не)беспокоиться
Торопиться (не)навидеть

Составить и записать два простых распространённых предложения, разобрать синтаксически.

Зел.карт. – озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, произвести грамматические разборы.

Лес ст…ял тихий и х…лодный. Со…нце (не)проб…валось сквозь густые ветки д…рев…ев. Лучи е..о падали косо. Только маленький лучик пр…брался среди ств…ло… (у)д…роги, упал (к)к…рням м…л…дой ёлки.

VIII. Итог урока.

1.

- Со словами какой части речи работали на уроке?
- Что нового узнали о правописании глаголов?
- Какое значение имеет частица НЕ?

2. Сообщение отметок, анализ ответов.

IX. Рефлексия.