Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Обобщение и систематизация знаний о части речи имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели: повторить и обобщить знания о постоянных и непостоянных признаках имён существительных, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков; развивать творческие способности, умение делать логические заключения, долговременную и оперативную память, связную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Сообщение темы и целей урока

На доске эпиграф к уроку:

СОБЕРЁШЬ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.

Приложение 1

Слайд 1

Где вы их слышали? (На литературе изучали раздел с таким же названием.)

– Как вы понимаете высказывание? (Дети дают ответы.)

– Сегодня на уроке мы с вами убедимся в верности этих слов и для изучения русского языка. На протяжении почти полугода мы из урока в урок узнавали всё новые и новые сведенья о словах нашей речи. Вот и посмотрим, какой кузовок знаний у нас собрался. В наш кузовок мы сегодня соберём все свои знания о части речи, а о какой из них, пусть подскажет вам загадка.

Слайд 2

– Почему это имя существительное? Как вы догадались? (Это группа слов, которая называет предметы.)

– Как ещё мы определяем части речи? (По вопросам.)

– На какие вопросы отвечают существительные?

– Вот и первые наши знания – кладём их в кузовок.

– Дайте четкое определение с примером: что называют в речи именем существительным?

Слайд 3

III.Обобщение знаний о существительном

1. Картинный диктант

Слайд 4

На доске представлены изображения: берёза, заяц, медведь, яблоко, пальто, кастрюля, морковь, молоток, молоко.

– Как можно разделить эти слова на группы, чтобы записать их в три столбика? (По родам.)

Работаем в листах по группам.

Задание 1

Запишите эти слова в три столбика. Возьмите карточки 1.

– Что это за слова и что нужно знать, чтобы их записать правильно?

Приложение 2. Карточка 1, таблица 1

(Это словарные слова и нужно помнить их написание.)

Проверим работу. Поменяйтесь карточками. Проверка по образцу на доске.

– Могут ли существительные поменять свой род?

– Как правильно сказать: существительные изменяются по родам или имеют род? (Сущ. имеют род.)

– Назовите родовые окончания существительных. (ж.р. , , нулевое, м.р. – нулевое, с.р. ,.)

Кладём эти знания в наш кузовок.

Слайд 5

– Эти слова называют один предмет или много? Возможно, ли изменить форму данных слов на множественное число?

– Выполняем задание 2.

Продолжим работу в группах. Возьмите карточки 2. Предложенные слова разделите на две группы по числам: молоко, ножницы, санки, медведь, заяц .

Слайд 6

Попрошу, заполняя таблицу, изменить число существительного в одной строке. Выполняют все группы и один ученик у доски.

Приложение 2. Карточка 2, таблица 2

Проверка работы на доске и на местах.

– Что изменилось? (Окончания.)

– Сущ. изменили число. Но что заметили? Все ли существительные изменили число? (Нет.) В русском языке есть сущ., кот не изменяются по числам. И имеют форму только единственного числа МОЛОКО, или мн. ч. – НОЖНИЦЫ и САНКИ. Кладём и эти знания в кузовок.

Слайд 7

IV.Физкультминутка

– Присмотритесь к нашим словам, на какие ещё две группы можно разделить их? На одушевлённые и неодушевлённые предметы. Предлагаю игру: если я назову одушевлённый предмет – вы хлопаете, если неодушевлённый – топаете. Негромко.

Заяц, ножницы, медведь, молоток, ученик, пальто, морковь, сорока.

– Молодцы! Ещё раз поаплодируем себе – мы успешно собираем наш кузовок.

V. Обобщение знаний о существительном. Продолжение

– Садитесь, продолжим.

– Как ещё изменяются существительные? (По падежам.) Сколько падежей в русском языке? (6.)

Задание 3.

Измените слова по падежам: берём карточку 3 и работаем в группах.

1-я группа – слово берёза, 2 –заяц, 3 – пальто

Приложение 2. Картчка 3, таблица 3

Проверяем работу групп. Передали листочки, поменялись.

Слайд 8

Мы видим, что у первой и второй группы в словах изменились окончания. А у ребят из третьей группы окончания не изменились. Дополняем знания: в русском языке есть слова, которые не изменяются по падежам.

Окончание помогает словам подружиться в предложении, чтобы смысл сказанного стал понятен. Как, например, МОРКОВЬ – ПОДАРОК ЗАЙЦА. Или МОРКОВЬ – ПОДАРОК ЗАЙЦУ. Чем различаются эти предложения?

Смысловым значением и изменившимся окончанием в слове зайцу. Кладём и эти знания в кузовок.

Слайд 9

Подводя итог проделанной работе, предлагаю всем вместе выполнить морфологический разбор имени существительного. Возьмите карточку 4.

Приложение 2. Карточка 4

У вас записано предложение:

Слайд 10

Ученики хорошо трудились на уроке.

Выпишите существительное , кот. называет одушевлённый предмет.

У доски работает …

Ученики – сущ., ученик, м.р., И. п., м.ч., подлежащее.

Как определить род сущ. Во мн. ч.?

Каким членом предложения могут быть имена сущ.?

Вот как пригодилась народная мудрость – собирали по “ягодке”, и набрали целый кузовок знаний об имени сущ.

Повторим все основные знания, которые мы сегодня собрали.

Слайд 11

VI. Итог урока. Контроль знаний

– Думаю, настало время порадовать наших гостей, показать, какой кузовок собрал для себя каждый из вас. Для этого у вас на столах лежит карточка №5. И номер у неё счастливый. Это тест. Его подпишите, выполните, а проверку и оценивание предложим гостям.

Приложение 2. Тест

– Благодарю за успешную работу всех ребят!

Приложение 1, Приложение 2