Цели: повторить и обобщить знания о постоянных и непостоянных признаках имён существительных, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков; развивать творческие способности, умение делать логические заключения, долговременную и оперативную память, связную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Сообщение темы и целей урока
На доске эпиграф к уроку:
СОБЕРЁШЬ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК. |
Слайд 1
– Где вы их слышали? (На литературе изучали раздел с таким же названием.)
– Как вы понимаете высказывание? (Дети дают ответы.)
– Сегодня на уроке мы с вами убедимся в верности этих слов и для изучения русского языка. На протяжении почти полугода мы из урока в урок узнавали всё новые и новые сведенья о словах нашей речи. Вот и посмотрим, какой кузовок знаний у нас собрался. В наш кузовок мы сегодня соберём все свои знания о части речи, а о какой из них, пусть подскажет вам загадка.
Слайд 2
– Почему это имя существительное? Как вы догадались? (Это группа слов, которая называет предметы.)
– Как ещё мы определяем части речи? (По вопросам.)
– На какие вопросы отвечают существительные?
– Вот и первые наши знания – кладём их в кузовок.
– Дайте четкое определение с примером: что называют в речи именем существительным?
Слайд 3
III.Обобщение знаний о существительном
1. Картинный диктант
Слайд 4
На доске представлены изображения: берёза, заяц, медведь, яблоко, пальто, кастрюля, морковь, молоток, молоко.
– Как можно разделить эти слова на группы, чтобы записать их в три столбика? (По родам.)
Работаем в листах по группам.
Задание 1
Запишите эти слова в три столбика. Возьмите карточки 1.
– Что это за слова и что нужно знать, чтобы их записать правильно?
Приложение 2. Карточка 1, таблица 1
(Это словарные слова и нужно помнить их написание.)
Проверим работу. Поменяйтесь карточками. Проверка по образцу на доске.
– Могут ли существительные поменять свой род?
– Как правильно сказать: существительные изменяются по родам или имеют род? (Сущ. имеют род.)
– Назовите родовые окончания существительных. (ж.р. -а, -я, нулевое, м.р. – нулевое, с.р. -о,-е.)
Кладём эти знания в наш кузовок.
Слайд 5
– Эти слова называют один предмет или много? Возможно, ли изменить форму данных слов на множественное число?
– Выполняем задание 2.
Продолжим работу в группах. Возьмите карточки 2. Предложенные слова разделите на две группы по числам: молоко, ножницы, санки, медведь, заяц .
Слайд 6
– Попрошу, заполняя таблицу, изменить число существительного в одной строке. Выполняют все группы и один ученик у доски.
Приложение 2. Карточка 2, таблица 2
Проверка работы на доске и на местах.
– Что изменилось? (Окончания.)
– Сущ. изменили число. Но что заметили? Все ли существительные изменили число? (Нет.) В русском языке есть сущ., кот не изменяются по числам. И имеют форму только единственного числа МОЛОКО, или мн. ч. – НОЖНИЦЫ и САНКИ. Кладём и эти знания в кузовок.
Слайд 7
IV.Физкультминутка
– Присмотритесь к нашим словам, на какие ещё две группы можно разделить их? На одушевлённые и неодушевлённые предметы. Предлагаю игру: если я назову одушевлённый предмет – вы хлопаете, если неодушевлённый – топаете. Негромко.
Заяц, ножницы, медведь, молоток, ученик, пальто, морковь, сорока.
– Молодцы! Ещё раз поаплодируем себе – мы успешно собираем наш кузовок.
V. Обобщение знаний о существительном. Продолжение
– Садитесь, продолжим.
– Как ещё изменяются существительные? (По падежам.) Сколько падежей в русском языке? (6.)
Задание 3.
Измените слова по падежам: берём карточку 3 и работаем в группах.
1-я группа – слово берёза, 2 –заяц, 3 – пальто
Приложение 2. Картчка 3, таблица 3
Проверяем работу групп. Передали листочки, поменялись.
Слайд 8
Мы видим, что у первой и второй группы в словах изменились окончания. А у ребят из третьей группы окончания не изменились. Дополняем знания: в русском языке есть слова, которые не изменяются по падежам.
Окончание помогает словам подружиться в предложении, чтобы смысл сказанного стал понятен. Как, например, МОРКОВЬ – ПОДАРОК ЗАЙЦА. Или МОРКОВЬ – ПОДАРОК ЗАЙЦУ. Чем различаются эти предложения?
Смысловым значением и изменившимся окончанием в слове зайцу. Кладём и эти знания в кузовок.
Слайд 9
Подводя итог проделанной работе, предлагаю всем вместе выполнить морфологический разбор имени существительного. Возьмите карточку 4.
Приложение 2. Карточка 4
У вас записано предложение:
Слайд 10
Ученики хорошо трудились на уроке.
Выпишите существительное , кот. называет одушевлённый предмет.
У доски работает …
Ученики – сущ., ученик, м.р., И. п., м.ч., подлежащее.
Как определить род сущ. Во мн. ч.?
Каким членом предложения могут быть имена сущ.?
Вот как пригодилась народная мудрость – собирали по “ягодке”, и набрали целый кузовок знаний об имени сущ.
Повторим все основные знания, которые мы сегодня собрали.
Слайд 11
VI. Итог урока. Контроль знаний
– Думаю, настало время порадовать наших гостей, показать, какой кузовок собрал для себя каждый из вас. Для этого у вас на столах лежит карточка №5. И номер у неё счастливый. Это тест. Его подпишите, выполните, а проверку и оценивание предложим гостям.
Приложение 2. Тест
– Благодарю за успешную работу всех ребят!