Разработка урока "Применение первообразной и интеграла к решению практических задач"

Разделы: Математика


Цель:

  • Проверить знания и умения по теме “Вычисление интеграла и площади криволинейной трапеции”.
  • Формировать комплексное представление о практических приложениях интеграла в различных областях.
  • Развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся.
  • Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.

Тип урока: Урок пресс-конференция

Оборудование: Комплект карточек для самостоятельной работы, магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель объявляет цели, задачи урока.

На доске девиз урока:

“Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только впереди только всем вместе”.

 

2. Проверка и оценка знаний по теме “Вычисление интеграла и площади криволинейной трапеции”

Учащиеся делятся на две команды, получают задания. Первая команда – под нечетными номерами, вторая команда – под нечетными. Учащиеся решают примеры, находят правильный ответ и перевернув карточку получают соответствующую букву, выстраивают на доске слово: “Молодцы!” Если ответы все верные, слово получилось верным, оценивают решение высшей оценкой. За каждую ошибку снимается балл.

Самостоятельная работа

Вычислить интегралы:

    2            3              2                        0
1) ∫х3dx    2) ∫x2 dx    3) ∫(1 + 2х)3dx    4) ∫(1 - 3x)2dx
    1            1              0                       -1

  0,5π              π
5) ∫sin2x dx    6) ∫cos3x dx
  0                 0,5π

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:

7) у = х2; х = 0; х = 3
8) у = √х; х = 0; х= 4

М О Л О Д Ц Ы !
3,75 8⅔ 78 7 1 9 5⅓

3. Пресс-конференция

Выступления учащихся с рассказами о практическом применении интеграла. Выступления учащихся в виде презентации.

1. С помощью интеграла можно вычислять площади фигур, ограниченных графиками определенных функций.

Например, рассмотрим решение такой задачи:

Перед зданием школы решено разбить клумбу. Но по форме клумба не должна быть круглой, квадратной или прямоугольной. Она должна содержать в себе прямые и кривые линии. Пусть она будет плоской фигурой, ограниченной линиями Y = 1/X + 2; X = 4; Y = 6.

Необходимо ещё подсчитать сколько денег можно получить за вскапывание этой клумбы, если за каждый м2 выплачивается 50 руб.?

Значит, имеем: фигура Y = 4/X + 2; X = 4; Y = 6; 1 м2 – 50 руб.

Заработок - ?

Изобразим эти линии на координатной плоскости и выделим искомую фигуру.

Найдем пределы интегрирования: Х = 4 – по условию, Y = 4/X + 4 и Y = 6, следовательно 4/X + 2 = 6; 4/X = 4 или X = 1

Вычислим площадь полученной фигуры с помощью интеграла:

    4                        4                             4
S= ∫(6 - 4/X - 2)dx = ∫(4-4/X)dx = (4X-4ln|X|)| = 16-4ln 4 – 4 + 4ln 1 = 12 – 4ln 4 ≈ 6,4 (м2)
   1                         1                              1

6,4 * 50 = 320 (рублей) – заработок.

Приложение 1

2. С помощью интеграла в физике решается большое количество задач на определение пути по известному закону изменения мгновенной скорости и вычисления работы переменной силы по формуле:

      t1                        b
S = ∫U(t)dt и A = ∫ F(x)dx
     t0                  a

Например:

Вычислить работу силы F при сжатии пружины на 0,08 м, если для ее сжатия на 0,01 м требуется сила 10Н.

Решение: по закону Гука сила F пропорциональна растяжению или сжатию пружины, т.е. F=kx, где х - величина растяжения или сжатия (в м); k – постоянная. Из условия находим k. Так как при x=0,01 м, F=10Н, то k=F/x=1000.

Следовательно: F(x)=kx=1000x.

Работа силы F(x) при перемещении тела из точки а в точку b равна:

     b
A= ∫ F(x)dx
    a

Используем данные и получаем:

   0,08                           0,08
A= ∫ 1000xdx = 1000x2 /2 | = 3,2 (дж).
    0                                 0

Приложение 2

3. Дифференциальное уравнение – это уравнение, содержащее производную неизвестной функции.

Решить дифференциальное уравнение – значит найти эту самую функцию.

Но решение дифференциального уравнения определяется неоднозначно. Поэтому для его решения требуется дополнительное условие.

Например: уравнение Y = x+1 – это дифференциальное уравнение.

Требуется найти функцию Y(x), производная от которой равна х+1.

Т.е. найти первообразную. Тогда первообразная Y = x2/2 + x + c, где с – постоянная – общее решение.

Если взять условие, что Y(0) = 3, то находим: 3 = 0 + 0 + с или с=3.

Тогда Y(x)= x2/2 + x + 3 – частное решение.

В практике часто встречаются процессы, которые периодически повторяются: колебательные движения маятника, струны, пружины и т.д., т.е. процессы связанны с переменным электрическим током, магнитным полем.

Решение таких задач сводится к решению дифференциального уравнения.

Y``= -ω2y – дифференциальное уравнение гармоничных колебаний.

ω – заданное положительное число.

Y= y`(x) Y``= (y`(x))`

Решением являются функции:

Y(x) = Asin(ωx + φ)

A – амплитуда колебания.

ω – частота, φ – начальная фаза.

Графиком гармонических колебаний является синусоида.

Например: Y(x) = 2sin(2x + π/2).

Приложение3

4. Решение многих физических задач сводится к решению дифференциального равнения.

Y` = ky, где k – заданное число.

Решением этого уравнения является функция:

Y = C℮kx, где С – постоянная, определяемая условием конкретной задачи.

Например:

Скорость m`(t) размножения бактерий связана с массой m(t) бактерий в момент времени t .

Уравнением: m`(t) = km(t), где k – положительное число, зависящее от вида бактерий и внешних условий.

Решениями этого уравнения является функция: m(t) = C℮kx.

Постоянную С можно найти, например, из условия, что в момент t=0 масса m0 бактерий известна.

Тогда m(0) = m0 = C℮k0 = C и поэтому m(t) = m0kt.

Приложение 4

После защиты презентаций учащимся задаются дополнительные вопросы.

1 вопрос: Вы узнали много интересного о приложении интеграла к решению практических задач. Какие науки, известные вам, используют интеграл?

(Физика, алгебра, геометрия, биология, атомная физика.)

2 вопрос: Приведите пример уравнения гармонических колебаний.

(Y = - 4 sin (3x - 3π/4), где амплитуда А = -4, частота ώ = 3, начальная фаза - φ = 3π/4.)

3 вопрос: Какой пример из физики можно привести, где применяется дифференциальное уравнение.

(Можно рассмотреть задачу о радиоактивном распаде вещества.)

4 вопрос: Как использует геометрия понятие интеграла?

(В геометрии интеграл используется для нахождения объемов тел вращения.)

Домашнее задание:
п. 54 – 59 № 1033 - 1042