Цель:
- Проверить знания и умения по теме “Вычисление интеграла и площади криволинейной трапеции”.
- Формировать комплексное представление о практических приложениях интеграла в различных областях.
- Развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Тип урока: Урок пресс-конференция
Оборудование: Комплект карточек для самостоятельной работы, магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель объявляет цели, задачи урока.
На доске девиз урока:
“Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только впереди только всем вместе”. |
2. Проверка и оценка знаний по теме “Вычисление интеграла и площади криволинейной трапеции”
Учащиеся делятся на две команды, получают задания. Первая команда – под нечетными номерами, вторая команда – под нечетными. Учащиеся решают примеры, находят правильный ответ и перевернув карточку получают соответствующую букву, выстраивают на доске слово: “Молодцы!” Если ответы все верные, слово получилось верным, оценивают решение высшей оценкой. За каждую ошибку снимается балл.
Самостоятельная работа
Вычислить интегралы:
2 3 2 0
1) ∫х3dx 2) ∫x2 dx 3) ∫(1 + 2х)3dx 4) ∫(1 - 3x)2dx
1 1 0 -10,5π π
5) ∫sin2x dx 6) ∫cos3x dx
0 0,5π
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
7) у = х2; х = 0; х = 3
8) у = √х; х = 0; х= 4
М | О | Л | О | Д | Ц | Ы | ! |
3,75 | 8⅔ | 78 | 7 | 1 | ⅓ | 9 | 5⅓ |
3. Пресс-конференция
Выступления учащихся с рассказами о практическом применении интеграла. Выступления учащихся в виде презентации.
1. С помощью интеграла можно вычислять площади фигур, ограниченных графиками определенных функций.
Например, рассмотрим решение такой задачи:
Перед зданием школы решено разбить клумбу. Но по форме клумба не должна быть круглой, квадратной или прямоугольной. Она должна содержать в себе прямые и кривые линии. Пусть она будет плоской фигурой, ограниченной линиями Y = 1/X + 2; X = 4; Y = 6.
Необходимо ещё подсчитать сколько денег можно получить за вскапывание этой клумбы, если за каждый м2 выплачивается 50 руб.?
Значит, имеем: фигура Y = 4/X + 2; X = 4; Y = 6; 1 м2 – 50 руб.
Заработок - ?
Изобразим эти линии на координатной плоскости и выделим искомую фигуру.
Найдем пределы интегрирования: Х = 4 – по условию, Y = 4/X + 4 и Y = 6, следовательно 4/X + 2 = 6; 4/X = 4 или X = 1
Вычислим площадь полученной фигуры с помощью интеграла:
4 4 4
S= ∫(6 - 4/X - 2)dx = ∫(4-4/X)dx = (4X-4ln|X|)| = 16-4ln 4 – 4 + 4ln 1 = 12 – 4ln 4 ≈ 6,4 (м2)
1 1 16,4 * 50 = 320 (рублей) – заработок.
2. С помощью интеграла в физике решается большое количество задач на определение пути по известному закону изменения мгновенной скорости и вычисления работы переменной силы по формуле:
bt1
S = ∫U(t)dt и A = ∫ F(x)dx
t0 a
Например:
Вычислить работу силы F при сжатии пружины на 0,08 м, если для ее сжатия на 0,01 м требуется сила 10Н.
Решение: по закону Гука сила F пропорциональна растяжению или сжатию пружины, т.е. F=kx, где х - величина растяжения или сжатия (в м); k – постоянная. Из условия находим k. Так как при x=0,01 м, F=10Н, то k=F/x=1000.
Следовательно: F(x)=kx=1000x.
Работа силы F(x) при перемещении тела из точки а в точку b равна:
b
A= ∫ F(x)dx
a
Используем данные и получаем:
0,08 0,08
A= ∫ 1000xdx = 1000x2 /2 | = 3,2 (дж).
0 0
3. Дифференциальное уравнение – это уравнение, содержащее производную неизвестной функции.
Решить дифференциальное уравнение – значит найти эту самую функцию.
Но решение дифференциального уравнения определяется неоднозначно. Поэтому для его решения требуется дополнительное условие.
Например: уравнение Y = x+1 – это дифференциальное уравнение.
Требуется найти функцию Y(x), производная от которой равна х+1.
Т.е. найти первообразную. Тогда первообразная Y = x2/2 + x + c, где с – постоянная – общее решение.
Если взять условие, что Y(0) = 3, то находим: 3 = 0 + 0 + с или с=3.
Тогда Y(x)= x2/2 + x + 3 – частное решение.
В практике часто встречаются процессы, которые периодически повторяются: колебательные движения маятника, струны, пружины и т.д., т.е. процессы связанны с переменным электрическим током, магнитным полем.
Решение таких задач сводится к решению дифференциального уравнения.
Y``= -ω2y – дифференциальное уравнение гармоничных колебаний.
ω
– заданное положительное число.Y= y`(x) Y``= (y`(x))`
Решением являются функции:
Y(x) = Asin(ωx + φ)
A – амплитуда колебания.
ω
– частота, φ – начальная фаза.
Графиком гармонических колебаний является синусоида.
Например: Y(x) = 2sin(2x + π/2).
4. Решение многих физических задач сводится к решению дифференциального равнения.
Y` = ky, где k – заданное число.
Решением этого уравнения является функция:
Y = C℮kx, где С – постоянная, определяемая условием конкретной задачи.
Например:
Скорость m`(t) размножения бактерий связана с массой m(t) бактерий в момент времени t .
Уравнением: m`(t) = km(t), где k – положительное число, зависящее от вида бактерий и внешних условий.
Решениями этого уравнения является функция: m(t) = C℮kx.
Постоянную С можно найти, например, из условия, что в момент t=0 масса m0 бактерий известна.
Тогда m(0) = m0 = C℮k0 = C и поэтому m(t) = m0℮kt.
После защиты презентаций учащимся задаются дополнительные вопросы.
1 вопрос: Вы узнали много интересного о приложении интеграла к решению практических задач. Какие науки, известные вам, используют интеграл?
(Физика, алгебра, геометрия, биология, атомная физика.)
2 вопрос: Приведите пример уравнения гармонических колебаний.
(Y = - 4 sin (3x - 3π/4), где амплитуда А = -4, частота ώ = 3, начальная фаза - φ = 3π/4.)
3 вопрос: Какой пример из физики можно привести, где применяется дифференциальное уравнение.
(Можно рассмотреть задачу о радиоактивном распаде вещества.)
4 вопрос: Как использует геометрия понятие интеграла?
(В геометрии интеграл используется для нахождения объемов тел вращения.)
Домашнее задание:
п. 54 – 59 № 1033 - 1042