Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума. К. А. Тимирязев. |
Программное содержание:
- Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
- Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
- Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”.
- Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
- Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных.
- Учить отражать полученные впечатления в рисунке.
- Развивать логическое мышление.
Предварительная работа:
- Рассказы о труде хлеборобов.
- Экскурсии на поле: наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.
- Первая экскурсия: показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадываю загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.
- Вторая экскурсия: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.
- Третья экскурсия: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.
- Четвертая экскурсия: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.
- Пятая экскурсия: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.
- Чтение рассказов и заучивание стихов: марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”.
- Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов.
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”.
- Рисование рисунков по темам экскурсий.
Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.
Ход занятияПедагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?
“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?
Дети: Колосок.
Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.
Педагог: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).
Дети исполняют песню.
Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?
Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.
Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?
Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.
Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?
Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.
Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.
Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?
Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.
Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:
“Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька – будет белый хлеб”.
(Э. Мошковская)
Педагог: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.
Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.
Педагог: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?
Дети: Жали серпом.
Педагог: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?
Дети: Комбайны, трактора.
Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?
Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.
Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?
Дети. Вспаханное поле боронят.
Педагог: Чем её боронят?
Дети: К трактору прицепляют борону.
Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?
Дети: Сеялки.
Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.
“По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой”.
Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?
Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.
Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.
Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.
Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”
Дети: Комбайн.
Ученик читает стихотворение:
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.
Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.
Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.
Педагог: А затем куда везут зерно?
Дети: На мельницу, мукомольный завод.
Педагог: Что там делают с зерном?
Дети: Зерно перемалывают в муку.
Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?
Дети: Мельник.
Педагог: Куда потом везут муку?
Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”
Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.
Схема выкладывания цепочки:
- Идет снегозадержание на полях.
- Поля пашут и удобряют.
- Боронят поля.
- Сеют зерно.
- Опыляют поля, уничтожают вредителей.
- Идет сбор урожая.
- Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.
- Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.
- Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.
- Везут хлеб в булочную или в магазин.
Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.
“Пашут каждую весну, подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют”.
Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.
Физкультминутка
Педагог: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:
Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в
стороны),
Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание),
Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками
калачи),
Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).
Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.
- Много снега, много хлеба.
- Хвала рукам, что пахнут хлебом.
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
- За обедом хлеб – всему голова.
- Без труда хлеб не родится никогда.
- Упустишь время – потеряешь урожай.
- Хороша нива у дружного коллектива.
- Все за одно, один за всех.
- Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Труд земледельца велик и почетен.
- Знай секундам цену, минутам счет.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
Педагог: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка, или рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию, после завершения работы дарят рисунок Колоску.
Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина “Каравай”:
“Вот лежит каравай у меня на руках.
Черный хлеб на руке –
Нет, милей на земле.
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь, если лодырем стану.
Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,
Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.
Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.
Вот увидишь: тебе горевать не придется.
Пусть не плачет мой хлеб,
Пусть он только смеется”.
Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!