Блок № 2 “Гражданское совершеннолетие”
Цель: помочь обучающимся осознать особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека.
Задачи:
- изучение вопроса о гражданской правоспособности личности (правоспособность и дееспособность несовершеннолетних), гражданской зрелости (инфантилизм);
- умение делать обобщения, выводы, анализировать на основе работы с документами, выделять главное из текста, грамотно формулировать вопросы при проведении анкетирования;
- воспитание нравственно положительных ценностных ориентаций: уважение к семье, нормам общественной морали, правопорядку.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение: – Конституция РФ; пакет документов (дидактические материалы по теме)
Ход занятия
I. Вводное слово учителя.
II. 1) Организация обучающихся: психологический настрой, сообщение целей, задач урока.
2) Домашнее задание. Размышление: а) “Нет дурного влияния улицы, есть отсутствие авторитета родителей” А. Макаренко; б) “Не делайте из ребенка кумира, когда он вырастет, то потребует жертв”. П. Буаст
III. Обсуждение проблем Блока № 1. От детства к взрослости.
Задание по теме “Социальная мобильность” – цифровой диктант. Указать правильный вариант ответа. Побеждает группа, которая не допустила ошибок.
- Социальная стратификации – это теория о перемещении индивидуумов из одного слоя в другой (-)
- Горизонтальная мобильность – рабочий стал инженером (-)
- Пример горизонтальной мобильности – переезд из одного города в другой без изменения профессии. (+)
- Пример вертикальной мобильности – повышение квалификации в рамках одной профессии. (+)
- Пример вертикальной мобильности – переход работника из ткацкого цеха в металлургический. (-)
- Социальная стратификация – совокупность статусов и ролей. (-)
- Институт семьи не является основным институтом общества. (-)
IV. Социологическое исследование. Анкетирование обучающихся. Проводит группа аналитиков.
- К какому типу семьи относится ваша семья?
- Выполняет ли ваша семья функцию первичного социального контроля?
- Удовлетворяют ли Вас отношения с родителями?
V. Изучение нового. Сообщения учеников, обсуждение сообщений, работа с Конституцией РФ (ст.15,17-19,38) дидактическими материалами Л 1-6.
1. Сообщение группы № 1 по теме “Правоспособность и дееспособность”.
Обсуждение, работа с дидактическим материалом.
Лист №1 “Правоспособность и дееспособность”
? Чем отличаются правоспособность и дееспособность друг от друга.
? Как государство гарантирует равенство прав граждан. Конституция РФ, ст15 п.4
Лист №2 “Объем дееспособности”
Лист № 3 “Права ребенка”
? Как государство защищает несовершеннолетних Гражданский Кодекс РФ ст. 24
2. Сообщение группы № 2 по теме “Права несовершеннолетних”
Работа с дидактическим материалом
Лист № 4
Информация о Конвенции прав ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989г.)
? Как государство гарантирует права несовершеннолетних. К.РФ ст. 17 п.1,2., 18
? Почему государство гарантирует такие права несовершеннолетних, как право на общение, высказывание своего мнения.
3. Выводы аналитиков (обучающихся)
4. Сообщение группы № 3 по теме “Инфантилизм”
Работа с дидактическим материалом Лист № 5 “Отклоняющееся поведение”
? Почему у подростков возможно отклоняющееся поведение.
? Привести примеры отклоняющегося поведения.
Лист № 6 “Причины преступности несовершеннолетних”
? Причины преступности
? Роль семьи, семейного воспитания.
VI. Заключительное слово учителя.
VII. Подведение итогов, рефлексия обучающихся.