Наше отношение к школе

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время в нашем обществе наблюдается повышенный интерес к институту “школы”, к развитию педагогической науки, к совершенствованию методов обучения и материально-технической базы. Но по-прежнему одним из главных вопросов остается межличностное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей и технического персонала. Стремительно развиваясь, наше общество принесло осознание того, что некоторые межличностные взаимоотношения отравляют жизнь подобно тому, как это делают вредные выбросы в атмосферу. Да и сама “атмосфера” школы, – какая она?

Наша школа – МОУ СОШ №7 – единственное среднее общеобразовательное учреждение в станице Воронежской, поэтому нам и стало интересно: “А как, мы и жители станицы, относимся к своей школе?”

Актуальность этой темы очевидна, так как мнение современного общества, средств массовой информации порой дискредитируют и создают негативное, предвзятое отношение к обучению в школе.

Гипотеза работы состоит в предположении о том, что только совместная практическая заинтересованность и деятельность всех участников образовательного процесса позволит создать позитивное и объективное отношение к школе.

Цель работы: развитие единой культуры социально-экологичных отношений к школе и внутри нее, ориентированных на гражданской и общественной активности.

Объект исследования: внешние и внутренние социальные отношения к школе всех участников образовательного процесса.

Субъекты исследования: учащиеся, педагогический коллектив, технический персонал МОУ СОШ №7 и родители.

Задачи:

  • изучить и проанализировать субъективное отношение к школе всех участников образовательного процесса;
  • использовать результаты диагностики для формирования позитивного и заинтересованного отношения к школе;
  • выявить динамику развития социальных отношений в 2007–2009 годах.

Для мониторинга отношения к школе нами использовалась методика, разработанная В.А. Ясвиным (доктором психологических наук).

Методика предусматривает диагностику отношения к четырем основным структурным элементам, составляющим смысловое содержание понятия “школа”, отношение к каждому из которых может быть различным: 1) педагоги, 2) учащиеся, 3) помещение и оборудование и 4) образовательный процесс.

Также выделяются четыре компонента отношений: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Эмоциональный компонент характеризует отношение по шкале “нравится – не нравится”. Он связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами человека. Познавательный компонент характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности. Практический компонент проявляется в готовности и стремлении к практической деятельности, связанной с данной школой. Поступочный компонент определяется активностью личности, направленной на изменение ее окружения, в соответствии со своим отношением к данной школе. Эта активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на совершенствования образовательного процесса или школьного помещения и оборудования, так и на формирования у других людей соответствующего отношения к данной школе (позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора). Именно поступок служит концентрированным выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется. Совокупность показателей эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения к школе, то есть “силу” этого отношения.

Результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения к школе всех субъектов образовательного процесса.

Как видно из рис. 1, отношение к школе по интенсивности является хорошо сформированным у учащихся и педагогов. Ведущий компонент отношения – практический, при этом в наибольшей и равной степени педагоги склонны взаимодействовать с коллегами и учащимися; а учащиеся в большей степени с учителями, а потом друг с другом (рис.2, рис.3). Наиболее эмоционально положительно к педагогам относятся родители и тех.персонал, но и отрицательный компонент выражен у них же. Познавательная активность и мотивация педагогов направлена в первую очередь на коллег, затем на учащихся, родителей и тех.персонал. Это подтверждается и поступочным компонентом, учителя наиболее активно взаимодействуют с учениками, друг с другом и только потом с родителями и тех.персоналом (рис.2, рис.3). У учеников нашей школы ярко выражен эмоционально положительный компонент по отношению ко всем группам, отрицательный компонент имеет незначительные значения, хотя лидирует в нем тех.персонал (рис.3).

Приложение

Рис. 1. Результаты мониторинга уровня интенсивности отношения к школе (2007 г.)

 

 Рис. 2. Результаты мониторинга субъективного отношения к педагогам (2007 г.)

 

 Рис. 3. Результаты мониторинга субъективного отношения к учащимся (2007 г.)

Ведущими компонентами отношения к образовательному процессу практически в равной степени выступают: эмоционально положительный, практический и познавательная активность. Целенаправленно заинтересованы в образовательном процессе педагоги, учащиеся и родители, которые впервые проявили такое интенсивное отношение. Следует отметить, что негативная составляющая эмоционального компонента выражена незначительно, самые высокие результаты показывает тех.персонал (рис.4)

Рис. 4. Результаты мониторинга субъективного отношения к обучению. (2007 г.)

Наибольшую заинтересованность все социальные группы проявляют в отношении к помещениям и оборудованию школы. Это прямо взаимосвязано с улучшением материально-технической базы школы, методическим оснащением кабинетов современным оборудованием нового поколения (рис.5).

Подводя итоги можно сделать следующие выводы: в нашем школьном мире основная роль принадлежит взаимоотношениям учеников и учителей. Нас интересует все: образовательный процесс, помещения и оборудование нашей школы, отношения друг с другом.

Родители и тех. персонал проявляют в определенной мере потребительскую позицию к школе: эмоционально им небезразлично, что творится в школе, им бы хотелось получать об этом информацию, но сами они не готовы совершать поступки по изменению ситуации в соответствии со своим отношением.

Рис. 5. Результаты мониторинга субъективного отношения к материально-технической базе школы (2007 г.)

Как видно из результатов диагностики 2008 года: отношение учащихся, педагогов, родителей и тех.персонала меняется в позитивную сторону по всем компонентам. Это закономерный результат работы всего школьного коллектива. Наша школа становится более открытым пространством для окружающего социума.

2008 год – год 100-летия школы.

Весь год проходили мероприятия, посвященные юбилею, они стали одними из тех шагов, которые сблизили и сплотили нас.

Рис. 6. Результаты мониторинга уровня интенсивности отношения к школе /2008г./

Это подтверждает проведенное анкетирование в 2008 году. Но на этом наши дела не заканчиваются, ведь у нас еще столько планов на будущее: нам нужно успеть сделать много хорошего для родной школы.

На основе проведенного исследования, мы убедились, что начинать нужно самим с себя и изменить свое отношение к школе.

Приложение