Цели:
- сформировать умение решать линейные неравенства с одной переменной, особо обращая внимание на отработку умения решать простейшие неравенства вида ax < b и ax > b, обращая специальное внимание на случай, когда а < 0;
- научить записывать решение неравенств, используя геометрическую интерпретацию, в виде числовых промежутков;
- развивать самостоятельность в работе; приобретать навык исследовательской работы; воспитывать умение слушать ответы одноклассников; умение анализировать, логически мыслить; воспитывать интерес к математике, внимательность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1. Устно.
а) Какие неравенства соответствуют промежуткам?
; ; ; .
б) Верны ли утверждения?
5 14,9 ; 12; -17 .
2. Продолжите фразы (диктант под копирку).
- Если а > b, то b … a.
- Если а > b, b > m, то a … m.
- Если m > n, то m + c … n + c, где с – любое число.
- Если m > n, с > 0, то m + c … n + c
- Если m > n, с < 0, то mc … nc.
3. Разделите неравенство m > n на 2; -2; 3; -4.
4. Решите уравнение (ученик объясняет ход решения).
5. Решение упражнений из домашнего задания. (Карточки получают 6 человек, учащиеся решают задания и сдают учителю).
III. Изучение нового
Задача (была задана на дом).
Из двух городов отправляются одновременно навстречу друг другу два поезда с одинаковыми скоростями. С какой скоростью должны двигаться поезда, чтобы через два часа после начала движения сумма расстояний, пройденных ими, была не менее 200 км?
S км | v км/ч | t ч | |
I п II п |
2x 2x |
x x |
2 2 |
x км/ч – искомая скорость движения
2x + 2x 200
4x 200
За два часа каждый поезд пройдет путь 2x км. По условию задачи сумма расстояний, пройденных поездами за 2 часа должна быть не менее 200 км.
x 50.
Ответ: скорость движения каждого поезда должна быть не менее 50 км/ч.
В неравенстве 4x 200 буквой x обозначено неизвестное число.
Если в неравенство 4x 200 подставить x = 51, x = 60, то получится верное числовое неравенство.
Каждое из этих чисел называют решением неравенства.
Определение: Решением неравенства называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство (читаем по учебнику про себя).
Решением неравенства не является одно число, а множество чисел.
Решить неравенство, значить найти все его решения или доказать, что решений нет.
Решение упражнения № 780.
а) Является ли решением неравенства значение y = 8?
5y > 2(y – 1) + 6
5 8 > 2(8 – 1) + 6
40 > 20 – верно
б) самостоятельно:
1-й ряд y = -2
5 (-2) > 2(-2 – 1) + 6
- 10 > 0 - неверно2-й ряд y = 1,5
5 (1,5) > 2(1,5 – 1) + 6
7,5 > 7 – верно3-й ряд y = 2
5 (2) > 2(2 – 1) + 6
10 > 8 – верно.
Рассмотрим неравенства:
18 + 6x > 0 | 6x > - 18 | x > - 3 |
x = 1
x = - 1
Неравенства, имеющие одни и теже решения, называются равносильными (читаем в учебнике).
Доказательство: а – число, а > 0, подставим вместо x и решим, используя свойства числовых неравенств.
18 + 6а – 18 > 0 – 18
6a > 0 – 18
a > - 3.
Это означает "а" является решением неравенства.
Решение неравенств основано на свойствах, которые приводят к алгоритму решения, сходному с алгоритмом решения уравнений.
1. Перенести слагаемые,
содержащие неизвестное, в левую часть, а
свободные члены – вправо. 2. Приведя подобные слагаемые, разделить обе части неравенства на коэффициент при неизвестном, если он не равен нулю. |
Решением неравенства является множество чисел, больших -6. Это множество представляет собой числовой промежуток.
х (- 6; +)
Ответ: (- 6; +).
Читаем свойства в учебнике на стр. 159. Особое внимание надо уделять случаю, когда коэффициент перед неизвестным – отрицательное число.
Устно:
-2x > 6 -2x 6 - x < 12 - x > - 12 - 2x < 4 |
- x 0 - x 4 |
Работа по плакату.
IV. Тренировочные упражнения.
Решение упражнения № 783
а) – учитель;
б) – ученик;
в, г) – самостоятельно с проверкой.
Решение упражнения № 784 (а-г) – самостоятельно.
Решение упражнения № 785
а) – учитель;
б) – ученик с учителем и классом;
в) – решает ученик самостоятельно и класс.
Решение упражнения № 788 (показывает учитель).
а) 7x – 2,4 < 0,4 7x < 0,4 + 2,4
x < 2,8 : 7 х (- ; 0,4) |
б) 1 – 5y > 3 - 5y > 3 – 1
y < 2 : (-5) х (- ; - 0,4) |
в) 2x – 17 - 27 2x - 27 + 17
2x - 10 : 2 х |
– примеры линейного неравенства с одним неизвестным, которые можно объединить в случаи:
V. Вывод
Чтобы решить неравенство, необходимо используя свойства неравенств свести к линейному и записать ответ в виде числового промежутка.
VI. Этап закрепления новых знаний
Мини-тест. Коррекция знаний. Инструктаж.
Выполните задания, найдите правильный ответ среди предложенных и запишите в таблицу (ученики работают самостоятельно под копирку).
VII. Решение кроссворда
(На усмотрение учителя)
VIII. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
п.31 № 781; 785(а-г); 789 (а,б).