Опыт разработки программы «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 9-го класса специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9

Ключевые слова: программа, коррекция, этика семейной жизни


Пояснительная записка

Актуальность

Концепция модернизации российского образования до 2010 года основной своей целью в области образовательной политики России обозначает обеспечение качества образования, соответствующего требованиям современного времени, на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Семья, являясь социальным институтом, испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности семьи, когда семья не только не является психологическим убежищем для личности, а порой представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов.

В настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием детей и подростков, приведшая к увеличению случаев безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Одной из основных причин большого процента нарушенного поведения у школьников является неблагополучная обстановка в семьях таких детей.

“Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества”. (Т.А. Флоренская).

Поэтому подготовке воспитанников к семейной жизни придается первостепенное значение.

Подготовка учащихся специальной коррекционной школы к семейной жизни является одной из сторон целостного процесса их обучения и воспитания.

Когда пять лет назад в нашей школе-интернате было принято решение о включении в учебный план факультативного курса “Этика и психология семейной жизни” возник ряд вопросов по тематике и содержанию программы.

Какие условия будут способствовать формированию культуры семейных отношений у наших учащихся?

Какими методами и средствами помочь выпускнику научиться строить гармоничные отношения как внутри семьи, так и между семьей и социальным окружением?

Как донести до воспитанника коррекционного образовательного учреждения истинную суть семьи – духовно-нравственного ядра Мудрости, Веры, Надежды и Любви?

Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса “Этика и психология семейной жизни” для учащихся специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.

Имеющиеся программы не сориентированы на особенности специального коррекционного образовательного учреждения, не отвечают многим требованиям, в частности не в полной мере учитывают возможность учащихся усваивать тот или иной материал, являются сложными по содержанию и не всегда носят практическую направленность.

Семья отражает все процессы, происходящие в обществе. В ней как в зеркале отражаются все сферы человеческой жизнедеятельности. Построение взаимоотношений в социуме – один из важнейших аспектов семьи как ячейки общества.

Этот аспект мы пытались раскрыть в программе, соотнеся положения теории человеческих потребностей А. Маслоу [1] с формированием у учащихся навыков построения взаимоотношений в сфере “человек – семья – общество” (Табл. 1). Помогая ребенку освоить навыки правильных действий по достижению общечеловеческих потребностей, мы тем самым способствуем дальнейшему развитию их способности эффективного взаимодействия в семье и социуме.

Таблица 1

Иерархии человеческих потребностей по А.Маслоу Формируемые навыки Разделы программы
1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и пр.) Организация полноценного питания, приемлемых условий для жизни, сбережение и сохранение своего здоровья и т.д.. Мы и наше здоровье.

Мы и наша семья.

Мы и наша работа.

Мы и наше общество.

2. Потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок) Усвоение навыков обеспечения безопасности, регуляции психо-эмоционального состояния, благоприятного климата в семье и обществе и т.д..
3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) Умение проявлять эмпатию, оказывать сочувствие, выражать признательность, уважение, толерантность и т.д.
4. Потребность в уважении (самоуважение, признание) Профориентация, развитие трудовых навыков, планирование достижения цели стать тружеником, профессионалом, человеком, заслуживающим признания и т.д.
5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей) Развитие навыков получения информационно-познавательной информации, повышение уровня осведомленности и компетентности в вопросах общения, развитие творческих способностей, навыков достижения цели и т.д.

Таким образом, исходя из ограниченности временных рамок программы (34 часа), мы включили в структуру программы следующие разделы:

Мы и наше здоровье. Цель – формирование жизненно важных ценностей: “здоровье”, “здоровый образ жизни”; воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Мы и наша семья. Цель – повышение компетентности в формировании навыков планирования семейного бюджета, эффективного ведения домашнего хозяйства, пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми, формирование навыков организации свободного времени, семейного отдыха.

Мы и наше общество. Цель – повышение этической и социальной компетенции подростков, формирование навыков обеспечения безопасности.

Мы и наша работа. Цель – формирование позитивного отношения к полноценной профессиональной реализации личности.

В указанных разделах раскрываются общесоциальный, этический, психологический, правовой, эстетический, педагогический и хозяйственно-экономический аспекты подготовки учащегося к семейной жизни.

Формирование этической, психологической и социальной компетентности учащегося в сфере “человек – семья – общество” является целью, конечным результатом реализуемой программы.

Основные ее задачи:

  • оптимизация межличностных отношений путем повышения осведомленности учащихся школы-интерната в вопросах общения;
  • формирование социально-этического ролевого поведения в процессе построения семейных, деловых и гражданских отношений;
  • пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми;
  • формирование установок на ведение здорового образа жизни и эстетического отношения к окружающему миру.

Решению этих задач, по нашему мнению, должен послужить предлагаемый курс “Этика и психология семейной жизни” для учащихся 9 классов образовательных учреждений VIII вида.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год.

В программе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык и литература, валеология, СБА (социально-бытовая адаптация), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), а также с такими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права и другими.

Особенности методики курса

Курс адаптируется в 9 классе коррекционного образовательного учреждения VIII вида, что требует практической направленности используемых заданий, ролевых игр, проигрывания проблемных ситуаций, выработки алгоритма и последовательности действий и т.д.

При проведении занятий учитель должен тактично вести беседы с учетом наличия детей из неполных и неблагополучных семей, положение в семьях учащихся обсуждать только при индивидуальных беседах; тактично касаться проблем здоровья детей, не обсуждая проблемы их диагноза, а акцентируя внимание на способах оздоровления всех членов семьи.

Содержание программы предполагает формирование у воспитанников практических навыков применения полученных знаний в личной и общественной жизни.

Изучение каждого раздела завершается занятием-зачетом (собеседованием), далее – зачет). На зачете учащийся получает задание, где ему предлагается ответить на один вопрос раздела.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает следующие положительные результаты:

  • присвоение учащимися этического и социального опыта и поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье и обществе;
  • профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций;
  • овладение знаниями и умениями в организации семьи, домашнего хозяйства, досуга, оздоровления и создания благоприятного психологического климата в семье.

Таблица 2

Примерный учебный план курса “Этика и психология семейной жизни” для учащихся 9-го класса специального коррекционного образовательного учреждения


п/п

Разделы и темы

Общее количество часов Время
(час.)
Теория Практика
  Введение. 1 1  
I Мы и наше здоровье. 8 2 6
1 Основы лечебной физкультуры и культуры движения. 1   1
2 Обучение навыкам самооценки состояния своего здоровья (проверка пульса). 1   1
3 Помоги себе сам. Саморегуляция. 1   1
4 Помоги себе сам. Релаксация (способ психофизической саморегуляции человека). 1   1
5 Помоги себе сам. Регуляция эмоционального настроения. 1   1
6 Программа здорового образа жизни 1   1
7 Защита прав детей-инвалидов. 1 1  
8 Зачет по разделу. 1 1  
II Мы и наша семья. 8 4 4
1 Моя семья. 1   1
2 Программа моей жизни. 1   1
3 Экономика в быту. 1   1
4 Народные и региональные семейно-бытовые традиции. 1 1  
5 Семейные праздники. Организация семейных праздников. 1 1  
6 Общественные и семейные формы проведения досуга. 1 1  
7 Организация досуга. 1   1
8 Зачет по разделу. 1 1  
III Мы и наше общество. 10 7 3
1 Культура внешности. 1 1  
2 Культура речевого общения. 1 1  
3 Культура повседневной жизни. 1   1
4 Культура гостеприимства. 1 1  
5 Культура семейных отношений. 1 1  
6 Правила поведения на общественном транспорте. 1 1  
7 Поведение в случае необходимости договориться с родителями. 1   1
8 Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников или взрослых. 1   1
9 Знание правовых основ. Ответственность за нарушение поведения в общественных местах. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1 1  
10 Зачет по разделу. 1 1  
IV Мы и наша работа. 7 3 4
1 Диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся. 2   2
2 Выбор профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностей личности. 1 1  
3 Права несовершеннолетнего работника. 1 1  
4 Как найти работу (деловая игра). 1   1
5 Как устраиваться на работу (деловая игра). 1   1
6 Зачет по разделу. 1 1  
  Итого: 34 17 17

Краткое содержание программы

Ведение (1 час). Цели и задачи курса. Требования к обучающимся. Ведение тетрадей. Зачеты.

I. Мы и наше здоровье (8 часов). Ключевые понятия. Какая благоприятная обстановка царит в семье, когда в семье никто не болеет. Ответственность за свое здоровье и здоровье членов семьи одна из главных функций семьи. формирование навыков обеспечения безопасности. Эмоциональный (управление эмоциями, самоконтроль),

В раздел включены следующие темы.

  1. Основы лечебной физкультуры и культуры движения. Разучивание элементов утренней гимнастики. Шуточная разминка “Колпак мой треугольный…”.
  2. Обучение навыкам самооценки состояния своего здоровья (проверка пульса). (http://www.narmet.ru/pervaya-pomoshh/proverka-pulsa-u-vzroslyx/)
  3. Помоги себе сам. Саморегуляция. (План проведения тренировки саморегуляции приводится по изданию: Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.). Саморегуляция на позитивное отношение к окружающим.
  4. Помоги себе сам. Релаксация (способ психофизической саморегуляции человека). Разучивание релаксации по методу Г. Бенсона
  5. Помоги себе сам. Регулирование эмоционального настроения. Позитивный настрой.
  6. Защита прав детей-инвалидов.
  7. Программа здорового образа жизни. Разработка индивидуальной программы.
  8. Зачет по разделу:
  • Предоставить разработку индивидуальной программы здорового образа жизни.
  • Продемонстрируй упражнения утренней гимнастики.
  • Как проверить пульс?
  • Какое упражнение можно сделать, чтобы успокоиться?
  • Какие права имеют дети-инвалиды?

II. Мы и наша семья (7 часов). Взаимоотношения в социуме – один из важнейших аспектов семьи как ячейки общества. Хороший семьянин. В раздел включены следующие темы:

  1. Моя семья. Составление плана к устному сочинению.
  2. Программа моей жизни. На этом практическом занятии каждый учащийся составляет перспективную программу своей жизни.
  3. Экономика в быту. Источники дохода семьи: заработная плата, поступления из общественных фондов (пособия, пенсии, стипендии и т.д.), доходы с приусадебного хозяйства. Распределение бюджета; постоянные ежемесячные расходы (питание, квартплата, транспортные и хозяйственные расходы, культурный фонд); карманные деньги детей и взрослых; затраты на лечение и сохранение здоровья; расходы на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Учащиеся коллективно составляют (рисуют) схему распределения бюджета семьи.
  4. Народные и региональные семейно-бытовые традиции. Каждый учащийся заранее получает задание подготовить рассказ о традиции проведения следующих праздников: Рождество. Новый год. Святки. Пасха. Гражданские праздники. День конституции. Международный женский день. День защитников отечества. День города и др. Профессиональные праздники: День учителя, День космонавтики и др.
  5. Семейные праздники. Организация семейных праздников. На этом занятии часть учащихся составляет план подготовки к проведению дня рождения, другая часть – составляет план подготовки к походу в гости. Подготовка к приему гостей. Организация угощения, игр, развлечений. Маленькие подарки для гостей на прощанье.
  6. Общественные и семейные формы проведения досуга (музей, библиотека, театр, концертный зал, кинотеатр, цирк, парк культуры и отдыха, стадион, кружки и студии, путешествия, экскурсии, зоопарк (зверинец), ярмарка, и др.). Правила поведения в общественных местах.
  7. Организация досуга. Развивающие игры. Загадки. Кроссворды. Сканворды. Ребусы. Оригами. Головоломки. Развивающие игры Б. Никитина. Хобби.
  8. Зачет по разделу.
  • Устное сочинение “Моя семья”.
  • Составь схему распределения бюджета твоей семьи.
  • Предоставить проект-разработку индивидуальной программы твоей жизни.
  • Представление проекта “Мой любимый праздник”.
  • Представление проекта “Мое любимое занятие”.
  • Коллективное изготовление объемной фигуры “Цветок”.

III. Мы и наше общество (10 часов). Познавательно-информационный аспект (повышение уровня осведомленности и компетентности в вопросах общения). Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В раздел включено 11 тем. Изучение правил и норм этикета – одно из условий организации эффективного взаимодействия в семье и социуме. Правила поведения не только помогают нам понять друг друга, но и позволяют избежать ненужных конфликтов. При проведении занятий по темам “Культура внешности”, “Культура речевого общения”, “Культура повседневной жизни”, “Культура гостеприимства”, “Культура семейных отношений” используются материалы следующих изданий: Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, № 2, № 3.

  1. Культура внешности. Не зря говориться: “По одежке встречают…”, потому что внешний вид людей – это зеркальное отражение их внутренней культуры и эстетического вкуса
  2. Культура речевого общения. “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…” Речь является яркой характеристикой человека, поэтому умная и правильная речь всегда оценивается по достоинству.
  3. Культура повседневной жизни. Каждый должен заботиться о своем безупречном поведении на улице.
  4. Культура гостеприимства. Традиции гостеприимства присущи каждому народу.
  5. Культура семейных отношений. “Важней всего – погода в доме, все остальное суета…” От культуры поведения человека зависит и атмосфера семейной жизни.
  6. Правила поведения на общественном транспорте. Часто безопасность человека зависит от того, насколько правильно он выполняет правила поведения на транспорте.

При разработке тем “Поведение в случае необходимости договориться с родителями”, “Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников или взрослых” используются рекомендации из следующих изданий:

  • Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы .2001. № 1. С.30–49.
  • Иванов Л.М., Конева Е.Н.. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2.С.30–59. Выработка навыков строится в соответствии с нидерландской моделью социальной помощи детям и подросткам

Занятия проходят в виде тренингов по выработке различных социально необходимых навыков, содержащих положительные морально-этические установки и направленных на обеспечение безопасности подростка. Отрабатываются навыки осторожности в социуме (чтобы избежать опасности, не стать жертвой случайности). Рассматриваются правила поведения в экстремальных ситуациях. Выработка навыков осуществляется в процессе моделирования ситуаций и последующего анализа.

Занятие по теме 9. “Знание правовых основ. Ответственность за нарушение поведения в общественных местах. Уголовная ответственность несовершеннолетних” включает в себя ознакомление с нормативно-правовыми законодательными документами в части, касающейся детей – несовершеннолетних. Обучающиеся получают первоначальные сведения об уголовной ответственности за правонарушения, нарушения общественного порядка.

10. Зачет по разделу.

  1. Как себя вести в случае необходимости договориться с родителями?
  2. Как вести себя в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников или взрослых.
  3. Какое наказание последует за нарушение поведения в общественных местах?
  4. За какие нарушения несовершеннолетние несут уголовную ответственность?

IV. Мы и наша работа. (7 часов).

В раздел включено 7 занятий.

  1. Диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся. При диагностике используется методика “Опросник профессиональных склонностей” (Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.)
  2. Анализ диагностики профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
  3. Выбор профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностей личности. Учащиеся знакомятся с профессиями, которыми они могут овладеть с учетом их диагноза. (Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, – СПб, 1997. Психология популярных профессий. Под ред. Головей Л.А., – СПб, 2003.)
  4. Права несовершеннолетнего работника. Учащиеся знакомятся со статьями Трудового кодекса РФ в части, касающейся применения труда несовершеннолетних.
  5. Как найти работу (деловая игра). Выработка алгоритма действий при поиске работы. Составление резюме.
  6. Как устраиваться на работу (деловая игра). Разыгрывается ситуация поведения в кадровом агентстве при поиске работы.
  7. Зачет по разделу. Деловая игра “Собеседование при приеме на работу”.

Список используемой литературы:

  1. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.
  3. Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся 10–11 классов// Образовательный вестник. 1999. № 2 (3).
  4. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, №2, №3.
  5. Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.
  6. Чернышова С.И. Программа повышения социальной компетентности семьи “Семейный витамин” центра социальной помощи семье и детству с. Липовица Тамбовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 67-74.
  7. Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 30-49.
  8. Иванов Л.М., Конева Е.В. Применение нидерландской модели социальной компетенции подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 30-59.
  9. Пасечкина В.П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы-комплекса № 180 г. Железногорска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 61-71.
  10. Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель. 1999. № 4. С.58-59.
  11. Мои права. Буклет. – Краснодар, 2001.
  12. Трудовой кодекс РФ (выборка).
  13. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
  14. Декларация организации объединенных наций о правах умственно отсталых лиц. Курьер ЮНЕСКО.1981. Июль. С. 18-19.
  15. Декларация организации объединенных наций о правах инвалидов. Резолюция 3447, ХХХ сессия, 2433-е пленарное заседание 9 декабря 1975 года. Печатается по тексту документа ООН.
  16. Конвенция о правах ребенка (выборка).
  17. Уголовный кодекс РФ (выборка).
  18. Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
  19. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, – СПб, 1997.
  20. Психология популярных профессий. Под ред. Головей Л.А., – СПб, 2003.
  21. Ресурсы Интернета: (http://www.narmet.ru/pervaya-pomoshh/proverka-pulsa-u-vzroslyx/)