Цели:
- развивать умение выделять предлоги в потоке речи и правильно писать их;
- развивать орфографическую зоркость;
- пополнять активный словарь;
- содействовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Шкала самооценки
- красный – задание выполнено отлично;
- зеленый – при выполнении задания допущены единичные ошибки;
- синий – при выполнении задания допущено много ошибок.
В конце урока мы посмотрим , совпадут ли наши оценки.
Б) Эмоциональный настрой
Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю всем вместе отправиться на прогулку.
Одним из учеников читает стихотворение.
Ты еще не видел чуда,
В этой тундре не был?
Видишь, сопки, словно чумы,
Подпирают небо.
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту,
Приезжай, мы встретим лаской.
Здравствуй!
– Кто догадался, куда мы отправимся на прогулку? (В тундру.)
Во время прогулки нас будет сопровождать маленький олененок Авка, который приготовил для вас интересные задания.
Учитель прикрепляет к доске картинки с изображениями тундры и олененка.
Во время прогулки мы и проведем наше занятие. А вот над чем мы будем работать, вы должны мне сказать сами после минутки чистописания.
2. Минутка чистописания
Учитель прикрепляет к доске буквы на магнитах: ГЕРЛИОПД.
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (Гласные и согласные.)
– Составьте из каждой группы цепочки и запишите их с новой строки.
(ЕИО; ГРЛПД.)
– Назовите лишнюю букву в первой цепочке. (Буква Е – два звука.)
– Назовите лишнюю букву во второй цепочке. (Буква П – глухая согласная.)
3. Сообщение темы урока
А теперь, чтобы назвать тему нашего урока, вам необходимо из всех букв собрать слово.
Дети выходят к доске и, переставляя буквы местами, составляют слово: ПРЕДЛОГИ.
4. Повторение
– Что такое предлог?
– Какие предлоги вы знаете?
Сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас на столе листок-подсказка с предлогами.
ПО | В | ЗА | |
НА | |||
ПЕРЕД | К | ОКОЛО | |
НАД | |||
У | С | ДО | |
ПОД |
– Послушайте задание: ребята, сидящие в 1-м ряду, выпишут предлоги, которые состоят из одной согласной; во 2-м ряду– предлоги с буквой О; В 3-м ряду-предлоги с буквой А.
5.Работа со словарными словами
На подвижном наборном полотне картинки (ягоды; ворона; Москва ,Кремль) рядом с предлогами ( за, у, в ).
Дети записывают в тетрадях слово вместе с предлогом: за ягодой, у вороны, в Москве.
– Что общего у всех слов? (Все слова – существительные, употреблены с предлогами.)
– Какое слово лишнее? (Ворона – отвечает на вопрос “кто?”.)
– Сегодня мы будем работать со словом “ворона”.
– Ребята, те из вас ,у кого на партах лежат розовые карточки, должны выписать из трех предложений то, которое подходит к схеме.
- Оперенье ворон серого цвета, только голова крылья и хвост черные.
- Вороны строят гнезда на деревьях.
- Весной у ворон появляются птенцы.
– Тем ученикам, у которых на столах синие карточки, необходимо распространить предложение, опираясь на слова-помощники.
Кружат вороны.
Слова для справок: над, елью, крикливые.
– А те дети, у которых нет карточек, будут работать с деформированным предложением.
Таблица со словами: серые; расшумелись; только; на, вороны ;снегу.
Только серые вороны расшумелись на снегу.
Разобрать предложение.
Физкультминутка
– схема универсальных символов.
6. Коллективная работа
Для выполнения данного задания учитель предлагает детям воспользоваться расположенными на стенах классной комнаты зрительными метками в виде карточек со словами.
– Для чего мы используем предлоги в нашей речи? (Для связи слов по смыслу.)
Покажем олененку, как вы умеете использовать предлоги. Вам необходимо соединить каждую пару слов с подходящим по смыслу предлогом .
Лист-подсказка.
Мчится | зашел | стоит | заботиться |
Тропа | лес | дерево | животное |
– Какое правило использовали при написании предлогов со словами?
Предлоги со словами пишутся раздельно.
Дети по очереди пишут на доске: мчится по тропе, зашел в лес, стоит около дерева, заботиться о животных.
7. Работа с заданием на карточке
– Перед вами карточки с текстом. Вам необходимо прочитать текст и правильно расставить предлоги.
….ночь беззвездную …чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь … ветру,
Если ,,,, тундре бездорожье?
Дети работают самостоятельно, затем учитель выполняет проверку.
8. Подведение итогов
Прогулка подходит к концу, нам пора возвращаться.
– Какое задание было самым трудным?
– Какое задание был самым трудным?
А сейчас возьмите шкалу самооценки. Если у вас преобладает красный цвет – поставьте оценку “5”, зеленый – “4”, синий – “3”.
Я могу сказать, что мои оценки в большинстве совпадают с вашими.
9. Домашнее задание
Составить рассказ об олененке .Выделить в тексте предлоги.