Разработанная система игр, упражнений, форм работы с семьей призвана помочь педагогам в устранении нарушения в технике метания у детей дошкольного возраста и улучшения результатов физической подготовленности выпускников ДОУ по метанию.
Спланированная система игр и упражнений реализуется в совместной деятельности педагога с детьми 1 раз в неделю и ежедневной самостоятельной детской деятельности. Разработанные формы работы с семьей в указанном направлении позволят повысить педагогическую культуру родителей и повысить их интерес к физическому воспитанию дошкольников.
Предлагаемые материалы могут быть использованы любым педагогом в любом ДОУ в качестве системы коррекционной работы по метанию детей 4-7 лет; с внесением субъективных изменений в зависимости от особенностей детей и родителей.
Причины невыполнения детьми норматива по метанию:
- Гиподинамия подрастающего поколения
- Низкая педагогическая культура родителей, в том числе в вопросах развития основных видов движений дошкольников.
- Отсутствие системы работы педагогов по овладению детьми техникой метания
Таким образом, исходя из вышеуказанных причин, целесообразно поставить следующие задачи:
- Оптимизировать двигательную деятельность детей через включение в режим дня разнообразных двигательных упражнений, способствующих развитию техники метания.
- Повысить педагогическую культуру и интерес родителей к вопросам физического развития дошкольников, а именно, в овладении детьми основными видами движений (метанием)
- Разработать систему обучения детей технике метания, принимая во внимание семью, как основной фактор развития детей дошкольного возраста.
Для качественной реализации задач необходимо рассмотреть метание как основной вид движения человека и возможность обучения метанию детей в совместной с педагогом и родителями деятельности.
Метание как основной вид движения человека
Метание - естественный вид физических упражнений, широко используемый человеком с древних времен. До изобретения лука со стрелой и огнестрельного оружия охота с помощью копий, дротиков была одним из главных способов добывания пищи нашими предками. Еще в Древней Греции метание копья входило в число видов классического пятиборья. Греческие юноши соревновались в метании диска, толкании тяжелых камней. В настоящее время метание диска, молота, копья и толкание ядра входят в программу Олимпийских игр и всех комплексных соревнований по легкой атлетике.
Влияние метания на организм человека, развитие техники метания у дошкольников Метание играет важную роль в формировании растущего организма. Метание развивает силу и ловкость, способствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого пояса, туловища. Метание - естественная потребность детей самого различного возраста, с интересом занимающихся метанием камней, дротиков, мячей, любящих игры с элементами бросания и ловли.
Взрослым достаточно лишь поддержать и развить этот естественный интерес у детей. А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева - авторы учебника по теории и методике физического воспитания подчеркивают, что в средней и старшей группах разнообразные упражнения по метанию (подбрасывание, бросание и ловля, метание на дальность, в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными; мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами метания. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания. В помещении и на участке детям должны быть предоставлены кольцебросы, кегли, городки, серсо и т.д.
Ведущим видом деятельности, а также одним из основных видов совместной деятельности ребенка со взрослыми является игра.
В.Г.Гришин, автор пособий «Игры с мячом и ракеткой», «Серсо в детском саду» предлагает систему игр, способствующих овладению дошкольниками техникой метания.
Опираясь на разработки В.Г.Гришина, попытаемся представить систему работы с дошкольниками 4-7 лет и их родителями по развитию метания как основного вида движения дошкольников.
В средней группе предполагается научить детей действовать с целлулоидным мячом для развития координации движений, точности броска, глазомера.
Работа с детьми
Месяц |
Задачи |
Игры [ 1] |
Сентябрь |
|
«Мяч в кругу» «Мяч с горки» «Мяч навстречу мячу» «Мяч в горку» |
Октябрь |
|
«Докати до стены» «Закати мяч» «Мяч навстречу мячу» (увеличить расстояние между звеньями) «Мяч через две горки» |
Ноябрь |
|
«Докати до стены» «Поймай отскочивший мяч» «Мяч в горку - об стену - с горки» «Мяч через две горки» (поймать мяч на лету, не давая упасть) |
Декабрь |
|
«В бильярд мячом» «Закати мяч в обруч» «Чей мяч улетит дальше» «Выстрели мячом» |
Январь |
|
«Мяч вдогонку» «Передай мяч» «Перебрось мяч» «Успей поймать» |
Февраль |
|
«Из обруча в обруч» «Попади мячом в катящийся обруч» «Мяч в кружок» «Попади и поймай» |
Март |
|
«Мяч об пол» «Мяч в корзину» «Попади в окошко» «Мяч в обруч» |
Апрель |
|
«Попади в круг» «Мяч о стену» «От пола в гимнастическую стенку» «Не задень мяч» |
Май |
|
«Послушный мяч» «Мяч по дорожке» «Мяч вокруг обруча» «Мяч по кочкам» |
Работа с родителями
Сентябрь |
Сообщение педагога на родительском собрании «О значении метания для физического развития детей» Папка ширма «Из истории мяча» |
Октябрь |
Практикум «Игры с целлулоидным мячом в семье» |
Ноябрь |
Статья «Зимняя прогулка с ребенком» (упражнения для развития метания) |
Декабрь |
Поход на зимнюю поляну «Игры и забавы с элементами метания» |
Январь |
Физкультурный досуг с родителями «Мастер мяча» [3] |
Февраль |
Информация в родительский уголок «Как проверить у ребенка технические навыки метания» |
Март |
Круглый стол «Наши успехи» |
Апрель |
Сообщение педагога на родительском собрании «Наши перспективы - игра серсо» |
Май |
Поход на летнюю поляну «Веселые мячи» |
В старшей группе предполагается научить детей действовать с кольцом и шпажкой (Серсо) для развития координации движений, глазомера, закрепить навыки игры с целлулоидным мячом.
Серсо (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона) - игра, заключающаяся в перекидывают кольца палочками.
В детском саду игры в серсо рекомендуется использовать, начиная со старшей группы.
Эти игры:
- Способствуют выработке основных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости) и помогают ориентировке в пространстве согласованности действий.
- Тренируют вестибулярный аппарат,
- Оказывают влияние на формирование нравственно- волевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости).
- Воспитывают стремление выполнить упражнения не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно.
Работа с детьми
Месяц |
Задачи |
Игры [1], [2] |
Сентябрь |
|
«Прокати кольцо по коридору» «Прокати в воротца» «Прокати кольцо по гимнастической скамье» «Мяч в кругу» |
Октябрь |
|
«Прокати и попади» «Прокати и надень на колышки» «Прокати через обруч «Поймай отскочивший мяч» |
Ноябрь |
|
«Надень кольца на руки» «Набрось кольцо на руку» «Набрось на колышки» «Мяч навстречу мячу» |
Декабрь |
|
«Попади в мишень-качалку» «Набрось кольцо на юлу» «В бильярд» «Закати мяч в обруч» |
Январь |
|
«Подбрось, поймай» «Поймай кольцо» «Перестрелка» (перебрасывание колец друг другу) «Передай мяч» |
Февраль |
|
«Проведи не урони» «Догони кольцо, поймай шпажкой» «Прокати кольцо вокруг обруча» «Успей поймать» |
Март |
|
«Достань кольцо из-под стула» «Сними кольцо с гимнастической палки» «С кубика на стойку» «От пола в гимнастическую стенку» |
Апрель |
|
«Поймай кольцо на шпажку» «Поймай кольцо в движении» «Подбрось кольцо шпажкой и поймай на шпажку» «Послушный мяч» |
Май |
Упражнять в применении полученных умений |
Эстафеты 1 этап 2 этап 3 этап - поправка: не четвертый играющий, а вся команда выполняет это упражнение по очереди 4 этап 5 этап |
Работа с родителями.
Сентябрь |
Консультация «Значение серсо для физического развития детей» [2] Папка ширма «Оборудование для игры в серсо» |
Октябрь |
Заседание кружка «Умелые руки» (изготовление оборудования для серсо) |
Ноябрь |
Практикум «Серсо в семье» |
Декабрь |
Беседа и папка-ширма «Приучаем детей соблюдать правила техники безопасности при игре в серсо» |
Январь |
Физкультурный досуг с родителями «Властелин колец» |
Февраль |
Заседание кружка «Умелые руки» |
Март |
Фотоконкурс «Наш спортивный выходной» |
Апрель |
Сообщение педагога на родительском собрании «Наши перспективы игра - дартс» |
Май |
Целевая прогулка на стадион |
В подготовительной к школе группе, предполагается продолжить работу по разнообразию движений дошкольников, по повышению педагогической культуры родителей по вопросам развития основных видов движений, а именно метания, через работу семейного клуба «Дартсмены».
Дартс (англ.) - вид спорта, метание коротких стрел (дротиков) в круглую мишень с расстояния 2 м 37 см.
Игра зародилась в средневековой Британии, когда основным оружием были луки и копья, а владение ими требовало большого искусства. Это нехитрое состязание придумали воины. Оно позволяло одновременно поддерживать спортивную форму и приятно проводить время. Классической считалась техника выполнения броска, когда игрок слегка наклонен в стойке, рука согнута в локте. Во время замаха дротик продолжает путь траектории полета. Игла дротика во время движения постоянно нацелена в мишень. При замахе все внимание сосредотачивается на секторе, желаемом для попадания, не выпуская дротик из поля зрения. Бросив дротик, рука, не останавливая движения, продолжает свободно двигаться до полного выпрямления. (Большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Семейный клуб «Дартсмены»
Участники: родители и дети подготовительной группы
Девиз: В игре пригодится нам меткость и смелость, а в деле - умелость.
План заседаний на учебный год
1 заседание.
Тема: «Из истории дартса»
- Сообщение воспитателя по теме.
- Выставка инвентаря
- Показательные выступления пап, практикум по технике безопасности.
2 заседание
Тема: «Дартс - увлекательная тренировка»
- «Консультация по технике метания дротиков»
- «Совместная деятельность по метанию дротиков»
3 заседание
Тема: «Живи - не тужи, со спортом дружи!»
1. Соревнования «Веселые старты»
Задания для детей |
Задания для родителей |
1 . «Попади в мишень» |
1 . «Попади в мишень» (с подсчетом очков) |
2. «Попади в сектор определенного цвета» |
2. «Попади в сектор определенного цвета» (с подсчетом очков) |
3. «Броски поочередно то правой, то левой рукой» |
3. «Броски поочередно то правой, то левой рукой» (с подсчетом очков, после каждого броска игрок отходит на 1 шаг назад) |
4. «Бросок в качающуюся мишень» |
4. «Бросок в качающуюся мишень» (с подсчетом очков) |
2. Фото-выставка «Наш спортивный выходной»
Литература
- Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой, М., Просвещение, 1982, 96 с.
- Гришин В.Г. Серсо в детском саду, М, Просвещение, 1985, 63 с.
- Глушкова Г.В.Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // журнал Ребенок в детском саду, № 1,2,5,2004 - 21