Подборка образцов “графических диктантов” поможет родителям и педагогам сформировать и развить учение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. А также это упражнение способствует развитию мелкой моторики руки, активизирует зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на бумаге в клетку, дает простор фантазии и воображению.
Особую ценность представляет собой то, что написание “графических диктантов” и полученные изображения могут быть использованы на специальных занятиях, в нерегламентированных видах деятельности, свободной самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.
Например: Образцы с 19 по 33 и с 47 по 57, могут использоваться для дидактического упражнения “Найди такой же” (развитие зрительного внимания, умения выделять признаки у объектов, устанавливать общие признаки, выделять один из существенных признаков, сопоставлять объекты по этому признаку); дидактической игры “На что похоже?” (развитие воображения, объяснительной речи, ассоциативного мышления).
Образцы с 93 по 120 хорошо применять в дидактических играх и упражнениях “Подбери пару”, “Покажи отгадку”, для изготовления книжки малышки, что будет способствовать обогащению словаря, фразовой речи поговорками, пословицами, загадками, стихами, для дидактической игры “Цепочка слов”, “Найди слово с таким звуком” (развитие умения выделять и интонировать первый и последний звук в слове). Могут быть использованы в качестве “умственной разминки” или сюрпризного момента в начале занятия или игры.
Пособие предполагает организацию обучения в рамках специфической для дошкольников деятельности (игровой, изобразительной, речевой), создание условий для творческой активности ребенка, отводя ему роль полноправного участника образовательного процесса. Обеспечивает условия выбора для ребенка заданий в соответствии с его интересами, потребностями и склонностями. Соответствует целям дошкольного образования и основам преемственности с начальным образованием детей.
Рекомендации по формированию пространственной ориентации на листе бумаги при составлении и чтении узоров “графического диктанта”.
Подготовительные задания.
Сначала детям предлагают рассмотреть лист бумаги (для начального этапа работы необходимы листы в крупную клетку). Взрослый показывает, что все клетки построились рядами. Ряды идут слева направо, столбцы сверху вниз. В каждом ряду можно посчитать количество клеток. Объяснить, как найти верхний ряд, помочь в этом ряду отыскать 3,5,8 и т.д. клетки, поставить в них точки. Такие же упражнения, проделать в столбце. Когда дети хорошо усвоят порядок отсчета клеток слева направо и сверху вниз, их надо научить ставить точки не в середине клеток, а в углу, на пересечении линий (соединять точки удобней по уже прочерченным линиям). Несколько упражнений отводят на нахождение середины листа, на нахождение конкретной строчки, определенной точки в ней. Например: отсчитать три клеточки в верхней строчке, отсчитать четвертую строчку от верхней строчки вниз, найти в ней пятую клетку, отсчитать от нижней строчки третий ряд вверх и найти в нем десятую клетку.
Все это облегчит поиск точки, от которой будет начинаться рисунок.
Первый этап “Анализ готового рисунка и его воспроизведение”
После того, как дети справятся с подготовительными заданиями им предлагают рассмотреть рисунок, рассказывают, как его надо перерисовать: в каком направлении следует двигаться, какие клетки обводить, на сколько клеток проводить линию и т.д. Для начала берут несложные рисунки, простые изображения. По мере освоения навыков задания усложняют. Новые элементы в работе – умение находить нужную заданную точку по словесному описанию под диктовку. Взрослый рассказывает, от какой точки следует начинать рисовать. Отсчитывая определенное количество точек вниз, вправо, влево, вверх, проводя линию по заданному количеству клеток, дети получают рисунок. Это задание проводится сначала с опорой на образец. Ребенок видит перед собой то, что у него должно получиться, но не составляет рисунок из элементов в любой последовательности и в любом направлении. Рисунок создается непрерывной линией.
Второй этап “Выполнение заданий под диктовку”
Следующий этап выполнения заданий под диктовку. От указанной заданной точки надо двигаться в том направлении, которое называет взрослый. Ребенок, выполняя рисунок, не знает, что у него получится (в этом есть привлекательный для детей элемент неожиданности, сюрприза). Когда изображение готово, ребенок называет, что он нарисовал. Можно поупражнять детей в чтении рисунка от заданной точки – такие задания выполняются ими охотно. После того, как дети научатся легко и быстро рисовать под диктовку, необходимо усложнить условия: работа в едином темпе, текст задания повторять только один раз, дают составные задания типа: “Влево отсчитай три клетки, поверни вверх, пройди еще две клетки”. Особого внимания требуют те дети, у которых не сформировалось произвольное внимание, которые не могут достаточно долго сосредоточенно работать. К ним нужен особый подход. Если с этими дошкольниками проводится работа по “графическому диктанту”, то она должна определяться, прежде всего, особенностями и возможностями детей. Усложнять задания нужно очень медленно и постепенно.
Третий этап “Составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка порядка изображения”
Заключительный этап работы – умение выполнять задания, которые дают сами дети, умение читать диктант. На этом этапе дети работают самостоятельно, парами или небольшими группами. Диктовать они могут по готовым рисункам или схемам. Особый интерес вызывает диктант по рисунку, который составлен самим водящим.
Список литературы:
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки, чтобы учится писать и красиво рисовать, Ярославль, Академия развития, 1997
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Математика для дошкольников, Москва, Просвещение, 1992
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе, Аквариум, 1998
- Овчинникова Л. Графические диктанты для детей 6-9 лет // Обруч, 2-2001-20