Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Н.Рубцова,
- учить понимать красоту поэтических строк,
- развивать связную устную речь, воображение.
Оборудование:
- портрет Н.Рубцова;
- иллюстрация к стихам;
- репродукция картины Левитана “Вечерний звон”;
- кроссворд по творчеству Н.Рубцова.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
В самом начале 2006 года в Уфе, в Доме- музее С.Т.Аксакова, прошёл литературный вечер, посвященный юбилею Николая Рубцова. Зал музея едва мог вместить всех поклонников поэта, которые пришли почтить его память.
Н.Рубцов родился в 1936 году, прожил всего 35 лет. Но за этот небольшой промежуток времени он написал стихи, ставшие национальным достоянием нашей культуры.
3 января 2009 года ему исполнилось бы 73 года. Народ помнит, чтит и бережёт дорогое сердцу имя Н.Рубцова.
Сегодня мы будем читать стихи поэта, узнаем о его жизни.
2.Ориентировка в книгах.
Ребята по рядам выходят к доске, показывают свои книги.
3.Чтение учителем наизусть стихотворения Н. Рубцова “Зимняя песня”.
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи...
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?
Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное - все забывается,
Светлые звезды горят!
Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь...
4.Беседа о прочитанном.
Какие стихи Н.Рубцова вам запомнились?
Что вы представляли себе, читая стихи?
Давайте попробуем вместе с вами пройти жизненной и поэтической дорогой Н.Рубцова, вслушаемся в его слова, постараемся понять, прочувствовать поэта.
5 .Биография поэта. Рассказывают заранее подготовленные ученики. Рассказ сопровождается показом презентации. (Презентация)
Николаю Рубцову было 5 лет, когда началась война. Ушёл на фронт и не вернулся отец, а вскоре заболела и умерла мать. Маленький Коля попал в детдом села Никольского, это в Вологодской области.
Родился Н.Рубцов в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Село Никольское, где он закончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной.
Сверстники- детдомовцы вспоминают, что Рубцов хорошо учился, много читал, по характеру был скрытным и застенчивым. И мало кто знал, что он мечтал о море, поэтому и поехал в Ригу поступать в “мореходку”, но его туда не приняли - юноше было всего 15 лет.
Мечта о море исполнилась в 1955году. Рубцов пошёл в армию. Миноносец стал для него родным домом на целых 4 года. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова весёлым, общительным, со своей неразлучной гармонью. А на ней он научился играть ещё в детдоме.
Но самые счастливые и сокровенные минуты той жизни были посвящены сочинению стихов. Читаешь и удивляешься, как послушны поэту слова, как плавно и естественно складываются они в строчки:
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...
-Что ещё можете добавить к этому рассказу?
Какое село Н.Рубцов считал своей родиной?
Где служил будущий поэт?
На каком музыкальном инструменте научился он
играть ещё в
детдоме?
6.Существует речь прозаическая и поэтическая.
- Чем отличается поэтическая речь от прозаической?
( Рифма, строфа, размер стиха)
Если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски, у композитора - музыкальные инструменты, то поэт, как известно, пользуется словом. Это его материал. А самое главное, наверное, в поэзии то, что она заставляет переживать то душевное состояние, в котором находился автор, когда создавал своё произведение.
7.Проверка домашнего задания.
Мудрость и светоносность рубцовских стихов берут начало в любви: к матери, и отчему краю, травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.
- Какие слова- признания в любви к родному краю, Родине вы нашли в стихах Н.Рубцова? /Родная деревня. С. 16 Старая дорога. С.26 Утро. С.28
Доволен я буквально всем. С.29 Берёза. С.42 Тихая моя родина. С. 54/[1].
- А какие автор использует слова, чтобы очеловечить звуки природы?
8.Работа с иллюстрациями к стихам Рубцова. (Рисовали на уроке ИЗО).
При чтении стихов в нашем воображении возникают картины и образы. Вот что у нас получилось.
- Показ рисунков, чтение подходящих отрывков,
остальные
ученики угадывают, к какому стихотворению
выполнен рисунок.
9.Чтение любимых стихов наизусть.
10.Стихотворение Рубцова “Левитан” и репродукция картины Левитана “Вечерний звон”.
У Рубцова есть особое стихотворение, с которым мне хотелось бы вас познакомить. Это стихотворение “Левитан”.
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звенит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчивый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
- Чтение глазами.
- Чтение вслух.
-Какие картины вы представили, читая это стихотворение?
- Почему луг называет колокольчиковым?
- А колокольный?
-Как понимаете слова заокольный и окольный? (Околица -окружающая местность, округа)
- Какие два прилагательных очень созвучны друг другу? (колокольный и колокольчиковый)
-В каких строчках можно услышать признание в любви к своему краю?
11 .Рассматривание картины Левитана “Вечерний звон”
- Что вы видите в самом центре?
(Белый собор, созывающий народ на службу, реку, маленькую пристань).
Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости,т.е. полного покоя, которые рождались у него при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов.
12.Чтение отрывка из рассказа А.Чехова “Именины”.
Творчество художника Левитана, писателя Чехова, композитора Чайковского было между собой очень созвучно. Русский писатель А.Чехов был дружен с художником Левитаном.
Прослушайте отрывок из его рассказа, который так подходит к картине “Вечерний звон”.
“Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыш и лодки с людьми и вёслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, глубоко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо...Один берег, на котором стояла усадьба, был высок, крут и покрыт деревьями, на другом, отлогом, зеленели широкие заливные луга и блестели заливы.”
13. Музыкальность стихов Рубцова.
Художник Юон так сказал про творчество Левитана: “Мало нот и много музыки. Великий поэт природы”.
Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов. Послушайте:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...
На многие его стихи положена музыка. Это “В горнице”, “Букет”. - Исполнение вокальной группой песни “Букет”.
14.Подведение итогов.
Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)
Какие стихи выбрали бы вы, представляя поэта
человеку, не
знающего его творчество?
Литература.
- Николай Рубцов. Видения на холме. М. 1990.
- Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”. №1-2000.
- Журнал “Литература в школе”. №3 -2006.
- Газета “Истоки”. №1 – 2006.
- Слово о писателе – на урок. Часть 2. Составитель Окулова Г.Е. 1995.