Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством Н.Рубцова,
  • учить понимать красоту поэтических строк,
  • развивать связную устную речь, воображение.

Оборудование:

  • портрет Н.Рубцова;
  • иллюстрация к стихам;
  • репродукция картины Левитана “Вечерний звон”;
  • кроссворд по творчеству Н.Рубцова.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

В самом начале 2006 года в Уфе, в Доме- музее С.Т.Аксакова, прошёл литературный вечер, посвященный юбилею Николая Рубцова. Зал музея едва мог вместить всех поклонников поэта, которые пришли почтить его память.

Н.Рубцов родился в 1936 году, прожил всего 35 лет. Но за этот небольшой промежуток времени он написал стихи, ставшие национальным достоянием нашей культуры.

3 января 2009 года ему исполнилось бы 73 года. Народ помнит, чтит и бережёт дорогое сердцу имя Н.Рубцова.

Сегодня мы будем читать стихи поэта, узнаем о его жизни.

2.Ориентировка в книгах.

Ребята по рядам выходят к доске, показывают свои книги.

3.Чтение учителем наизусть стихотворения Н. Рубцова “Зимняя песня”.

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи...
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?
Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное - все забывается,
Светлые звезды горят!
Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь...

4.Беседа о прочитанном.

Какие стихи Н.Рубцова вам запомнились?

Что вы представляли себе, читая стихи?

Давайте попробуем вместе с вами пройти жизненной и поэтической дорогой Н.Рубцова, вслушаемся в его слова, постараемся понять, прочувствовать поэта.

5 .Биография поэта. Рассказывают заранее подготовленные ученики. Рассказ сопровождается показом презентации. (Презентация)

Николаю Рубцову было 5 лет, когда началась война. Ушёл на фронт и не вернулся отец, а вскоре заболела и умерла мать. Маленький Коля попал в детдом села Никольского, это в Вологодской области.

Родился Н.Рубцов в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Село Никольское, где он закончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной.

Сверстники- детдомовцы вспоминают, что Рубцов хорошо учился, много читал, по характеру был скрытным и застенчивым. И мало кто знал, что он мечтал о море, поэтому и поехал в Ригу поступать в “мореходку”, но его туда не приняли - юноше было всего 15 лет.

Мечта о море исполнилась в 1955году. Рубцов пошёл в армию. Миноносец стал для него родным домом на целых 4 года. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова весёлым, общительным, со своей неразлучной гармонью. А на ней он научился играть ещё в детдоме.

Но самые счастливые и сокровенные минуты той жизни были посвящены сочинению стихов. Читаешь и удивляешься, как послушны поэту слова, как плавно и естественно складываются они в строчки:

Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...

-Что ещё можете добавить к этому рассказу?

Какое село Н.Рубцов считал своей родиной?

Где служил будущий поэт?

На каком музыкальном инструменте научился он играть ещё в
детдоме?

6.Существует речь прозаическая и поэтическая.

- Чем отличается поэтическая речь от прозаической?

( Рифма, строфа, размер стиха)

Если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски, у композитора - музыкальные инструменты, то поэт, как известно, пользуется словом. Это его материал. А самое главное, наверное, в поэзии то, что она заставляет переживать то душевное состояние, в котором находился автор, когда создавал своё произведение.

7.Проверка домашнего задания.

Мудрость и светоносность рубцовских стихов берут начало в любви: к матери, и отчему краю, травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.

- Какие слова- признания в любви к родному краю, Родине вы нашли в стихах Н.Рубцова? /Родная деревня. С. 16 Старая дорога. С.26 Утро. С.28

Доволен я буквально всем. С.29 Берёза. С.42 Тихая моя родина. С. 54/[1].

- А какие автор использует слова, чтобы очеловечить звуки природы?

8.Работа с иллюстрациями к стихам Рубцова. (Рисовали на уроке ИЗО).

При чтении стихов в нашем воображении возникают картины и образы. Вот что у нас получилось.

- Показ рисунков, чтение подходящих отрывков, остальные
ученики угадывают, к какому стихотворению выполнен рисунок.

9.Чтение любимых стихов наизусть.

10.Стихотворение Рубцова “Левитан” и репродукция картины Левитана “Вечерний звон”.

У Рубцова есть особое стихотворение, с которым мне хотелось бы вас познакомить. Это стихотворение “Левитан”.

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звенит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчивый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

- Чтение глазами.

- Чтение вслух.

-Какие картины вы представили, читая это стихотворение?

- Почему луг называет колокольчиковым?

- А колокольный?

-Как понимаете слова заокольный и окольный? (Околица -окружающая местность, округа)

- Какие два прилагательных очень созвучны друг другу? (колокольный и колокольчиковый)

-В каких строчках можно услышать признание в любви к своему краю?

11 .Рассматривание картины Левитана “Вечерний звон”

- Что вы видите в самом центре?

(Белый собор, созывающий народ на службу, реку, маленькую пристань).

Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости,т.е. полного покоя, которые рождались у него при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов.

12.Чтение отрывка из рассказа А.Чехова “Именины”.

Творчество художника Левитана, писателя Чехова, композитора Чайковского было между собой очень созвучно. Русский писатель А.Чехов был дружен с художником Левитаном.

Прослушайте отрывок из его рассказа, который так подходит к картине “Вечерний звон”.

“Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыш и лодки с людьми и вёслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, глубоко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо...Один берег, на котором стояла усадьба, был высок, крут и покрыт деревьями, на другом, отлогом, зеленели широкие заливные луга и блестели заливы.”

13. Музыкальность стихов Рубцова.

Художник Юон так сказал про творчество Левитана: “Мало нот и много музыки. Великий поэт природы”.

Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов. Послушайте:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...

На многие его стихи положена музыка. Это “В горнице”, “Букет”. - Исполнение вокальной группой песни “Букет”.

14.Подведение итогов.

Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Какие стихи выбрали бы вы, представляя поэта человеку, не
знающего его творчество?

Литература.

  1. Николай Рубцов. Видения на холме. М. 1990.
  2. Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”. №1-2000.
  3. Журнал “Литература в школе”. №3 -2006.
  4. Газета “Истоки”. №1 – 2006.
  5. Слово о писателе – на урок. Часть 2. Составитель Окулова Г.Е. 1995.