Урок окружающего мира по теме "Спасибо, растения!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить представления учащихся о лекарственных растениях, их необходимости для человека;
  • формирование умений применять лекарственные растения;
  • развивать воображение, мышление, наблюдательность;
  • развивать эстетические чувства учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационый момент

II. Постановка целей и задач урока

– Сегодня на уроке я предлагаю вам поиграть в больницу, но не в обычную:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

– Догадались? В какую больницу будем играть ? (В лесную).
– Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит, он ведь жил в лесу? (Лекарственными растениями).
– А можем ли мы с вами сразу стать докторами и лечить зверюшек и людей? Почему?
– Для этого нужно учиться. Поэтому, чтобы начать игру, необходимо пройти курсы доктора Айболита, и кто закончит их на “отлично” примет участие в нашей игре и сможет применить свои знания на практике.
– Сегодня на занятии вы узнаете много полезного и интересного о лекарственных растениях, какие части растения собирают для лечения, при каких болезнях их применяют.
– Во время урока вы будете заполнять таблицу “Лекарственные растения” (на столе у каждого ученика). Эта таблица пригодится вам в нашей игре и в дальнейшем.

Название растения Какие части растения собирают При каких болезнях применяют это растение
 

 

   

III. Основная часть

– Какие растения называют лекарственными? Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Наши предки знали полезные свойства многих трав и цветов (ведь тогда не было таблеток): больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, поили чаем из разных трав.

1. Сегодня к нам в гости пришли лекарственные растения, они расскажут о себе много интересного.

Выходит лекарственное растение «Подорожник» (ученик).

Подорожник. Меня называют зелёным бинтом. Я — подорожник. Кто знает, почему меня так называют? Да, ребята, вы иногда топчете меня, а я плотнее прижимаюсь к земле.
Листья мои упругие, с прочными прожилками. Надёжно укрепился я в почве густым пучком корней. Вот и не боюсь я вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Известна история моего появления. Очень давно , европейцы начали заселять новую для них землю: Северную Америку. А с ними поселился и я — Подорожник. Приклеившись к ногам людей, я без труда перебрался через океан. И там, где проходили европейцы, стал расти.
Вы знаете, как пользоваться мной при ушибе? Лист надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране. Также применяют при опухолях, ожогах, глубоких ранах (прикладывают лист).

– Итак, ребята, заполним нашу таблицу.

– Какое растение наш следующий гость? Послушайте стихотворение об этом растении:

Посреди лугов увядших,
Опалённых зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси. (Ромашка)

Выходит растение «Ромашка».

Ромашка. Мы — Ромашки — похожи на зонтики, и по легенде служили зонтиками для маленьких стенных гномов. И ещё мы похожи на удивительные глаза; если в сухой ветреный день выйти на луг и прислушаться, то можно услышать тихий шорох — это шорох белых ресниц. И если кто-то наклонится к нам, то мы поведаем ему самое сокровенное. А тайн у нас — великое множество. Известны мы, ромашки, своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими. Известно, что волосы, промытые в нашем отваре, приобретают красивый золотистый оттенок ».

Заполнение таблицы.

– А я, ребята, хочу вам рассказать о своём любимом цветке – Ландыше.

О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь. солнечных лучей.
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём исходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Ландыш. По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царицы, выросли ландыши — символ чистоты, любви и грусти.
Ландыш — спаситель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердца. Но использовать препарат без назначения врача опасно, так как ландыши не только целебны, но и ядовиты. Если поставить, например, ландыши с сиренью или фиалками в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погибнут.

Заполнение таблицы.

2. Следующий вид работы предлагаю выполнить в группах. У вас на столах лежит справочный материал о лекарственных растениях: одуванчике, рябине, крапиве, полыни горькой, алтее обыкновенном. Вам необходимо прочитать сведения и заполнить таблицу.

1-я группа (Крапива)

Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Если сырую крапиву потолочь, то можно прикладывать её к свежим ранам — она их вычистит и заживит. Также крапива хорошо останавливает кровь.

2-я группа (Одуванчик)

Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимает усталость. Настои из корня применяют при лечении желудка, кожной сыпи, экземы.

3-я группа (Рябина)

В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, как кровоостанавливающее средство: Корой рябины лёчат заболевания печени.

4-я группа (Полынь горькая)

В листьях и стеблях полыни горькой содержится витамин C. Она восстанавливает аппетит, если петь ее отвар и выжатый сок. Заготавливают верхушки растений.

5-я группа (Алтей лекарственный)

Это старинное лекарственное растение употребляется при кашле и воспалении дыхательных органов. Настой приготавливают из цветков и поласкают им горло.

6-я группа (Абрикос обыкновенный)

Используют плоды в свежем и сушеном виде. Абрикос богат витаминами. Рекомендуют при болезнях сердца. Из масла ядра абрикосовых косточек готовят мази и косметические средства.

3. Итак, ребята, вы прошли небольшие курсы по изучению лекарственных трав, а теперь посмотрим, кто же из вас знает всё о травах на “отлично” и достоин звании «Доктора Айболита».

– Сегодня нам пришло много телеграмм, так как Айболит уехал к больным по вызову.

Телеграмма № 1 от Герды из Снежного королевства:

“Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему?” (Малина, алтей обыкновенный, ромашка).

Телеграмма № 2

“Здравствуйте ребята. Пишет вам Незнайка. Посоветуйте, какие растения помогут мне, если у меня болит желудок ” (Рябина, одуванчик).

Телеграмма № 3

“Здравствуйте! Дорогие ребята, пишут вам зверята из жаркой Африки. Недавно приезжал к нам доктор Айболит. Он оставил много лекарств, растений. Но от одного растения мы потеряли рецепт. Присылаем вам изображение этого растения. Напишите, пожалуйста, что это за растение, и от каких заболеваний его надо применять?” (Одуванчик).
Ну что ж, ребята, молодцы, вы все достойные носить звание «Доктора Айболита».
А теперь поиграем в игру. Выберем доктора и его помощника. Наденьте халаты и садитесь за стол. Итак, идёт приём. Кто же первый?

4. Инсценировка. Роли исполняют дети.

Стук в дверь. Входят мать и сын. У сына перевязано горло.

Мать: Здравствуйте, доктор! У моего сына сильно болят горло, посоветуйте, что нам
делать, чем лечиться?
Доктор: Отвар из цветков ромашки, чай из малины, чай из мяты.
Мать: Спасибо, доктор.

Входит Зайчик, нога перевязана, хромает.

Зайчик: Доктор, я убегал от волка и сильно ушиб ногу, посоветуйте, как мне лечиться?
Доктор: Приложить к больному месту листья подорожника, крапивы, делать примочки из отвара ромашки.
Зайчик: Спасибо, доктор!

Входит Слониха и Слонёнок. Слонёнок весь в красной сыпи.

Слониха: Доктор, мой сын объелся шоколада, покрылся сыпью по всему телу, что нам делать?
Доктор: Пить отвар из цветков ромашки.

IV. Итог урока

На этом сегодняшний приём мы закончим. Молодцы, ребята! Вы были хорошими докторами. Мы продолжим игру на следующем занятии. Продолжайте заполнять вашу табличку, если узнаете что-то новое, и применяйте на практике свои знания.

Окончательный вид таблицы

Название растения Какие части растения собирают При каких болезнях применяют это растение
Подорожник Листья Ушибы, опухоли, ожоги, глубокие раны
Ромашка Цветки Воспаления, аллергия, раны, укрепление волос
Крапива Листья Раны, кровотечения
Одуванчик Листья, корень Повышение, силы, снимает усталость, лечение желудка, сыпь
Рябина Плоды Желудок, кровотечения, печень
Полынь горькая Верхушки Плохой аппетит
Алтей лекарственный Цветки Кашель, заболевания дыхательных органов
Абрикос обыкновенный Плоды, косточки Болезни сердца, в косметике
Малина Ягоды, листья Простуда, кашель