Потерял деньги – жалко,
Потерял время – досадно,
Потерял здоровье – безнадёжно.
Народная мудрость.
В последнее время в основе заболеваемости детей и подростков школьного возраста всё большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья рисков у детей, вышедших из стен родительского дома, т. к. выходя из-под опеки родителей, они окунаются в другую, непознанную, влекущую своими соблазнами жизнь, и, как правило, оказываются не подготовленными к ним. Подобная неподготовленность проявляется в неумении уклониться от чужого влияния, избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
К сожалению, вредные привычки под негативным влиянием социальной среды, неизбежно проводят к тяжёлым заболеваниям. Это не только различные виды зависимости (в том числе и от психоактивных веществ), заболевания, передаваемые половым путём, СПИД, но и как следствие - вегето-сосудистые заболевания, неврологические расстройства, заболевания органов пищеварения, нарушение зрения, осанки, стопы, банальные, на первый взгляд, простудные заболевания, имеющие тяжёлые хронические осложнения.
Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни. В документах международных организаций, посвящённых проблемам здоровья, отмечается, что «Школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодёжи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру…Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков.» (Impact of HIV and sexual health education on the sexual behavior of people: A review update/UNAIDS. – 1997).
Следовательно, не только в семье, но и в школе надо заниматься формированием у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию. Успешная реализация подобного подхода позволит вчерашним школьникам при выходе во взрослую жизнь самостоятельно, без медицинской поддержки способствовать сохранению и укреплению своего здоровья.
В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, способный обеспечить себе и своим близким более высокий материальный уровень. К сожалению, на путь здорового образа жизни человека вдохновляют болезни и жизненные кризисы. Только проводимая целенаправленная работа в общеобразовательной школе может существенным образом изменить ситуацию.
Надо заметить, что все обладают знанием о необходимости вести здоровый образ жизни, но это не сокращает количество смертей из-за вредного для здоровья поведения (Денис Кун. Основы психологии. СПб., 2003). Значит, наличие знаний о необходимости вести здоровый образ жизни не означает наличия у человека компетентности в этой сфере. Компетентностью можно назвать общий уровень способностей человека, которыми человек не только обладает, но и пользуется в своей повседневной жизни. Понимание важности здоровья и ведение здорового образа жизни – не одно и то же. Знание и желание применить его на практике – явления не одного порядка. Принципы здорового жизненного стиля пока ещё редко становятся руководством в поведении, так как они чаще всего навязаны извне и не являются личностными установками человека. Моделирование безопасного поведения является сложным процессом, при котором нужно обязательно формировать твёрдую установку на соблюдение правил социально приемлемого поведения, в данном случае – быть здоровым.
Проблема воздействия на социальную установку – основа любой профилактической программы.
Установка имеет большое значение: это состояние готовности, позволяющее эффективнее выполнить соответствующее действие. Понимание этого совершенно необходимо при выборе форм и методов реализации профилактической программы. Своеобразными производными от социальных установок являются смысловые установки, которые выражают отношение ребёнка к объектам, имеющим личностный смысл.
Возникнув в конкретной деятельности, смысловые установки могут проявиться в схожих ситуациях, определяя при этом поведение личности. Такие установки становятся обобщёнными установками и превращаются в черты характера.
Для успешной профилактической работы в школе чрезвычайно важно учитывать особенности психического и физического развития школьников различных возрастных групп.
У большинства первоклассников безусловной установкой является положительный настрой на процесс получения знаний. Учебная мотивация велика. Знания, независимо от содержания, привлекают к себе как нечто ценное и общественно значимое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информация из сферы здоровья, как и другая, может быть воспринята с интересом.
Специалисты по возрастной и педагогической психологии утверждают, что основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность действий и способность планировать действия во внутреннем плане.
Следовательно, первостепенной задачей при работе с детьми младшего школьного возраста является развитие самопознания, эмоциональной сферы, что, в свою очередь, лежит в основе большинства профилактических программ.
Главная задача образовательного учреждения - дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования и(или) к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.
Целью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья учащихся. Школа должна содействовать сохранению здоровья детей методами, доступными любому образовательному учреждению.
Программа А.А.Уманской «Здоровье семьи в 21 веке через образование и просвещение» всесторонне учитывает возрастные физиологические, психологические и педагогические особенности развития младшего школьника и направлена на воспитание культуры здорового образа жизни.
Программа учитывает рекомендации международных организаций по образованию и здравоохранению максимально изучить весь, имеющийся в современном мире, опыт и формы передачи информации по сформированию умений и навыков сохранения и поддержания личного здоровья без медицинской помощи через обучение и просвещение в средствах массовой информации, семье и общеобразовательных учреждениях; даёт возможность сформировать понимание важности здоровья и ведение здорового образа жизни, знание и желание применить его на практике; сформировать принципы здорового жизненного стиля, как руководство поведения в каждодневном применении.
Основная цель этой программы – это развитие культуры здорового образа жизни.
Начало этой работы, с учётом академических знаний в области физиологии, психологии и педагогики предлагается начинать именно в начальной школе, лучше с первого класса.
К окончанию младшего школьного возраста существенно возрастает объём памяти, формируется внимание, что обеспечивает эффективное решение различных интеллектуальных и творческих задач, позволяет ребёнку сформировать рациональную стратегию поведенческой и учебной деятельности.
При систематической, целенаправленной образовательной и просветительской работе данной программы на многоплановом уровне ученик-педагог-родитель-медик можно надеяться, что здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения – начальной школы – ощутимо проявит свой ресурс: у школьников проявится деятельная необходимость быть здоровыми; что повлечёт за собой и положительные результаты в основной функции школы в виде улучшения показателей учебной деятельности.
Используемая литература:
- М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова. Здоровьесберегающая школа. М., Педагогический университет «Первое сентября». 2006
- В.А.Радионов. Психология здоровья школьников: технология работы. М., Педагогический университет «Первое сентября». 2008
- И.А.Паршутин, Т.П.Симонятова. Формирование жизненных навыков: Программа профилактики // Школа здоровья.-1999.
- Чечельницкая С.М., Косарецкий С.Г., Шалаева Д.А,, Родионов В.А. Теория и практика жизненным навыкам // Школа здоровья. 2002.-№1.