Актуальность темы данной программы
обусловлена проблемами формирования мотивации
изучения иностранного языка в современных
условиях развития межгосударственных и
межнациональных связей.
В настоящее время в связи с широко
распространяющимся процессом глобализации
взаимодействия культур вопрос повышения
мотивации изучения иностранного языка на раннем
этапе приобретает новую значимость и новое
звучание. Это подготавливает прочную базу для
перехода к изучению английского языка в
начальных классах.
Иностранному языку принадлежит важная роль в
решении основной задачи – развития и
формирования личности ребенка через
практическую (коммуникативную), воспитательную,
образовательную и развивающую задачу.
Иностранный язык должен стать существенным,
формирующим личность фактором, который
необходим для разностороннего развития ребенка
и полноценной реализации его возможностей в
будущей самостоятельной жизни.
Программа составлена на основе следующих учебных пособий:
1. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский
для малышей», (под редакцией Н.А.Бонк).
2. Т.В.Земченкова «Английский для
дошкольников».
Программа является модифицированной. В данную программу добавлены разделы «Страноведение» и «Региональный компонент»
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Материал программы может быть предложен детям
старшего дошкольного возраста, не имеющим
отклонений в развитии.
Объем материала подобран из расчета проведения
занятий по 1 часу 2 раза в неделю (72 часа в учебном
году)
Количество детей в группе: 8-10 человек.
Форма занятий: групповая.
Цель программы: создать условия по формированию языковых способностей и развитию мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы:
- Образовательные:
- создать условия формирования лингвистических понятий в родном и иностранном языке,
- Развивающие:
- развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности детей старшего дошкольного возраста,
- создавать условия развития памяти, анализа, навыков языковой догадки
- Познавательные:
- создать условия развития познавательного интереса, включенности в познавательную деятельность,
- познакомить с детским фольклором и художественной литературой, отражающей мир ребенка и его сверстников в странах изучаемого языка,
- Мотивационные:
- создать атмосферу доброжелательности и комфортности на занятиях,
- создать ситуацию успеха у ребенка.
- Оздоровительные:
- разввать координацию движений, реакции, умения ориентироваться в пространстве и мелкой моторики руки через развивающие игры.
В основу программы положены принципы:
доступности – темы программы, ее содержание и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, уровню их развития и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность обеспечивается самим материалом, его организацией и методикой работы с ним.
коммуникативности – данный принцип является ведущим, т.к. результатом обучения иностранному языку является формирование навыков и умений пользования языком как средством общения, этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности
наглядности – всегда был важнейшим принципом в изучении иностранного языка детьми старшего дошкольного возраста, т.к. овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечением воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
дифференциации и интеграции – процесс интеграции проявляется в том, что усвоение различных аспектов языка происходит не отдельно, а интегрировано (установление взаимосвязи и взаимодействия различных аспектов языка), а также через взаимосвязь с различными видами искусства.
учета родного языка – изучение иностранного языка лучше начинать, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, также необходимы ссылки на общее и различное в языковых системах родного и иностранного языков.
Содержание программы
1. Страноведение. Региональный компонент. |
1. Географическое положение и климат
Великобритании и Америки, праздники стран,
изучаемого языка 2. Мой город, мой Алтай |
2. Окружающий мир | 1. Домашние животные 2. Дикие животные Америки. |
3. Математика | 1. Счет (1-20), магазин |
4. Литература | 1. Сказочные герои 2. Фольклор Великобритании («Сказки Матушки Гусыни). 3. Герои мультфильмов |
5. Технология | 1. Бумагопластика – изготовление
праздничных открыток (приемы вырезания,
наклеивания, склеивания, аппликация, техника
«оригами», работа с гофрированной бумагой, с
бросовым материалом и т.д.). 2. Рисунок – спектр цветов, различные способы окрашивания изделий из глины и теста, раскрашивание и т.д. 3. Лепка – изготовление работ из глины и теста. («Animals», «Alphabet» и т.д.) |
7. Физическая культура | 1. Игры, развивающие координацию
движений 2. Игры, развивающие реакцию 3. Игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве 4. Игры, развивающие мелкую моторику рук |
9. Музыка | 1. Разучивание песен с элементами
движений 2. Знакомство с музыкой стран изучаемого языка |
10. Театр | 1. Кукольный театр 2. Сюжетные и ролевые игры. 3. Песни-театрализации. 4. Инсценировки небольших пьес |
11. Компьютер | Учебные игры, программы, мультфильмы |
Каждое занятие начинается с фонетической зарядки на закрепление звуков. Упражнения проводятся с использованием зеркальца. Также в начале занятия дети разучивают английские песни. Это позволяет обозначить начало урока и погрузить ребенка в англоязычную среду. Уровень сложности и объем лексики песен зависит от темы и уровня знаний детей, используется принцип движения от простого к более сложному.
Игры, работа с карточками, собирание мозаик, домино, лото направлены на запоминание лексики на определенную тему.
Творческие задания на закрепление опорной
лексики.
После знакомства с опорной лексикой английского
языка выполняются творческие задания на ее
закрепление:
- раскрашивание;
- рисование;
- аппликации;
- бумагопластика;
- лепка из пластилина;
- лепка из глины;
- лепка из солёного теста.
В качестве дополнительного материала привлекаются специальные учебные мультфильмы, программы и компьютерные игры, разработанные для дошкольников. Данный вид работы всегда вызывает позитивный настрой детей и является средством повышения мотивации в изучении языка. Компьютерные игры развивают у ребёнка
- быстроту реакции,
- мелкую моторику рук,
- визуальное восприятие объектов,
- память и внимание,
- логическое мышление,
- зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребёнка
- классифицировать и обобщать
- аналитически мыслить в нестандартной ситуации
- добиваться своей цели
- совершенствовать интеллектуальные навыки
В конце статьи представлены специальные сайты
для изучения английского языка дошкольниками
для педагогов, родителей и детей.
В середине занятия предполагается разминка в
виде английской песенки или зарядки
(физкультминутка) с использованием изученной
лексики, что помогает закрепить её в действии.
Изучение основ грамматики английского языка для
дошкольников происходит в процессе изучения
лексики:
- множественное число
- повелительное наклонение (выполнение команд: show me, stand up, sit down, give me, jump etc.),
- вопросы и ответы в Present Simple
- утвердительные предложения в Present Progressive Continuous
- модальные глаголы can, must
В разделе «Страноведение» изучаются
географическое положение, животные, праздники и
традиции страны изучаемого языка.
В разделе «Региональный компонент» изучается
лексика по теме «Город», а также вводится
материал по истории родного города и края.
Ожидаемые результаты.
- В конце года дети знают:
- основные лексические единицы по темам программы
- принцип строения повествовательного предложения
- утвердительные и отрицательные формы высказывания
- основные праздники и традиции стран изучаемого языка
- В конце года дети могут:
- удерживать в памяти звуковые цепочки разной длины (от отдельных слов до песен, стихов, игр)
- узнавать в незнакомом контекте знакомые слова и выражения
- понимать с опорой на наглядность, жесты, эмоции содержание небольших стихов, песен, рифмовок, сказок, рассказов
- понимать установки по организации игры, занятия
- приветствовать кого-либо, отвечать на приветствие
- прощаться
- представиться или представить кого-либо
- поблагодарить
- выразить согласие/несогласие
- пригласить к действию
- поздравить с праздником
- выразить желание/нежелание что-либо делать
- отвечать на вопросы (имя, возраст, что любит, что умеет делать)
- ответить на вопросы о названии, качестве, месторасположении предмета, животного
Литература для педагога:
1. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский
для малышей» под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2005.
2. Т.В.Земченкова «Английский для
дошкольников», М., «ВАКО», 2008.
3. Т.А.Лешкова «Английский в подарок».
4. Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко «Теория и
практика обучения иностранным языкам», М.,
Айрис-пресс, 2004.
5. Л.И.Логинова «Как помочь ребенку
заговорить по-английски», М., «Владос», 2004.
6. Соболева О.Л., Крылова В.В. English. Приёмы и
хитрости.
7. Т.И. Ижогина, С.А.Бортников Игры для
обучения английскому языку, Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2004.
Литература для детей:
1. К.Люцис Английский язык в картинках,
«Русское энциклопедическое товарищество», М., 2003.
2. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский для
малышей» (тетрадь с наклейками), РОСМЭН, М., 2005.
3. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская Английский для
малышей, (рабочая тетрадь) под редакцией Н.А.Бонк,
РОСМЭН, М., 2005.
4. Е. Путырская Я знаю пять названий,
«У-Фактория», Екатеринбург, 2002.
5. М.А. Вернич Happy English, «Альтернатива».
Горно-Алтайск, 1992.
6. И.А. Мудрова Учим английский,
«Центрполиграф», М., 2004.
Литература для родителей
1. Т.Коти Уроки английского, Олма-пресс, М.,
2000.
2. Г.Г.Гнездилова Английский для самых
маленьких, «МК-Сервис», Дмитрова, 1996.
Список сайтов:
Для родителей:
http://www.happy-kids.ru/page.php?id=479
http://www.tvoymalysh.com.ua/practicum/grow
http://www.bilingual.ru/articles/english.html
http://www.wonderlang.ru/anglijskij-yazyk-dlya-doshkolnikov.html
http://www.ozon.ru/context/catalog/id/1071967/?sort=rate
http://www.fluent-english.ru/index.php?section=music_world&id=7
Для детей:
http://www.de.mingoville.com/content/view
http://www.babyland.ru
http://myfamilyschool.narod.ru
http://www.nickjr.com/play
http://probelov.net/child
http://raskraska.narod.ru/azbuka/a-eng-flash.htm1
Для педагога:
http://nota.triwe.net/children/rhymes/rhymes.htm
http://www.englishforkids.ru/
http://www.ourkids.ru/English/EnglishMain.shtml
http://me.yanval.ru/museum
http://nota.triwe.net/children/rhymes/rhymes.htm