Цели:
- уточнить представления детей о наречии;
- познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
- продолжить работу над каллиграфией;
- способствовать формированию внимания;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование:
- магнитные карточки;
- раздаточный материал: «состав слова»; суффиксы: -а и -о; приставки: с-, из-, до-, в-, на-, за-, сигнальные карточки «Да-нет»;
- компьютер;
- репродукция картины В.Васнецова «Витязь на распутье»;
- музыкальное оформление из оперы «Садко».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
II. Чистописание
На доске:
аккуратно завтра
около медленно
Учитель: Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв в словарных словах.
(Дети записывают в тетради элементы чистописания, слова с элементами чистописания)
На доске: Сначала подумай, а потом делай.
Учитель: Прочитайте и подумайте, когда так говорят? (Ответы детей)
Учитель: Спишите пословицу, при этом не забудьте, как пишутся буквы и их соединения, а выделенное слово разберите по составу.
(Дети записывают пословицу в тетрадь и делают разбор слова по составу)
– Покажите схему разбора слова сначала.
(Дети показывают схему)
– Охарактеризуйте это слово как часть речи.
Дети: Сначала – это наречие, отвечает на вопрос: Когда?. Это неизменяемая часть речи, поэтому не имеет окончания.
III. Постановка цели урока
На доске: слева, добела, затемно, изредка, начисто, вправо.
Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске (магнитные карточки) К какой части речи относятся эти слова?
Дети: Это наречия.
Учитель: Подумайте, пожалуйста, на какие 2 группы можно разделить эти наречия? Запишите в тетради
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
На доске:
слева
затемно
добела
начисто
изредка
вправо
Учитель: Объясните своё решение.
Дети: У одних наречий на конце суффикс -а, а у других – суффикс -о.
Учитель: Выделите эти суффиксы в словах.
(Дети в тетрадях выделяют суффиксы)
Учитель: Выделите приставки в каждой группе. Что вы заметили?
Дети: Наречия с суффиксом -а имеют
приставки: с-, до-,
из-(ис-).
– Наречия с суффиксом -о имеют
приставки: за-, на-,
в-.
(Дети выделяют приставки. На доске составляется таблица.)
На доске:
-а -о
с- за-
до- на-
из- (ис-) в-
IV. Работа по закреплению нового материала урока
Учитель: Откройте тетрадь «Пишем грамотно» на с.12 и прочитайте задание к упражнению 1, выполните его.
(Дети читают задание к упражнению, открывают тетради и выполняют задание )
Учитель: Как же вы дописали правило? (Дети читают правило)
Учитель: Ребята, сейчас вы совершили открытие: сформулировали правило правописания наречий с суффиксами -а и -о. Цель на этом уроке: поупражняться в написании этих суффиксов.
V. Игра «Кто больше и быстрее?»
Учитель: А сейчас откройте тетрадь «Учусь писать без ошибок» на с.76 и прочитайте задание к упражнению 124.
– Это упражнение мы будем выполнять в виде игры. Разделимся на 2 команды: 1 ряд – первая команда, а 2 ряд – вторая команда. По очереди представители каждой команды выходят к доске и записывают составленное слово. Выигрывает та команда, которая составит быстрее и больше наречий, не сделав ни одной ошибки.
(Дети выполняют задание игры)
Учитель: Как вы думаете, почему вы не сделали ни одной ошибки в написании наречий с суффиксами -а и -о?
Дети: Мы не сделали ни одной ошибки потому, что помним правило, над которым мы работали в начале урока.
Учитель: Молодцы!
VI. Самостоятельная работа. Закрепление
Учитель: Откройте учебник на с.42. Прочитайте задание к упражнению 2. Это упражнение вы делаете самостоятельно. При выполнении помните о правописании суффиксов -а и -о на конце наречий. Выполняйте задание.
Один ученик выполняет задание у доски (выписывает только слова, в которых пропущена орфограмма и доказывает правильность своего выбора), а остальные выполняют упражнение в тетрадях.
Проверка: ученик у доски показывает выполнение задания, остальные – проверяют и сравнивают свои работы с его.
VII. Физминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.
VIII. Творческая работа
Учитель: А сейчас посмотрите на картину В.Васнецова «Витязь на распутье».
(На телевизор проектируется репродукция картины)
– Кто изображён на картине?
Дети: Богатырь.
Учитель: Героем какого произведения может быть этот персонаж?
Дети: Этот персонаж может быть героем былин.
Учитель: Какие былины вы знаете?
(Дети приводят примеры произведений)
– Послушайте отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» (чтение проходит на фоне музыкального сопровождения):
Долго ехал богатырь и наехал он в чисто полюшко на странный камень высотой в рост человеческий, мохом поросший, от него расходились три дороги в разные стороны, а на том камне была надпись выбита:…
– Какая же надпись была выбита на камне? Запишите эту надпись в тетради, используя наречия с изучаемой орфограммой.
(Дети записывают свои варианты надписи на камне, а 1 ученик работает за компьютером – набирает свой вариант ответа)
Проверка: выслушиваются 2-3 варианта ответов. На экране телевизора проецируется вариант надписи:
Кто вправо поедет – тому убитому быть,
Кто влево поедет – тому богатым быть,
А кто прямо поедет – тому женатым быть.
Учитель: Молодцы!
IX. Итог урока
Учитель: Какое открытие сделали?
(Дети повторяют правило)
Учитель: И в заключение урока мы ещё немного поиграем. Я вам буду говорит наречия, а вы будете показывать карточки с суффиксом и приставкой, которые надо писать в этих словах:
ВЛЕВО,
ЗАПРОСТО,
ИЗДАЛЕКА,
СЛЕГКА,
СНОВА.
(Дети показывают карточки с приставкой и суффиксом)
Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке, а самые активные получают отметки. Это:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Х. Задание на дом
Учитель: Дома вы повторите правило и
выполните упражнение 2 на с.41.
– На этом урок окончен.