Каждый знает из своего личного опыта, как нелегко найти контакт, изложить просьбу, дать или выслушать совет, как иногда чрезвычайно не хватает капельки деликатности, чуткого настроя на “волну” даже близкого, родного тебе человека.
Что ж тогда говорить об общении со всеми другими людьми, в том числе и студентами – подростками или коллегами, где необходимость общения “задана” условиями профессиональной деятельности?!
В практике педагогической деятельности не существует какого-либо среднестатистического, абстрактно-теоретического Полякова или Пастух. Мы всегда имеем дело с реально-живыми Олегом Поляковым или Машей Пастух – личностями, диаметрально порой отличающихся от всех, с кем нам приходилось встречаться и, общаясь с которыми, мы сталкиваемся с конкретным набором присущих им достоинств и недостатков характера, поведения, закрепленных в своей среде воспитания.
И каждый раз мы должны выстраивать особую, непохожую на предыдущие случаи стратегию и тактику обучения, ведь к нам приходят смышленые и не очень смышленые, суетливые и спокойные, кричащие и молчащие, задиристые и флегматичные мечтающие Ани, Лены, Володи, Димы.
К каждому из них надо найти свой индивидуальный подход. Как говорят сами педагоги, подобрать “ключик”, никого не оставив без внимания, пестуя каждого индивидуально, воспитывать, однако, всех любящими, культурными людьми.
Все это определяет и особый, достаточно сложный, очень разнообразный характер и способы общения классного руководителя со студентами.
В практике своей работы я неоднократно сталкивалась с проблемой самооценки своих профессиональных усилий в воздействии на личность студента, и вообще людей, с которыми он общается. И при этом я поняла, что классный руководитель должен учитывать большое количество факторов, оценивая не только себя, но и своего партнера – студента в общении.
Ведь для того, чтобы оценить возможности своих усилий (эффективность педагогического воздействия), необходимо особенно хорошо знать качества тех, с кем имеешь дело, общаешься. В подтверждение этого приведу слова К. Маркса “Чтобы действовать с каким-либо шансом на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать”.
Это означает, что воспитательную деятельность в общении куратор может осуществлять лишь тогда, когда он хорошо знает потребности, интересы, желания, жизненный опыт, информированность и, вообще, характер тех, с кем он на протяжении 2-х лет работает.
Сегодня педагогическая деятельность куратора уже не может строиться только на интуиции, она должна проводиться на основе и с помощью глубоких и обстоятельных исследований личности каждого конкретного студента.
Сбор и систематизация разнообразных сведений о каждом конкретном студенте может осуществляться через регулярные беседы, анкетирования, тестирование, наблюдения за ним в разных ситуациях жизнедеятельности с целью выявления положительных и отрицательных свойств и качеств личности.
Только тогда, когда классный руководитель будет владеть разносторонней информацией о своем ученике и постарается фиксировать ее, он сможет свободно определять свои педагогические, воспитательные действия, оценивая степень и качество своих усилий в этом направлении.
Итак, подробнее остановлюсь на сборе первичных и общих сведений о студентах.
Первое знакомство со студентами, как известно, проходит на первом классном часе. Готовясь к этой встрече, я стараюсь получить некоторую информацию о тех, с кем буду знакомиться. С этой целью просматриваю личные дела студентов, обращая внимание на следующие моменты: год рождения, национальность, место жительства, состояние здоровья, средний балл, дополнительное образование, наличие родителей и т.д. И хотя эти данные не дают полного представления о человеке, его характере, но это помогает мне наметить общий план своего поведения, позволяет найти какие-либо особые новые черты в стиль первого общения.
И вот первое знакомство. Для начала знакомлю ребят со всеми службами техникума, распорядком дня, учебного процесса, специально рассказываю об истории техникума, его традициях, преподавателях. После чего провожу анкетирование. В анкеты включаю такие вопросы:
- Фамилия, имя, отчество;
- число, месяц, год рождения, место рождения;
- адрес и условия местожительства;
- язык, на котором говорят в семье;
- образование, профессия и место работы родителей;
- наличие братьев и сестер;
- какую литературу любит читать;
- интересы и увлечения;
- какие поручения выполнял в школе?
- какие бы поручения хотелось выполнять в группе?;
- какие бы интересные мероприятия хотелось проводить в группе и т.д.
Все собранные анкеты анализирую, дополняю фотографиями студентов, помещаю в папку и работаю, с ними на протяжении 2-х лет, дополняя новыми интересными, на мой взгляд, наблюдениями, замечаниями.
Следующим этапом знакомства с группой, да и с каждым в отдельности является проведение классного часа “Презентация группы”, при проведении которого предлагаю студентам рассказать о себе, своей семье, наличии братьев и сестер, домашних животных, увлечениях.
Чтобы легче было о себе рассказывать, можно подготовить билетики - подсказки, которые начинались бы так:
“Больше всех люблю ...”; “Мое любимое блюдо…”
“Моя любимая книга это ...”;
“Не люблю когда в семье ...”;
“Мое любимое время года ... и т. д.”.
Кое-что стараюсь рассказывать о себе, чтобы наша беседа была более доверительной и открытой. Ведь нельзя забывать и о том, что многие студенты тоже “готовятся” к встрече с классным руководителем, также имеют некоторую информацию о нем, например, от выпускников, с которыми он ранее работал.
Заключительным аккордом такого мероприятия бывает чаепитие и исполнение песен под гитару.
Оценка личности студента и непосредственное воздействие на его негативные стороны осуществляется и через индивидуальное общение.
Индивидуальное общение куратора со студентами может быть осуществлено по любому поводу и в различных формах.
Наиболее часто практикуется форма общения: беседа после уроков, на вечерах, экскурсиях, задушевный разговор на классном часе, посвященном, например, “Дню 8-е марта”, “Дню Святого Валентина”, “Дня именинника”, где раскрываются индивидуальные, творческие способности студентов.
При подготовке тематических классных часов, вечеров выявляются ребята с прекрасными организаторскими способностями, поэтическим даром, умением играть на разных музыкальных инструментах, танцевать. И в этой ситуации классному руководителю необходимо способствовать развитию этих способностей, создавать все условия для их реализации. Но традиционно индивидуальное общение классного руководителя со студентами все же сводиться к беседе, в которой, наверное, вполне справедливо высказываются претензии и пожелания куратора к тому или иному поступку студента. С помощью беседы классному руководителю удается выявить причины, побудившие студента к совершению поступка, понять достоинства и недостатки семейного воспитания, а, главное, как помочь студенту справиться с вредными привычками.
Иногда беседу со студентами необходимо проводить и в присутствии его родителей. При этом педагог должен проявить особую осмотрительность.
Во-первых , не должно быть никакого повышения голоса, крика;
Во-вторых, наказание, если уж такое надо применить, должно быть всегда конкретным.
Вообще, в ходе беседы должно быть как можно меньше строгой официальности, претензий, упреков, а больше проникновенности, если хотите, трепетности. Чтобы у родителей не возникало чувство безысходности, ужаса, а, наоборот, возникли четкие ориентиры их конкретной помощи куратору.
Что дают такие совместные беседы классному руководителю? Несомненно, способствуют налаживанию тесных взаимоотношений между студентами и родителями, а также позволяют владеть разносторонней информацией об особенностях домашней жизни студентов, о характере взаимоотношений в семье, отношении родителей к успехам или неудачам своих детей.
Следующим важным элементов оценки личностных качеств студентов является наблюдение за ними в процессе учебной и иной деятельности.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Наблюдать за студентами можно на уроках, в общежитии. Посещение общежития говорит о многих личностных качествах студентов, например, аккуратности или неряшливости, бережности или небрежности, уживчивости в коллективе или предпочтение одиночеству, отношение к своим и чужим вещам и т.д. Посещая общежитие студентов, я преследую две цели:
- Ознакомиться с бытовыми условиями после заселения;
- Наблюдение и выявление вредных привычек и наклонностей.
Нередко посещение общежития побуждает к проведению классных часов по темам:
“Как вести себя с другими людьми”,
“Что нужно знать о личной гигиене”.
“Этика и быт”,
“О культуре поведения” и т.д.
“О вреде курения”, “Наркомания – чума XXI века”.
Для проведения таких классных часов привлекаю студентов, имеющих отрицательные наклонности, привычки, поведение которых нужно скорректировать.
Для сбора информации о студенте и оценки его личных качеств можно использовать и тесты, например:
“На сколько Вы общительны”,
“Умеете ли Вы владеть собой?”,
“Организованный ли Вы человек?”,
“Сильный ли у Вас характер”?
“Не слишком ли Вы агрессивны?”
Тестирование студентов на классном часе дает прекрасный шанс студенту по другому взглянуть на себя со стороны и оценить свои возможности, а преподавателю получить дополнительные сведения о студенте.
Оценку личностных качеств студентов, наблюдение можно строить по схеме, которая, на мой взгляд, может стать ориентиром в изучении не только студента, его характерных особенностей как партнера общения, но и профессионального мастерства классного руководителя по систематизации процессов педагогического общения. (Смотри приложение 1 . Психолого-педагогическая схема оценки личностных качеств.)
После того, как Вы поработали со схемой и, как Вам кажется, имеете достаточно полную информацию о человеке, с которым общаетесь, советую Вам составить карточки такого типа на студента. (Смотри приложение № 2 и 3).
Сведенная воедино в такие таблицы информация, несомненно, поможет нам составить ряд рекомендаций и выбрать верную стратегию педагогического общения классного руководителя и студента.