Цель: создать условия для понимания процесса становления и развития торговли в Европе в раннее средневековье.
Задачи:
- раскрыть сущность товарного хозяйства и главные социально-экономические последствия разделения труда между городом и деревней;
- показать связь между расширением торговых связей и ростом городов;
- охарактеризовать важнейшие центры, районы и пути международной торговли;
- закреплять и развивать умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы;
Основные понятия: город как центр ремесла и торговли, ярмарка, специализация торговых районов, ростовщики, натуральное хозяйство, товарное хозяйство.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли в Европе XIV в.", учебник Агибаловой Е.В., Донского Г.М. "История средних веков" для учащихся 6 класса, Е.А.Крючкова "Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М.Донского "История средних веков". 6 класс.
Ход урока
Повторение изученного.
Понятийный диктант. (5-7 мин.).
- Союзы мастеров одной специальности; (цехи)
- Хранилища больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, предоставляющие кредиты и займы; (банки)
- товар, выражающий стоимость всех других товаров; (деньги)
- денежная единица данной страны; (валюта)
- изделие, производимое на заказ или для продажи; (товар)
- к чему привела борьба городов с сеньорами; (к самоуправлению)
- чем являлись города в средневековой Европе; (центрами ремесла и торговли)
- перечислить состав городского населения (купцы, ремесленники, подмастерья, горожане, бедняки, нищие).
Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
- В первые столетия Средневековья происходит множество изменений в хозяйстве, с которыми связаны важнейшие изменения в жизни и культуры европейских народов. Мы уже изучили, какие произошли изменения в технике, и как это сказалось на развитии хозяйства в средневековой Европе.
(По ходу урока учащиеся в тетрадях и на доске составляют схему).
- К чему привело развитие хозяйства в средневековой Европе?
(Развитие хозяйства привело к отделению ремесла от сельского хозяйства).
- Где ремесленники и крестьяне могли бы произвести обмен своими товарами?
(И крестьяне, и ремесленники могли обменять свои товары на нужные им только в городе на ярмарке).
Орудия труда в сельском хозяйстве и введение трехполья | Технические изобретения |
Повышение уржая | Улучшение условий труда |
Появление излишков продуктов сельского хозяйства | Отделение ремесла от сельского хозяйства |
- И так, рынок в городе был единственным местом, где можно было приобрести необходимый товар, как для крестьянина, так и для ремесленника. Все это привело к развитию торговли в Европе.
- Как вы думаете, к чему привело развитие торговли?
(Ответ на этот вопрос мы и будем искать сегодня на уроке).
В средние века занятие торговлей было очень опасным делом.
- Как вы думаете, почему?
Чтение учебника - 13, п.7.
- В каких условиях приходилось купцам вести торговлю?
(Плохой транспорт, плохие дороги, плохие карты, высокие пошлины, набеги разбойников - рыцарей и нападение пиратов).
- Какой вид транспорта был самым дешевым?
(Перевозка по воде была дешевле сухопутного пути, несмотря на большое количество застав по берегам рек (в 14 в. на Луаре - 74 заставы, на Гаронне - 70 застав, на Роне- 60 застав).
Работа с картой и учебником. (У доски и на местах).
- Чтение учебника - 13, п.8.
- Какие условия помогали развитию и становлению торговли в Европе?
А) между городом и деревней;
Б) между городами и странами;
В) создание купеческих гильдий;
Создание международных центров торговли
- Все изменения, которые произошли в торговле, привели к формированию двух крупных районов торговли в Европе.
Международные центры торговли
ЮЖНЫЙ | СЕВЕРНЫЙ |
Со странами Востока по Средиземному морю. | Со странами, расположенными у берегов Северного и Балтийского морей. |
Обмен предметов роскоши на драгоценные металлы | Обмен нужными в хозяйстве товарами |
Центры: Венеция и Генуя | Центры: Брюгге, Лондон, города Ганзы. |
Центрами международной торговли в средневековой Европе стали ярмарки.
- Назовите самые крупные ярмарки в Европе.
(В Шампани - 6 раз в год по 48 дней каждая).
- К XIV веку ярмарка в Шампани пришла в упадок, так как итальянские купцы стали плавать через Гибралтарский пролив вдоль европейского берега.
- Что везли на ярмарки? (работа с картой в учебниках и у доски).
(Из Италии - восточные товары; из Франции - сукно и вина; из Фландрии - сукно; из Англии - шерсть, олово, свиней; их Германии - меха, изделия из металла).
- К чему привело развитие торговли и появление ярмарок?
(Развитие торговли и ярмарок привели к развитию денежного дела, к накоплению богатств в руках менял, ростовщиков, банкиров).
- Чем начинают интересоваться банкиры, ростовщики?
(Накоплением богатств, возможности увеличить прибыль).
- Как можно развивать дальше торговлю?
(Увеличить количество продаваемого товара).
- Натуральное хозяйство может с этим справиться?
(Нет. Так как при натуральном хозяйстве товары производятся не для продажи, а для внутреннего потребления).
- Какое хозяйство приходит на смену натуральному хозяйству?
(Товарное хозяйство).
- Какое хозяйство называют товарным?
(Товарное хозяйство - это хозяйство, при котором товары производятся для обмена посредством денег).
Обобщение.
- Итак, сделайте вывод: "К чему привело развитие хозяйства и торговли в Европе?"
(Натуральное хозяйство постепенно начинает рушиться и ему на смену приходит товарное хозяйство, при котором продукты труда производились для продажи на рынке за деньги).
Домашнее задание.
13, вопросы 6,7,8,11 после , задание 5 (стр. 44-45) или задание 6 (стр. 45) в рабочей тетради, или написать рассказ купца о его путешествии на ярмарку (по выбору).
Литература.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. "История средних веков" для учащихся 6 класса. М.: Просвещение, 2007. - 272 с.
- Андрюсов Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. 6 кл.: пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 96 с.
- Е.А.Крючкова "Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М.Донского "История средних веков". 6 класс. М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
- Несмелова М.Л. История средних веков. Ч.2. Методическое пособие в 2 ч. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001, ч.2. - 272 с.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории средних веков. 6 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.