Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

Разделы: Биология


Тип урока: Изучение нового материала.

Вид учебного занятия: Краткосрочный проект с применением компьютерных технологий.

Цели урока:

  • расширить знания по генетике путем включения дополнительной информации.
  • формировать навыки использования информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии;

Задачи предметные:

  • определять основные типы наследования;
  • решать задачи на моногибридное и сцепленное наследование признаков.
  • обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся на продуктивном уровне.

Сценарий урока

Актуализация знаний.

Приложение 1. Презентация "Наследственные болезни человека" с комментариями учителя.

- Общеизвестно, что здоровье человека во многом зависит, насколько здоровы были его родители, а также предшествующие им поколения. С незапамятных времен известно, что близкородственные браки часто приводят к рождению неполноценного потомства, а некоторые заболевания (сахарный диабет, заболевания крови и с-с системы, психические заболевания и др.) чаще развиваются у людей, родители которых также ими страдали.

Известно, что гемофилия, дальтонизм, шизофрения, эпилепсия могут передаваться по наследству не первому, а второму или третьему поколению людей либо вообще не проявлять себя в потомстве.

Стремление продолжить свой род, иметь жизнеспособное потомство - одно из основных свойств живого на земле, в том числе и человека. Из этого ясно, почему вопросы о причинах сходства потомства и их родителей, о природе возникающих изменений в потомстве всегда вызывали большой интерес.

В современной медицине есть методы, позволяющие выявлять хромосомные заболевания в любом возрасте. В 1959 г. были известны 4 хромосомные аномалии, сейчас - более 750 аномалий, вызывающих свыше 3000 генетических нарушений.

Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. (слайд 3)

К их числу, например, относится знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют "Дети Луны". Есть примеры и в истории России. (Слайд 4)

- Подумайте, какую проблему мы будем сегодня решать

Проблемный вопрос:

Каковы причины этих несчастий? (Слайд 5)

- Скажите, какие вы знаете причины наследственных заболеваний?

Ответы учащихся

- Исходя из перечисленного, сформулируйте цель урока (Предположения учащихся)

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, с использованием современных компьютерных технологий.

Цель: расширить знания о причинах появления наследственных заболеваний. (прописывается во время урока на слайде 6).

- Все наследственные болезни человека на три группы: генные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью и хромосомные. (Слайд 7)

- Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы рассмотреть причины проявления наследственных заболеваний, конечными продуктами вашей работы - презентация Задания для групп (Слад 8)

Работа в группе 15 минут Учащиеся распределяются по группам по приготовленному домашнему заданию.

Выступления участников групп.

(Предлагаем вариант презентации одной группы Приложение 4)

- Хорошо, спасибо за выступления, а сейчас оцените работу каждого участника своей группы.

Ф.И. Отметка
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  

- Давайте обсудим, что у нас получилось. Из сделанных ваших отчетов видно, причиной наследственных заболеваний являются разные генетические изменения на уровне генов и хромосом. Мы можем их обозначить внутренними факторами или причинами, которые не зависят от воли родителей.

- А как вы думайте, есть ли еще причины возникновения мутаций или изменений хромосомного набора?

Ответы и высказывания учащихся.

Каждый человек имеет право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Потребление матерью токсических веществ (случаи наркомании, токсикомании, злоупотребление алкоголем и никотином) замедляет и нарушает внутриутробное развитие плода. Родившиеся дети часто отстают в росте и развитии, обладают уменьшенными размерами головы и мозга, слабоумием, характерным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, узкими раскосыми глазами, не заращенной верхней губой и небом и другими пороками в развитии.

(Слайд 9). Под действием алкоголя в органах и тканях плода формируются постепенно изменения, называемые "алкогольным синдромом плода". В настоящее время алкогольная болезнь плода встречается 1 раз на 600 родов. В медицинской практике встречается и такое понятие, как "наркотический плод". Наркотики нарушают формирование сперматозоидов, процесс мейоза в яйцеклетке. Зачатие ребенка патологически измененными клетками предопределяет развитие дефектов, уродств, мертворождение.

Не расхождение хромосом, в процессе мейоза, приводит к возникновению различный аномалий (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера-Шерешевского).

Причинами подобных уродств и дефектов может быть и загрязнение окружающей среды, радиация. (Слайд 10)

- Исходя из нашей работы, какие выводы напрашиваются (обсуждение и запись вывода на слайд 11)

Вывод:

Хромосомные, генные мутации, потребление токсических веществ, загрязнение окружающей среды, радиация служат причиной врожденных пороков развития, эндокринных нарушений, аномалий роста и развития, смертей в ранние сроки жизни ребенка. В некоторых семьях все дети рождаются с наследственной патологией.

Причиной наследственных заболеваний служат хромосомные и генные мутации, потребление токсических веществ, загрязнение окружающей среды, радиация

В настоящее время генетика как наука процветает и многие вопросы ученые пытаются решать, т.е. сейчас наследственную болезнь можно обнаружить до формирования клинической картины, нередко даже в родовом периоде.

Дородовая диагностика:

  • ультразвук
  • биопсия хориона (маленькие кусочки ворсинок хориона(наружной зародышевой оболочки) получают на 8 - 10 неделе беременности и проводят анализы);
  • амниоцентез (прокол плодного пузыря на 14 - 16 неделе беременности)

Рекомендации:

Тяжесть течения наследственных заболеваний, малоэффективное лечение многих из них, передача из поколения в поколение - все это определяет безусловную необходимость их профилактики.

- Сформулируйте рекомендации для будущих родителей

Профилактика:

  • Генетическое нормирование и исключение мутагенов (исключение мутагенных лекарственных средств и пищевых добавок, рентгенологических обследований);
  • Планирование семьи (отказ от вступление в брак кровных родственников, отказ от деторождения при высоком риске наследственной патологии);
  • Добровольная диагностика;
  • Управление действием генов (коррекция наследственных болезней)

После обсуждения рекомендаций, записываются на слайд 12.

1. Исключение мутагенов

2. Планирование семьи

3. Добровольная диагностика

4. Коррекция наследственных болезней

3 этап. Закрепление "Выполнение теста " (Приложение 2).

Оценивание групп по критериям (Приложение 3)

Домашнее задание: параграф 14 (учебник 11 класса под редакцией И.Н. Пономаревой)