Разработка открытого классного часа в рамках реализации программы "Мы - дети России!" по теме "Этот удивительный мир игрушек!"

Разделы: Классное руководство


Цель: привитие чувства красоты, знакомство с миром игрушки и русскими народными промыслами в форме виртуального путешествия, практическая работа по росписи игрушек под Дымку, воспитание человека высокой культуры.

Участники: классный руководитель, педагог дополнительного образования ДДЮ Шевелева Е.Л., ученики класса.

Оборудование: - выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка»;- шаблоны для рисования; - интерактивная доска; мультимедийный проектор;- пластилин для лепки;
- альбомы, краски, карандаши; - выставка книг и картинок «Народная игрушка».

 Подготовка: - исследовательская работа и создание мультимидийной презентации «Музей игрушек»; - творческое задание для детей «Я рисую мою любимую игрушку»; - обучение работе на интерактивной доске.

Оформление: На доске записаны тема и эпиграф:

ТЕМА: «Этот удивительный мир игрушек!»

ЭПИГРАФ: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

 Столы расставлены для 3 групп учащихся. Кабинет оформлен под «Дымку»: на столах скатерти с узорами дымковской игрушки, на доске рушники и полотенца, вышитые в русском стиле, перед доской на специальном демонстрационном столике оформлена выставка русских народных игрушек, на стенде оформлена выставка книг «Хохлома», «Дымка», «Гжель», «Каргопольская игрушка», «Народные промыслы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная беседа.
Классный руководитель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в мир нашего детства. Тема нашего классного часа «Этот удивительный мир игрушек».
Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской от или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны - эти первые жизненные и культурные ориентиры.
Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники, - тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры.
Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты.
В настоящее время возрос интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда.
Во время Великой Отечественной войны люди жили очень бедно. Игрушек не покупали. Сами делали. Девочкам куклы из старых чулок, набивали опилками. Глазки, губки рисовали. Мальчикам – ружья, пистолеты из дерева вырезали. Луки делали из ивы, натягивали тонкую медную проволоку. Стрелы – соломенные с острием из консервной банки.
Из бумаги калейдоскопы делали. Сворачивали лист бумаги в трубочку, закрывали с одной стороны и насыпали цветных обрезков, фольги, фантиков – что было. Крутишь и смотришь на свет.
Любимая забава – катали колесо. Брали палку с крючком на конце. Ставили колесо от телеги и гнали это колесо по дороге.
Малышам, кто еще еле ходит, каталки делали. От круглого полена отрезали два толстых колесика, насаживали на палочку. К этой палочке прилаживали еще одну – длинную, за которую держаться надо. Приделывали еще трещотку какую-нибудь – вот и каталка!
Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни, о его духовно-материальной среде. Тем более, вещи рукотворные, художественные.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

-Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Дети отвечают).
-Хорошо. А сейчас мы с вами отправимся в музей. Знаете ли вы, что такое музей и для чего он нужен?
(Дети отвечают).

2. Виртуальное путешествие в музей игрушек.
-Молодцы. Музеи бывают разные. Есть музеи краеведческие, есть художественные, а есть даже и музей игрушки! Вот сейчас вы и узнаете именно о таком музее. Усаживаемся поудобней и в путь!
(Идет просмотр презентации).
-Что нового вы узнали об игрушке? Какие бывают игрушки?
(Дети отвечают).

3. Проверка творческого домашнего задания учащихся.
-Хорошо. А теперь вы расскажите, пожалуйста, о своих любимых игрушках!
(Дети выходят к доске и рассказывают о своих игрушках, показывают рисунки).

4. Знакомство с народным промыслом – Дымковской игрушкой.

-А теперь мы займемся, пожалуй, самым интересным делом. Не пробовали ли вы сами смастерить какую-нибудь игрушку? Если нет, то давайте попробуем. Но сначала мы должны узнать все основные моменты ее изготовления. Сегодня мы познакомимся ближе с одним из старейших народных промыслов – с Дымковской игрушкой.
(Дети выходят с картинками и читают стихи).

1.Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

2.Под копытами литыми
Загудел летящий луг
Наконец, олень за ними
Вырывается за круг.

3.Барашек - свисток
Левый рог - завиток,
Правый рог завиток,
На груди цветок.

4.За оленем кони, кони
Вновь за тридевять земель
И пестреет от погони
Глиняная карусель.

5.Утка - Марфутка
Бережком идет,
Уточек - Марфуточек
Купаться ведет.

6.Бока крутые,
Рога завитые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.

7.Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, синий, золотой.

8.Девица в венце,
Румянец на лице.
Собой хороша,
Стоит, не дыша.

9.Стоит молодушка,
А с ней коровушка:
Важная, спокойная
Буренушка - дойная.

10.Что за конь!
Только тронь -
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести.

11.Яша –дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У свинки.

12.Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.

5. Практическая работа учащихся.
-Ребята, а теперь мы приступаем к практической части нашего путешествия. Для этого мы с вами разделимся на группы.

1 группа: Работа на интерактивной доске.

2 группа: Рисование дымковской игрушки.

3 группа: Мастер-класс «Художественная лепка».

6. Подведение итогов занятия.
-А теперь подведем итоги нашего творчества.
(Дети выходят к доске, показывают свои работы, в классном кабинете оформляется выставка).
-Молодцы! На этом наше путешествие заканчивается, но не заканчивается наше соприкосновение с прекрасным миром культуры и красоты – с удивительным миром игрушки!

Приложение1

Приложение2

Приложение3