Мультимедийный урок окружающего мира в 1-м классе по теме "В декабре, в декабре…"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование знаний о зимних изменениях природы.

Задачи:

  • расширение знаний о жизни растений и животных;
  • развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитание бережного отношения, любви к природе.

Необходимые ресурсы:

  • мультимедийный комплекс; интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к уроку <Приложение 1>;
  • CD "Окружающий мир. 1 класс" фирмы "Кирилл и Мефодий";
  • учебник, рабочая тетрадь "Окружающий мир: 1 кл." Виноградова Н.Ф. УМК "Начальная школа XXI века";
  • раздаточные материалы <Приложение 2>; <Приложение 3>.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения "Лесной календарь", отгадайте, о чём идёт речь. Отгадка поможет вам назвать тему сегодняшнего урока.

Закружил этот месяц, завьюжил,
Вместе с ним вернулась стужа.
Лес в дремоте. Тишина.
Шапки снежные сосна
Нахлобучила на ветки.
Все иголочки у ели,
Как стекло, заиндевели.
Рядом ёлочки-соседки
Зябко кутаются в шали.
Словно всё околдовали.
Под пуховым одеялом
Сладко дремлет лес усталый. (Этот месяц - декабрь).

- Тема нашего урока: "В декабре, в декабре:".

III. Работа над темой урока.

1). Работа по учебнику: стр. 87.

- Рассмотрите рисунок. Как изменился парк с приходом зимы? Много ли снега? Какого он цвета?

Верно ли выражение "снег сверкает всем цветам радуги"? Обоснуйте свой ответ.

2). Видеоэкскурсия в зимний лес. Просмотр видеосюжета (CD "Окружающий мир. 1 класс").

<Рисунок1>

*** Динамическая пауза ***

3). Работа по рабочей тетради: стр. 32.

Задание "Соображалки".

- Разгадаем кроссворд. Какими словами можно дописать предложения?

1. Старший брат января : (Февраль).

2. Из туч зимой идёт : (Снег).

3. Из туч летом идёт : (Дождь).

- Запишите слова в клетки кроссворда.

Задание "Понаблюдай и проверь".

- Рассмотрите рисунки, вспомните, что вы видели на улице. Ответьте на вопросы.

  1. В какую погоду снег идёт хлопьями? (В тихую, без ветра).
  2. Когда снег скрипит под ногами? (В мороз).
  3. В какую погоду из снега можно слепить снеговика, а в какую нельзя? (В трескучий мороз снег рассыпается, снеговика не слепить).
  4. При какой погоде можно рассмотреть снежинку? (В морозную, снежную).

Задание "Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку".

- Пять братцев в одном домике живут. (Перчатка).

4). Игра "Слово рассыпалось". <Слайд 1>

- Соберите из букв слова. (Чтобы увидеть правильный ответ, дети выходят по одному к доске, нажимают электронным маркером на любой набор букв, он исчезает, под ним открывается слово-отгадка).

5). А знаете ли вы? Это интересно! <Слайд 2>

- Из чего сделаны снежинки?

Снежинки - это кристаллы льда, точнее срослись мельчайшие кристаллики льда. Высоко в небе зимой плавают облака, состоящие из таких кристалликов. Кристаллики растут, превращаются в снежинки, тяжелеют - и целыми стаями летят вниз.

- Много ли одинаковых снежинок?

В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых. Но у всех снежинок всегда шесть лучиков, все они имеют шестиугольную форму.

6). Работа с научно-познавательными текстами по группам. <Приложение 3>

- Прочтите тексты, подумайте, что вы расскажете своим одноклассникам нового, интересного.

(Каждой группе раздаётся листок с текстами: 1 группе- "Рисует Мороз Иванович", 2 группе- "Ель-кормилица и защитница", 3 группе- "Следы на снегу". Когда группы готовы, работа групп проверяется с помощью вопросов).

<Слайд 3> "Рисует Мороз Иванович".

- Что вы узнали о рисунках на окнах? Чем же рисует Мороз Иванович?

<Слайд 4> "Ель-кормилица и защитница".

- Почему ель называют кормилицей и защитницей?

<Слайд 5> "Следы на снегу".

- Чьи следы можно увидеть на снегу в лесу, почему?

7). Игра "Зимние виды спорта". <Слайд 6>

- Не только звери и птицы оставляют следы. Люди на снегу и льду тоже оставляют следы.

Подберите подписи - названия зимних видов спорта к рисункам. Представьте и скажите, какой след будут оставлять спортивные принадлежности. (Дети выбегают по одному к доске, нажимают электронным маркером на любую подпись, подпись подъезжает к рисунку).

*** Динамическая пауза *** <Слайд 7>

8). "Аукцион зимних признаков". Работа с художественными текстами по группам.

<Слайд 8> <Приложение 3>

- Какая команда сможет больше назвать зимних признаков?

Посмотрите на рисунки, прочтите рассказы с картинками, "соберите" признаки.

(1 группе- "Зимой", 2 группе- "Праздник", 3 группе- "Зимние забавы". Когда группы готовы, проводится "аукцион").

9). Игра "Бывает - не бывает". <Слайд 9>

(Дети выбегают по одному к доске, нажимают электронным маркером на любой рисунок, объясняют (бывает или не бывает в декабре). Лишние рисунки после нажатия исчезают).

10). Игра "Собери половинки". <Слайд 10>

(Дети выбегают по одному к доске, нажимают электронным маркером на вторую часть слова, половинка подъезжает к началу, образуя слово).

11). Игра "Найди зимние слова". <Приложение 4> <Слайд 11>

(Дети обводят найденные слова на листочках, проверка с помощью слайда).

IV. Итог урока.

  1. Понравился вам урок?
  2. Какое задание понравилось больше всего?
  3. Что вы узнали нового, о чём сможете рассказать теперь дома?