Цель урока: формирование знаний о зимних изменениях природы.
Задачи:
- расширение знаний о жизни растений и животных;
- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
- развитие речи учащихся;
- воспитание бережного отношения, любви к природе.
Необходимые ресурсы:
- мультимедийный комплекс; интерактивная доска;
- презентация PowerPoint к уроку <Приложение 1>;
- CD "Окружающий мир. 1 класс" фирмы "Кирилл и Мефодий";
- учебник, рабочая тетрадь "Окружающий мир: 1 кл." Виноградова Н.Ф. УМК "Начальная школа XXI века";
- раздаточные материалы <Приложение 2>; <Приложение 3>.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения "Лесной календарь", отгадайте, о чём идёт речь. Отгадка поможет вам назвать тему сегодняшнего урока.
Закружил этот месяц, завьюжил,
Вместе с ним вернулась стужа.
Лес в дремоте. Тишина.
Шапки снежные сосна
Нахлобучила на ветки.
Все иголочки у ели,
Как стекло, заиндевели.
Рядом ёлочки-соседки
Зябко кутаются в шали.
Словно всё околдовали.
Под пуховым одеялом
Сладко дремлет лес усталый. (Этот месяц - декабрь).
- Тема нашего урока: "В декабре, в декабре:".
III. Работа над темой урока.
1). Работа по учебнику: стр. 87.
- Рассмотрите рисунок. Как изменился парк с приходом зимы? Много ли снега? Какого он цвета?
Верно ли выражение "снег сверкает всем цветам радуги"? Обоснуйте свой ответ.
2). Видеоэкскурсия в зимний лес. Просмотр видеосюжета (CD "Окружающий мир. 1 класс").
<Рисунок1>
*** Динамическая пауза ***
3). Работа по рабочей тетради: стр. 32.
Задание "Соображалки".
- Разгадаем кроссворд. Какими словами можно дописать предложения?
1. Старший брат января : (Февраль).
2. Из туч зимой идёт : (Снег).
3. Из туч летом идёт : (Дождь).
- Запишите слова в клетки кроссворда.
Задание "Понаблюдай и проверь".
- Рассмотрите рисунки, вспомните, что вы видели на улице. Ответьте на вопросы.
- В какую погоду снег идёт хлопьями? (В тихую, без ветра).
- Когда снег скрипит под ногами? (В мороз).
- В какую погоду из снега можно слепить снеговика, а в какую нельзя? (В трескучий мороз снег рассыпается, снеговика не слепить).
- При какой погоде можно рассмотреть снежинку? (В морозную, снежную).
Задание "Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку".
- Пять братцев в одном домике живут. (Перчатка).
4). Игра "Слово рассыпалось". <Слайд 1>
- Соберите из букв слова. (Чтобы увидеть правильный ответ, дети выходят по одному к доске, нажимают электронным маркером на любой набор букв, он исчезает, под ним открывается слово-отгадка).
5). А знаете ли вы? Это интересно! <Слайд 2>
- Из чего сделаны снежинки?
Снежинки - это кристаллы льда, точнее срослись мельчайшие кристаллики льда. Высоко в небе зимой плавают облака, состоящие из таких кристалликов. Кристаллики растут, превращаются в снежинки, тяжелеют - и целыми стаями летят вниз.
- Много ли одинаковых снежинок?
В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых. Но у всех снежинок всегда шесть лучиков, все они имеют шестиугольную форму.
6). Работа с научно-познавательными текстами по группам. <Приложение 3>
- Прочтите тексты, подумайте, что вы расскажете своим одноклассникам нового, интересного.
(Каждой группе раздаётся листок с текстами: 1 группе- "Рисует Мороз Иванович", 2 группе- "Ель-кормилица и защитница", 3 группе- "Следы на снегу". Когда группы готовы, работа групп проверяется с помощью вопросов).
<Слайд 3> "Рисует Мороз Иванович".
- Что вы узнали о рисунках на окнах? Чем же рисует Мороз Иванович?
<Слайд 4> "Ель-кормилица и защитница".
- Почему ель называют кормилицей и защитницей?
<Слайд 5> "Следы на снегу".
- Чьи следы можно увидеть на снегу в лесу, почему?
7). Игра "Зимние виды спорта". <Слайд 6>
- Не только звери и птицы оставляют следы. Люди на снегу и льду тоже оставляют следы.
Подберите подписи - названия зимних видов спорта к рисункам. Представьте и скажите, какой след будут оставлять спортивные принадлежности. (Дети выбегают по одному к доске, нажимают электронным маркером на любую подпись, подпись подъезжает к рисунку).
*** Динамическая пауза *** <Слайд 7>
8). "Аукцион зимних признаков". Работа с художественными текстами по группам.
<Слайд 8> <Приложение 3>
- Какая команда сможет больше назвать зимних признаков?
Посмотрите на рисунки, прочтите рассказы с картинками, "соберите" признаки.
(1 группе- "Зимой", 2 группе- "Праздник", 3 группе- "Зимние забавы". Когда группы готовы, проводится "аукцион").
9). Игра "Бывает - не бывает". <Слайд 9>
(Дети выбегают по одному к доске, нажимают электронным маркером на любой рисунок, объясняют (бывает или не бывает в декабре). Лишние рисунки после нажатия исчезают).
10). Игра "Собери половинки". <Слайд 10>
(Дети выбегают по одному к доске, нажимают электронным маркером на вторую часть слова, половинка подъезжает к началу, образуя слово).
11). Игра "Найди зимние слова". <Приложение 4> <Слайд 11>
(Дети обводят найденные слова на листочках, проверка с помощью слайда).
IV. Итог урока.
- Понравился вам урок?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что вы узнали нового, о чём сможете рассказать теперь дома?