Цели урока:
- Актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предмета, и вопросах на которые они отвечают.
- Привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предмета.
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, анализируя слова.
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд 1, 2) <Приложение>
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Я тетрадочку возьму
И на угол положу.
Я от Вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Дети записывают число, классная работа в рабочих тетрадях.
II. Словарный диктант.
(Слайды 3– 15)
Один ученик работает у доски, а все остальные дети пишут в тетрадях.
Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
(Петух)Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?...
(Ворона)Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Это кто?...
(Воробей)Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
III. Офтальмологическая зарядка на тренажере.
(Проводит дежурный ученик).
IV. Постановка темы урока.
Скажите, что общего у всех записанных слов.
(Одушевленные существительные в единственном числе, все слова обозначают животных).
На какие 2 группы и по какому признаку, возможно, разделить эти слова?
(Слова, в которых 2 слога и слова, в которых 3 слога; домашние животные и дикие животные, птицы и звери…)
Прежде чем написать словарное слово, Вам, необходимо было отгадать загадку. Подумайте, и ответьте, какие слова помогли Вам отгадать загадки.
Если дети затрудняются, то учитель может прочитать загадку вновь.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?...
(Слайд 16)
Работа в тетрадях.
Выпишите слова, которые помогли отгадать загадку. На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопрос, какой? Какая? Какое? (Обозначают признак предмета.)
Как Вы думаете, к какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы, какой? какая? какое? и обозначающие признаки предмета?
Имя прилагательное.
(Слайд 17)
Физкультминутка “Хомка” (проводит дежурный ученик)
Работа по теме урока.
(Слайд 18)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
Работа с дидактическим материалом.
Откройте Д.М. на стр. 90. Прочитайте теоретический материал.
Как называется еще одна часть речи, с которой мы познакомились?
(Возможна работа с сенсорными крестами)
Я предлагаю Вам выполнить упражнение 40. Подчеркнуть имена прилагательные простым карандашом в учебнике. (Дети работают самостоятельно с последующей проверкой.)
(Слайд 19)
Упражнение 41.
Чтение задания.
(Слайд 20) <Приложение>
Дети записывают словосочетания на доске и в тетради.
Упражнение 60 (в учебнике)
V. Самостоятельная работа.
Упражнение 62 (в учебнике). Имена прилагательные подчеркивают волнистой чертой.
VI. Физкультурная минутка. “Меня укусил гиппопотам” (проводит дежурный ученик).
VII. Итог урока.
Распространите предложение:
Наступило утро (холодное, пасмурное, веселое…)
– Какая часть речи служит для украшения наших предложений?
– Что обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает?
– Поднимите руку те, кто сегодня не устал на уроке?
– Поднимите руку те, кто сегодня устал на уроке?
– Поднимите руку те, кому сегодня было легко на уроке? А кому трудно?
VIII. Домашнее задание.
Учебник стр. 43, упр. 65.