Использование информационных технологий и технологии биоуправления в работе учителя-логопеда

Разделы: Начальная школа


Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалась. Трудно представить школьника, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Положительные и отрицательные последствия глобальной компьютеризации анализируются, прогнозируются, обсуждаются общественностью.
Эффективность логопедических занятий по развитию и уточнению словаря школьников зависит от оснащённости кабинетов демонстрационным, иллюстративным материалом – плакатами, картинками по определённым лексическим темам. Особенностью работы в школьном логопункте является обучение учащихся разного возраста. Поэтому я готовлю занятия как минимум для четырёх-пяти групп учащихся с учётом речевого дефекта и класса. Использование же компьютерных заданий с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и главное, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время занятия.

Компьютерные задания  я создаю и использую в соответствии с гигиеническими требованиями. В.И. Ковалько [2] приводит критерии гигиенической оценки урока и гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий. «Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей детей. Для детей 7-10 лет 15 мин», – пишет В.И. Ковалько, ссылаясь на валеологические исследования Н.К. Смирнова, Н.Т. Лебедевой, а также письмо Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. №957/13-13. Таким образом, использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.

 Я использую следующие компьютерные программы:

  • «Power Point»,
  • «Word»,
  • «Игры для Тигры»,
  • «Бослаб», «Бос-пульс».

I. На своих занятиях я использую и стандартные программы для создания собственных компьютерных заданий. Очень удобна программа «Power Point». На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать, музыкальное и голосовое сопровождение.

Преимущества:

  • последовательность и системность информации;
  • тезисность и информативность;
  • наглядность и эффективность подачи материала;
  • лёгкость возврата к предыдущей информации;
  • возможность дополнения или исправления информации;
  • копируемость;
  • транспортабельность.

Недостатки:

  • гигиенические ограничения во времени при работе детей с компьютером;
  • неудобство выполнения письменных работ с экрана или монитора;
  • индивидуальные противопоказания или дополнительные ограничения по здоровью у отдельных учащихся.

Для учащихся с проблемами освоения письменной речи важны факторы, связанные с особенностями функционирования их анализаторных систем, латерального фенотипа, т. е. таких как:

  • соотношение размера, типа шрифта, цвета букв и цвета фона;
  • расположение в пространстве иллюстративного и текстового материала;
  • поэтапность появления материала для прочтения (вплоть до побуквенного медленного предъявления);
  • направление движения буквенных символов (справа-налево, слева-направо, сверху-вниз и т.п.).

Среди детей-логопатов немало так называемых правополушарных школьников. А. Л.Сиротюк [6, с.26] пишет:
«Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска – тёмный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять 32%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел…». Поэтому, цвет фона и букв я меняю, чтобы информация была удобной для восприятия разных групп учащихся, а парты у меня в классе всегда стоят полукругом. Во-первых, это не так как у всех. Во-вторых, это удобно для меня, т. к.  площадь кабинета небольшая.

Направление чтения, дозированное поступление буквенной информации помогает школьникам с дислексией улучшить навыки чтения, избежать «угадывания», перестановки и пропуска букв, слогов. Постепенное появление букв в направлении слева направо помогает регулировать чтение детей-левшей и амбидекстров на начальном этапе обучения чтению.    

При работе с презентацией моя роль в корне меняется. На момент создания презентации я становлюсь творцом, автором, а в момент демонстрации презентации – руководителем, распределителем. Детям даётся возможность читать краткие инструкции к заданиям, отвечать на вопросы, комментировать ответы других учеников и т. п. Как правило, учащиеся-логопаты не очень любят читать, но при работе с компьютером делают это охотно, предполагая, что «смотрят кино».

Применение компьютерных технологий в коррекционной работе улучшает учебную мотивацию учащихся, позволяет делать занятия более интересными, современными, эмоционально заряженными. [Приложение 1]

II. Работа на компьютере для детей разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе «Word» напоминает работу на пишущей машинке: перед детьми клавиатура, а вместо листа бумаги – экран монитора. Итак, при работе с компьютером включается речеслуховой анализатор (происходит актуализация фонемы), речедвигательный анализатор (актуализация артикулемы), зрительный анализатор (актуализация печатной графемы). Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребёнок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа «Word», в отличие от пишущей машинки, позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном (неизменном) виде, что даёт возможность последовательно проработать его со многими детьми. При этом в любой момент можно усовершенствовать задание, внести в него коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.

 [Приложение 2]

III. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой серию упражнений различной сложности, направленных на коррекцию речевых нарушений, проявляющихся в рамках стертой формы дизартрии.
Программа позволяет эффективно работать с детьми с другими нарушениями речи: дислалией, ринолалией, заиканием. Программа «Игры для Тигры» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста – 5 – 7 лет, может применяться при работе с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой.
В компьютерной логопедической программе «Игры для Тигры» реализованы следующие принципы:

1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка.

2. Принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений:

  • звукопроизношения,
  • просодических компонентов устной речи,
  • фонематического слуха,
  • формированию фонематического восприятия,
  • развитию лексики и грамматического строя речи,
  • коммуникативных навыков,
  • способствует развитию моторики артикуляционного аппарата,
  • обратных речевых кинестезий,
  • мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
  • слухового и зрительного восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • словесно-образного и словесно-логического мышления.

3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями.

4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

5. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» реализует принцип интерактивности обучающих программ – ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь – оценка результатов деятельности является немедленной. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений (модули), объединенные в четыре блока:

  • «Звукопроизношение»:
    • межзубный ламбдацизм,
    • губно-зубной сигматизм;
  • «Просодика»;
  • «Фонематика»;
  • «Лексика».

IV. Проблемы коррекции нарушений внимания, поведенческих нарушений, снятия избыточного напряжения у ребенка, обучения его методам противодействия стрессу, в том числе информационному, по-прежнему не решены. Одним из путей решения этой проблемы сегодня, когда в большинстве школ существует достаточная материально-техническая база, компьютерные классы, является включение в образовательный процесс современной технологии компьютерного биоуправления, разработанной в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.

Технология компьютерного биоуправления – совокупность программных и аппаратных средств, базирующихся на сертифицированных серийных системах «БОС-ЛАБ-школьный» с модулем БИ-012 и Слайд «БОС-ПУЛЬС» ориентированных на профессиональные возможности школьных врачей, психологов, логопедов, педагогов.

За время обучения в школе у детей падает зрение, нарушается осанка, развивается сколиоз (рост в 3-4 раза), у каждого четвертого ребенка проблемы с желудком, у каждого пятого – заболевания сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем. В целом по России не менее 60% учащихся имеют ту или иную патологию, только 14% старшеклассников могут считаться абсолютно здоровыми. До 80% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд профессий, свыше 40% ребят допризывного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой»  – из  доклада Ольги Шараповой, директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ, 2007 год. 

Современная лечебно-оздоровительная технология компьютерного биоуправления, интегрированная как в образовательный процесс, так и в деятельность Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, является принципиально новым решением проблемы профилактики и укрепления здоровья школьников и может качественно изменить характер профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в следующих областях:

  • коррекция нарушений внимания с гиперактивностью;
  • профилактика хронического стресса и психосоматических расстройств;
  • профилактика аддикций и девиантных форм поведения;
  • коррекция психоэмоциональных
  • профилактика и реабилитация двигательных нарушений (нарушения осанки, сколиозы);
  • коррекция функциональных нарушений речи;
  • профилактика и коррекция функциональных нарушений зрения.

Основные принципы:

Биоуправление – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной (биологической) и приспособительной обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую.

Биоуправление – это особый вид обучения, обеспечивающий произвольную регуляцию многих физиологических показателей – частоты сердечных сокращений, электрического сопротивления и температуры кожи, степени напряжения мышц, особенностей дыхания, речи и др. Использование игрового биоуправления делает обучение более привлекательным для ребенка и создает дополнительную мотивацию.

Области применения:

Профилактика хронического стресса и психосоматических расстройств, коррекция психоэмоциональных нарушений.
Коррекция нарушений внимания с гиперактивностью, профилактика аддикций и девиантных форм поведения.

Коррекция функциональных нарушений речи, таких как логоневрозы, алалия и афазия, дизартрия и дислалия, ринолалия и ринофония, нарушения темпа речи, речевая тревога, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения, функциональные дисфонии. Результатом применения технологии биоуправления является: организация фонационного дыхания; формирование навыков четкой артикуляции и произнесения; формирование интонационной выразительности речи; стабилизация темпа ритма речи; преодоление логофобии.

Компьютерный тренажер включает в себя несколько игровых сюжетов, синтезирующих виртуальную среду средствами мультимедиа и носящих соревновательный характер. Сюжет игры управляется ключевыми физиологическими параметрами – частотой сердечных сокращений, температурой кожи, с помощью специальных датчиков, регистрирующих вышеперечисленные сигналы и передающих их в компьютер.

Курс игрового биоуправления состоит из 10-12 сессий продолжительностью по 30 минут. В комплект входят игровые сюжеты “Вира”, “Гребной канал”, “Ралли”, “Волшебные кубики”. Метод игрового компьютерного биоуправления предусматривает количественное отображение результатов игровой сессии, оценку динамики обучения, что дает возможность анализа и подбора индивидуальных тактик ведения тренингов. [Приложение 3]

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н/Д, 2007.
  2. «Здоровье детей» №18, 16 – 30 сентября / 2004.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003.
  5. Коробков С.С. Чему нас учат в Интернете// Мир школы. 2001. Ноябрь.
  6. «Логопед». Научно-методический журнал №5 (29), 2008.
  7. Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Методика развития зрительного восприятия в системе Коррекционно-профилактической работы при нарушениях письма и чтения// Ребёнок с нарушениями письма и чтения: образовательная траектория и возможности сопровождения: Материалы Третьей международной конференции  Российской ассоциации дислексии. М., 2007.
  8. Сиротюк А.Л. Обуче6ние детей с учётом психофизиологии. М., 2001.
  9. «Школьный логопед» Научно-методический журнал № 5 (20), 2007.
  10. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 192 с.
  11. Никифорова Л.М., Буйко В.И. Логопедическая азбука. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.–112с.
  12. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003.–104 с. (Биб-ка практикующего логопеда).
  13. Джафарова О.А., Лазарева О.Ю., Гребнева О.Л. Игровое биоуправление в школе. Опыт практического применения. // Бюл. СО РАМН. – 2004. – № 3 . – С. 71– 73.
  14. Штарк М.Б., Джафарова О.А., Скок А.Б., Хаймович Е.В., Шубина О.С. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (add/hd синдром) предвестник аддиктивных расстройств. // Наркология. – 2004. – №  1. – С. 56-64.
  15. Джафарова О.А., Шамтеев Д.Н. Игровое биоуправление: сетевое развитие. // Медицинская техника – 1 – 2005 – С.20-24.
  16. Гребнева О.Л., Штарк М.Б., Джафарова О.А., Шамтеев Д.Н. Технология биоуправления в образовании. // Международный Конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке». –Труды. – М. – 2004. – C.92-98
  17. Гребнева О.Л., Джафарова О.А., Штарк М.Б. Технологии игрового биоуправления для профилактики хронического стресса у школьников. // Материалы IV Международного конгресса валеологов  «Здоровье человека – 4», 19-21 апреля 2005 г. Санкт-Петербург, Россия – С. 48-49.
  18. Гребнева О.Л., Даниленко Е.Н., Джафарова О.А. Диагностика и коррекция нарушения внимания у детей и подростков (с использованием технологии компьютерного нейробиоуправления). // Вестник практической психологии образования. – 2005 – №4(5). – C.53-57.
  19. Штарк М.Б. Синдром дефицита внимания у детей и подростков и нейробиоуправление // Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи», 16-17 мая 06, Москва.