Конспект занятия педагога-психолога с младшими школьниками по социально-психологической адаптации

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цели:

  • обобщить и расширить  представления детей об основных эмоциях и чувствах,
  • закрепить желание искать способы  выхода из психотравмирующих ситуаций.

Материалы к занятию: большими цветными буквами обозначить тему занятия, маски или пиктограммы разных эмоций, элементы костюма клоуна, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в тему занятия

– В нашей жизни нас сопровождают самые разные переживания. Стряхните с себя все заботы, неприятности и  усталость рабочего дня так же, как щенок отряхивается от воды.  Одной лапкой, другой. Задними лапками, спинкой и хвостиком.
– Добро пожаловать в мир эмоций!

2. Работа с эмоцией  недовольства

Инсценируется  стихотворение (песенка).

Жила на свете  тучка  по имени Сердючка.
Она ни с кем не зналась, совсем не улыбалась.
И сыпались из тучки то градинки-колючки,
То бусинки-дождинки – холодные слезинки.

Ах, плохо жить Сердючке – колючке, буке, злючке.
Никто с ней не гуляет, не дружит, не играет.
Вчера задира-ветер так рассмешил Сердючку,
Что высохли и слезы, и градинки-колючки.

Закрыли люди зонтики, и плащ уже не нужен.
И выглянуло солнышко, и высохли все лужи.
Сердючка улыбнулась и к солнцу потянулась.
Совсем другое дело – нам песенку пропела.

– Покажите, какая  была тучка сначала: нахмурьте  брови,  сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица!
– Что потом случилось с тучкой? Почему она так изменилась?
– Смех – великая сила! Смех вылечит и Несмеяну, и Буку, и Бяку. Есть даже такое слово «смехотерапия». Внимание! Сеанс смехотерапии. Я надуваю и запускаю летающий  шарик.

(Шарик летает по залу и пищит.  Дети  удивляются  и  смеются).

3. Работа с эмоцией удивления

– В жизни очень много удивительного.

Ребенок-клоун читает стихотворение.

Откуда взялся ты, жучок? У нас сейчас зима.
Ты  застегни свой  пиджачок  и спрячься вот сюда.
Ты подожди: придет весна, ты выползешь в тепло,
Раскроешь крылья, дурачок, и  улетишь в окно.

– Какие эмоции  спрятаны в этом стихотворении? Что вас удивило? Давайте удивляться вместе. Я бы очень удивилась, если бы завтра …наступило  лето. Брови подняли, глаза широко открыли, рот открыли. Кто еще хочет чем-нибудь  удивить и выразительно это показать?

4. Работа с эмоциями  грусти и печали

– Хорошо быть фантазером. Но  от жизненных проблем далеко не уйдешь. Наверное, с тобой иногда  случалось такое, что очень хочется из школы домой, а никто за тобой не приходит. Наверное, тебе было очень грустно. Как выглядит грусть?  Опустите уголки рта. Опустите голову. Опустите плечи. Вот так.
– Что можно сделать в такой ситуации?  И если ничего нельзя придумать, остается только ждать. Совсем как у Марины.

Ребенок-клоун читает стихотворение.

Вот лавочки, скамеечки.
Вот дом. А вот дорожка.
Смотрю в окошко.
Маму жду.
Осталось ждать немножко.

Выходит другой ребенок-клоун, гладит, утешает:

– Не грусти, Марина, мама скоро придет. Давай погрустим вместе.

Читают стихотворение вместе.

– Есть такое доброе  слово – сопереживание. Может быть, оно означает «соединение  переживаний»? И  есть очень простой секрет, и вы его знаете: «Раздели с другом горе – и его станет в два раза … (меньше). Раздели с другом радость, и ее станет в два раза …(больше)». Запомнили?

5. Работа с чувством зависти

– Как часто нам хочется именно того, чего нет у тебя, но есть у других.

Выходят два ребенка-клоуна.

– Шоколадка у меня.
– Мармеладка у меня.
– Как хочу я мармеладку!
– Как хочу я шоколадку!
Очень мы надеемся: друг с другом мы поделимся.

– Как называется чувство, когда хочется именно того, что есть у другого?
Зависть – это приятное  чувство? Да оно просто мешает жить. Я знаю верное средство от зависти. Надо сказать волшебные слова: «Я не умею …, зато я умею …» или «У меня нет …,  зато у меня есть …». Давайте попробуем.

Выходят дети-клоуны.

– Я не умею быстро читать, зато я хорошо пою.
–  Я не умею красиво петь, зато я умею смешить.
– Я не умею смешить, зато я хорошо играю в футбол.
– Я не умею играть в футбол, зато я играю на пианино.

6. Работа с эмоцией обиды

– Дети, кто из вас очень сильно, легко, быстро и долго обижается? Совсем как  Юля. Посчитайте все Юлины обиды.

Ребенок-клоун читает стихотворение.

Обидели! Обидели!
Разве вы не видели?
Разве вы не знаете,
Как меня обидели?
Так  толкнули – я упала.
Меня мама поругала.
Конкурс снова проиграла.
Меня дети обозвали.
Меня в гости не позвали.
Мою тайну разболтали.
Не помогли и не спросили.
Два дня со мною не дружили.

Выбегает другая девочка-клоун.

Долго будешь ты ворчать?
Хочешь с нами поиграть?

– Посмотрите дети, Юля надулась, как шарик.

– Сколько обид получилось? Вот  такая она обида. Ничего не хочется делать, и слезы на глазах. Чем опасна обида? В таком состоянии легко и самому  обидеть  другого. Это во-первых. А во-вторых, в то время  как другие дети играют, ты дуешься, дуешься. Минуту – другую, час – другой, день за днем, неделю за неделей. Год за годом. Твоя обида поселяется внутри тебя  и надувается, как шарик.
Что же делать? Можно взять и просто так простить всех своих обидчиков. А мы сделаем вот что. Юля, выдуй всю свою обиду в этот шарик. Сильнее дуй, сильнее. Я отпускаю шарик. Смотри, как смешно летит твоя обида. Смотри, она сдулась. А ты засмеялась.
Кто еще тут обиженный сидит? Возьмите  летающие  шарики. Вместо шариков можно взять просто мыльные пузыри.

7. Работа с эмоциями  тревоги и страха

– А где тут у нас Храбрый  Цып?

Ребенок- клоун читает стихотворение.

Я – Храбрый  Цып.
Иду  куда  хочу.
Я червячка охотно проглочу.
Охотно ем я мошек.
Но как боюсь я кошек!
Я кошку вижу –  прячусь и молчу.

– Цып, тебе очень страшно? Иди  сюда, сядь. Кто запомнил песенку Цыпа и хочет повторить? Выходите сюда. Постарайтесь, чтобы получилось так же выразительно. Ребята, видели, какой бывает страх? Плечи приподняты. Голова втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза большие и круглые. Рот приоткрыт.
– Цып боится кошки. А вы  чего-нибудь боитесь? Ничего не боитесь? А сейчас?

Звучит музыкальный отрывок, по характеру тревожный, соответствующий эмоции страха.

– Вслушайтесь в музыку. Какое чувство она у вас вызывает?

– Жил-был Великан. Встаньте. Потянитесь и посмотрите вверх. Чем страшен сказочный Великан?

Ребенок-клоун читает стихотворение.

Вот идет-дет-дет
Великан-кан-кан
Мимо гор-гор-гор,
Мимо стран-стран-стран.
Он огромный такой!
Как он топнет ногой!
Как взмахнет он рукой!
Ой-ей-ей!
Все домой  у-бе-га-ют.
Мы сказали ему:
«Великан-кан-кан,
Ты  потише  иди
Мимо гор, мимо стран.
Осторожней иди
И под ноги гляди.
У тебя на пути
Дети могут идти».

– О чем еще можно попросить великана? Какие добрые дела он мог бы сделать? Если какой-то человек не такой, как все другие, это совсем не значит, что он плохой.
Наши дети знают, что в любой тревожной или страшной ситуации найдется выход.
Давайте поиграем. Я ваш страх. Я вселяю в вас ужас. Я придумаю для вас очень страшную ситуацию. Я крепко буду держать вас за руку, пока вы не придумаете, как из нее выбраться.
А как приятно чувствовать себя уверенным человеком. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите повыше подбородок. Повторяйте за мной:
«Я хороший. Меня любят. У меня все получится. Я уверен. Я спокоен».

8. Подведение итогов

– Наше занятие подходит к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли? Зачем мы учились выразительным движениям, жестам и мимике? Выразительные жесты, движения и мимика подчеркивают, усиливают, как будто выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают удерживать внимание, помогают  лучше понять друг друга.
– Какое самое приятное в жизни чувство? Если бы существовал город Радости, что бы там обязательно было? Может ли жизнь состоять из одних только радостей?
– Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей жизни.
– И самый последний  вопрос: «Что из этого занятия вам пригодится в жизни?»

 

На занятии использованы тексты стихотворений и песенок, написанных мною гораздо раньше  для  маленькой  внучки. Оказалось, что они  удачно подходят  к этой теме. 
На данном занятии, которое хоть и было подготовлено и проведено как обобщающее, рассматриваются только некоторые отдельные эмоции. Дети к этому моменту уже имели первые представления о возможных причинах возникновения  каждой из этих эмоций, о  специальных  средствах  выражения. Дети уже научились узнавать, различать и называть эмоции, читать их в лицах других людей, на фотографиях и рисунках, говорить о них, соотносить со своим детским опытом. На следующих занятиях я буду продолжать знакомить детей с разными вариантами выхода из психотравмирующих ситуаций, чтобы у ребенка был свой собственный выбор, свой рецепт психического здоровья. В работе с эмоциями хорошо бы научить детей лучше понимать других людей, связывать их действия, поступки и поведение  с их переживаниями.