Тип урока: интегрированный урок в 9 классе математика + информатика.
Цели:
- повторение материала, связанного с понятием функции;
- подготовка учащихся к усвоению материала по теме «Возрастающая и убывающая функции»;
- совершенствование умений работать на компьютере, с целью овладения компьютерными технологиями.
Оборудование: компьютеры, проектор.
ХОД УРОКА
Повторение
Беседа с учащимися по теме урока, сопровождающаяся решением упражнений; повторение материала, известного учащимся из ранее изученного:
– Какие способы задания функции вы знаете?
Ответ учащихся:
а) таблицей
х | 0 | 1 | 2 | 3 |
у | 1 | 3 | 4 | 8 |
б) формулой у = х2 – 1;
в) графиком;
г) множеством пар (0; 1), (2; 3), (4; –1);
д) правилом (каждому положительному числу ставится в соответствие его квадрат).
– Дать определение функции. Показать на ряде примеров, как из данных соответствий выделить те, которые будут являться функцией.
Ответ учащихся: Функцией называют такую зависимость переменной у от переменной х, при котором каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у.
– Соответствие между переменными х и у задано в виде таблиц:
а)
х | 0 | 1 | 2 | 2 |
у | 3 | 7 | 5 | 1 |
б)
х | 0 | 1 | 2 |
у | 3 | 3 | 5 |
в)
х | –2 | –1 | 0 |
у | 0 | 1 | 4 |
– Какое из этих соответствий является функцией? Почему?
Ответы учащихся:
– Соответствие, заданное в табл. а), не является функцией, так как одному значению х = 2 соответствуют два значения: у = 5 и у = 1, что противоречит определению функции.
– В соответствии, заданном в табл. б) каждому значению х соответствует единственное значение у.
– Это соответствие изобразите с помощью стрелок.
– Соответствие между переменными х и у задано в виде графиков, приведенных на рис. 3, а – д. Какие из этих кривых задают функцию?
(Для ответа на этот вопрос учащиеся должны вспомнить понятие графика функции).
Определение: Графиком функции называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.
– Можно дать несколько иное определение графика функции, отличное от данного:
График функции у = f (х) – множество точек плоскости, декартовы прямоугольные координаты которых, удовлетворяют соотношению (равенству) у = f (х).
– По этим рисункам установите соответствие между х и у, выясните какие из данных графиков являются функциями.
(Верные ответы: б, в, г)
Сформулированное определение даст возможность учащимся установить, что соответствия между х и у, заданные в а, д, не являются графиками функций, так как эти множества содержа точки, имеющие при данной абсциссе разные ординаты.
– Если изобразить функцию как два множества X и Y, соответствие, между элементами которого задано стрелками (рис.4), то множество X будет областью определения функции, а множества всех элементов Y, являющихся значениями функции f (х), будет множеством значений функции (х – аргумент (независимая переменная), у – функция).
Х
Y
Можно сказать, что область определения – это множество значений, принимаемых независимой переменной. Область определения функции f обозначают D(f), область значений функции f обозначают Е(f).
– Укажите области определения и области значений функций, изображенных на следующих графиках.
Ответы учащихся:
а) х – любое действительное число, кроме
х = 0; у – любое действительное
число, кроме у = 0;
б) х – любое действительное число, у >
0;
в) х – любое действительное число, –1 < у
< 1;
г) данная кривая не задает функцию.
Вывод: не каждая линия на координатной плоскости (как и не каждая таблица, правило, множество пар) задает функцию. Обязательно выполнение условия однозначности соответствия.
– Рассмотреть упражнения, в которых требуется найти область определения функции:
1. у = r2.
Если это формула площади круга, то r –
аргумент. Он может принимать только
положительные значения, т.е. D(f) = [0; ).
Если же здесь просто задано соответствие между
элементами r и у, то тогда каждому
действительному числу r можно поставить
в соответствие единственное значение у и
область определения этой функции D(f) = (– ; ).
Таким образом, при решении практических задач
область определения функции задается условиями
этих задач.
Например, в формуле определяющей движение
свободно падающего тела s = g t2/ 2,
время t не может быть отрицательным
числом.
2. у = х2 – 3х + 1, 1< х < 5.
В этом случае область определения уже указана.
Если же область определения не указана, то она
может быть найдена.
3. Найдите область определения функций и вычислите значения данных функций в точках 1 и 4.
Ответы учащихся:
а) Построить график функции
б) Построить график функции, заданной формулой: f(x) = 10/ х, указать область определения и область значений функции.
Задание на дом. П.1. № 12, № 18 (а), №20 *.