Цели:
- Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
- Рассмотрение запаса разнообразных примеров, которые можно использовать в иллюстративных целях.
Оборудование:
- Компьютеры
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Рабочая тетрадь по информатике. Автор Босова Л.Л
- Игрушки-модели
- Карточки-загадки для домашнего задания
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала
- Формулирование понятия модель, виды моделей, моделирование
- Создание модели цветка.
- Работа с учебником.
- Работа в Рабочей тетради. Автор Босова Л.Л. 7 класс
- Домашнее задание.
- Выводы.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
1) С какой темой мы знакомились на прошлых
уроках?
2) Что такое объект?
3) Приведите примеры объектов.
3. Формирование понятия модель, виды моделей, моделирование
Учитель обращает внимание учащихся на стол, где
лежат предметы, и ставит серию проблемных
вопросов:
– Что вы видите?
– Что они заменяют?
– Для чего человек создал эти предметы?
– Да, действительно, это модели. Запишите в
тетрадях число и тему сегодняшнего урока –
«Модели объектов и их назначение». (Приложение
1. Слайд 1)
– Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить: Что
такое модель? Иметь представление о моделях, их
разнообразии, выяснить свойства моделей. (Приложение 1. Слайд 2)
Приведите свои примеры. (Приложение
1. Слайд 3)
Вывод. Истоки моделирования
обнаруживаются в далеком прошлом человечества,
наскальные рисунки охоты на животных можно
рассматривать как модель удачной охоты.
Архитектор готовится построить здание, но прежде
чем воздвигнуть его, он сооружает макет этого здания,
чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это
модель. Для того чтобы объяснить внутреннее
строение человека или животного учитель
демонстрирует модель или плакат, на котором
наглядно можно продемонстрировать строение
внутренних органов. Это модель.
Перестановка мебели.
На стене висят картины, изображающие пейзаж
природы. Это модель.
Глобус – это модель земного шара. Манекен в
магазине – модель человека.
В роли модели могут выступать самые
разнообразные объекты, в том числе условные и
мысленные (изображения, описания, схемы, карты,
математические формулы, компьютерные программы
и т.д.)
Перечислять примеры моделей можно сколь угодно
долго.
А для чего же создают модели? (Солнечная система.
Модель атома. Модель двигателя внутреннего
сгорания. Геологическая модель. Модель атомного
взрыва. Модель самолета.) (Приложение
1. Слайды 4-6)
Вводится понятие модели. (Определение ученики
записывают в тетрадь).
«Модель – это упрощенное представление о реальном объекте». (Приложение 1. Слайд 7)
4. Формирование понятия «Моделирование»
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...
Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.
Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 8)
Учитель обращает внимание учащихся на модель машины и на то, есть ли руль у модели и поворачивается ли он? (Ответ: нет). Действительно наличие руля и поворачивается он или нет – не главные свойства с точки зрения создателя данной модели. Т.е. это упрощенный предмет модели, причем можно использовать разные модели одного и того же объекта.
5. Создание модели цветка
– Возьмите пожалуйста приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок.
1 ряд рисует цветок для учебника биологии,
2 ряд – для иллюстрации детской сказки.
– Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба
рисунка – это модели цветка. Значит,
моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы
получили разные результаты. (Разные цели)
В основе каждой модели лежит конкретная цель.
От цели моделирования зависят требования к
модели: какие именно признаки объекта оригинала
она должна отразить. (Приложение
1. Слайд 10)
6. Работа с учебником
– Для того чтобы отразить в модели признаки
оригинала существуют два способа.
Откройте учебники стр.42-43. Слайды (Приложение
1. 11-13).
7. Рабочая тетрадь стр.40 №5.
8. Практическая работа.
Тема: “Построение словесной модели в среде текстового редактора”.
Объект моделирования: одноклассник.
Параметры моделирования:
- Ф.И.О.
- Дата рождения.
- Телосложение (рост, вес)
- Черты лица.
- Черты характера.
- Любимый учебный предмет.
- Хобби.
Инструмент моделирования: текстовый редактор
9. Подведение итогов (Приложение 1. Слайд 14)
10. Задание на дом: 2.1 РТ № 6, 7.