Цель урока: развитие представления школьников об образновыразительных возможностях художественных материалов.
Задача урока: усвоение первичных представлений о выразительных средствах искусства цвета.
Оборудование урока: диапроектор, магнитола, аудиозаписи, гуашь, кисти, баночки, параметры.
Зрительный ряд:
Таблица “Цветовой круг”.
Таблица “Теплые цвета”.
Таблица “Холодные цвета”.
Таблица “Сочетание теплых и холодных цветов”.
Таблица “Бабочки”.
Рисунки. “Костер днем” “Костер в ночи”.
Слайды.
Рылов “Родные просторы”.
Левитан “Золотая осень”.
Ван Тог “Вечернее кафе ночью”.
Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.
Музыкальный ряд: аудиозапись Григ “Утро”. Чайковский “Времена года. Октябрь”.
Ход урока
Ребята, за этот год мы уже многое узнали, чем и как работают художники, познакомились с тремя сферами деятельности художника: изображением, украшением, постройкой, о чем говорит искусство. А теперь мы начнем с вами знакомиться “Как говорит искусство”.
Искусство служит для выражения чувств, настроения человека, его отношения к окружающему миру. А что же помогает художнику раскрыть свои мысли, чувства? Русский язык, литература – средство выражение – слово, математика – цифры, формулы. И в искусстве есть тоже свой язык, язык художественной выразительности. Элементы этого языка – линия, цвет, пятно, объем, ритм. И сегодня мы будем говорить с вами о цвете. Цвет как средство выражения. Но посмотрите на свои краски. Там ведь много цветов. Есть три цвета, из которых можно получить много разных других.
В: Что это за краски? (синий, красный, желтый)
Кто забыл, как получить разные цвета, подскажет вот этот “волшебный цветок”.
Показываю таблицу “Семь цветов радуги”.
А теперь посмотрите на эту таблицу (показываю “Цветовой круг”).
В: Кто знает, как называется этот круг? Он похож на ваши краски.
В: А можно как-то разделить цвета?
(Ответы детей)
Одни цвета мы называем теплые, другие холодные.
В: Почему они так называются? Они что, действительно, греют?
Одинаковы они по настроению?
(Ответы детей)
Давайте сейчас мы послушаем музыку.
- Звучит музыка Грига “Утро”.
В: Какие бы цвета вы взяли для выражения этой музыки? (ответы) Теперь давайте послушаем другую музыку.
- Звучит П.И. Чайковский “Октябрь”.
В: Какие краски подойдут для этой музыки?
Значит цветом можно выражать чувства, настроение, радость и печаль, торжество, грусть. Это свойство и используют художники.
Посмотрите, какие солнечные, теплые краски взял Левитан для своей “Золотой осени”.
А вот “Оттепель Ф. Васильева – серые, голубые, фиолетовые. Распутица, слякоть.
Рассмотрите картину Рылова “Голубые просторы”.
Работа ученицы “У костра”. Кто видел как костер горит днем?
А ночью? Где ярче? (ответы)
И чем темнее небо, тем ярче полыхает костер. Вот такие чудеса происходят, когда встречаются холодные и теплые цвета. Они как бы зажигают друг друга Этот эффект используют художники, когда пишут лунный свет, свет фонаря.
- Показываю репродукции Ван Гога, Куинджи.
Рассказываю, какой эффект производила картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре” на посетителей выставки. А теперь давайте поработаем.
- Выполняем упражнения.
Сначала убедимся, что если добавить желтый цвет, то он делает другие цвета теплее.
- Показываю таблицу “Холодные цвета + желтый”.
Дети выполняют на альбомных листах.
Смешивают на палитре: синий + желтый
фиолетовый + желтый
красный + желтый и т.п.
Далее работаем с теплыми цветами. К ним добавляем синий.
- Показываю таблицу “Зеленый цвет”.
А вот зеленый бывает и теплым и холодным.
Делаем упражнения. Добавляем к зеленому разное количество желтого цвета и синего.
–- А теперь мне хочется узнать, разобрались вы, какие цвета холодные, теплые, как они помогают друг другу. Я предлагаю вам следующее:
За окном весна. Природа оживает. Появляются первые цветы и скоро вся земля покроется разноцветным ковром. Солнечные, теплые краски у Весны. И вместе с первыми цветами просыпаются “летающие цветы”. Так называют чудо природы – бабочек. Изящная форма, гармоничное сочетание цветов ласкают глаз. А ведь художник черпает красоту своих образов у природы, учится у нее гармонии цвета.
Природа не случайно дала такие наряды бабочкам. Ночные бабочки прячутся днем на коре деревьев, на листьях. И цвет у них соответствующий. Дневные бабочки прячутся от своих врагов, порхая над цветками. И окраска у них ярче.
- Показываю таблицу “Бабочки”.
- Раздаю вырезанные из бумаги силуэты бабочек.
– А у наших бабочек нет таких нарядов. Помогите им. Им срочно нужно быть на весеннем карнавале. (Делю класс на две половины. Одна работает холодными цветами, другая – теплыми).
Каждая бабочка должна прилететь на свой цветок, где ее наряд будет особенно выделяться.
Ребята выполняют задание, а учитель готовит весеннюю поляну.
Прикалываю крупные весенние цветы (подстежки, мать-и-мачеха, медуница и т.д., имеющие окраску холодных и теплых цветов).
По окончанию работы дети прикрепляют каждый свою бабочку на определенный цветок. Обсуждаем, кто правильно сделал, кто ошибся.
Урок заканчивается.
Сегодня мы не работали с белой и черной краской. А что происходит с цветами, если добавить эти краски. Об этом узнаем на следующем уроке.