Цель:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать способность к звуковому анализу.
- Учить правильно произносить звук [ ж ] изолированно, в словах, в слогах, в предложениях и связной речи.
- Развивать воображение, внимание, память.
Материал:
- Автобус, телефон, 2 мольберта, шары, музыкальное сопровождение, (фортепиано).
- Картинки с изображением жука, медвежонка, ужей, верблюжонка, ежей, жеребенка, жабы, жирафа.
- Символы звуков, предметные картинки со звуком [ж].
- Маски ежа, жука, жирафа. Игрушка жаба, конверт с письмом.
Ход занятия
I. Организационный момент
Я приглашаю вас в страну Жужжандию. Хотите со мной отправиться туда?
II. Телефонный звонок
Это гласные звуки нам позвонили. Они хотят, чтобы мы их с собой взяли. Как вы думаете, возмем их с собой? Ну что ж, вставайте свободно, чтобы никто друг другу не мешал. Как только мы произнесем эти звуки с движениями, они будут с нами в нашем путешествии.
Дети произносят звуки: А, У, И, О, Э, Ы. [ 2 ]
Логопед. Какие звуки мы произнесли?
Дети. Гласные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Потому, что во рту нет преграды, когда мы их произносим.
Логопед. Нас ждет автобус. Место в автобусе займет только тот, кто назовет свой домашний адрес. (Дети называют свой адрес.) Отправляемся.
(Звучит музыка. Имитация движений покачивания детей в автобусе).
Логопед. Вот мы и подъезжаем к стране Жужжандии.
Пальчикова гимнастика: "Дом и ворота”. [ 3 ]
На поляне дом стоит Ну а к дому путь закрыт Мы ворота открываем |
Дом изобразить двумя руками, крышу
дома– пальцы левой и правой руки соприкасаются
друг с другом. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх (ворота). Ладони разворачиваются параллельно друг другу. |
Логопед. Как вы думаете, какой звук чаще других нам может встретится в стране Жужжандии?
(Ответы детей).
III. Артикуляционный уклад. Характеристика звука [Ж]. [ 4 ]
Логопед. Что делает язычок, когда мы произносим звук [ж]? Давайте напоим жуков нектаром из цветочной чашечки. Что делают губы? Звук [ж] какой гласный или согласный?
IV. Игра на внимание
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ж]. В стране, где мы с вами сейчас находимся все очень внимательны. Посмотрим какие наши детки внимательные.
Молодцы, никто не ошибся.
V. Слоговой синтез
В стране Жужжандия жил-был звук [ж], скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Познакомим его с гласными звуками, которые взяли с собой. Назовите их. (Дети называют гласные звуки.)
Я “бросаю” вам звук [ж] и звук [а], какой слог получится? Аналогичные задания дети выполняют с другими звуками.
VI. “Дополни слог”
А сейчас познакомим звук [ж] с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук [к], какое слово получится? /жук/.
VII. Выкладывание фишками слова жук на звуковой дорожке
VIII. Физминутка
Музыкальная игра “Жуки”.
XIX. “Дополни слово”
Обрадовался звук [ж], что у него появятся новые друзья. Мы будем сочинять слова со звуком [ж]. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа…./ба/, жи…/раф/, мед…./вежонок/, вер…../блюжонок/, е…../жиха/.
X. Произношение звука [ж] в предложениях
Логопед. Расскажем звуку [ж] и его друзьям об этих предметах.
Выставляются предметные картинки: утюжок, ножницы, желуди.
Составление предложений со словосочетаниями: “Я режу”, “Я глажу”, “Я вяжу”.
XI. Произношение звука [ж] в чистоговорках и стихах
(Сюрпризный момент: появляется волшебная жаба, превращает детей в ежей, жука, жирафа).
Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас.
Диалог между детьми:
Встретил в чаще еж ежа – Как погода, еж? – Свежа. И пошли домой дрожа, Съежась, сгорбясь, Два ежа. |
Жук жужжит: – Я шел и шел. Желтый камешек нашел – Это желудь! Ты неправ Говорит ему жираф. – Что ж, повесь его на сук. |
XII. Логическая задача
Логопед. Вот и заканчивается наше путешествие по стране Жужжандии. Мы с вами идем на автобусную остановку. Смотрите, ребята, что это? (Дети находят письмо от волшебной жабы.) В нем логическая задача: На остановке ждут автобус девочка Женя, мальчик Жора с папой и старушка. Кто первым войдет в автобус?
(Дети решают логическую задачу).
XIII. Итог занятия
– Ну что, возвращаемся домой? Садимся в автобус.
– Что вам понравилось в нашем путешествии?
(Ответы детей).
Литература
- Дубянская Е. М. Нашим детям. Игры, пляски, музыкально – двигательные упражнения для дошкольников. Ленинград. “Музыка” 1985, 79 с.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2006, 111 с.
- Нищева Н.В. Перспективное планирование логопедической работы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002, 240 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, ВЛАДОС, 2003, 215 с.