Конспект занятия элективного курса "Компьютерная графика. Мультимедийная презентация" по теме "Использование графического редактора Paint в искусстве" (7-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 7


Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практикум).

Цели урока:

  • Обучающие:
    • знакомство учащихся с различными видами искусства (разными видами росписи);
    • закрепление навыков работы в растровом графическом редакторе Paint;
    • привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования: кисть и карандаш; ластики; инструменты рисования геометрических фигур; распылитель; заливка; палитра цветов.
  • Развивающие:
    • развитие   творческого воображения и интереса к предмету.
  • Воспитательные:
    • воспитание  собранности, аккуратности при подготовке к уроку; умения планировать свою работу.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); контролирующий.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Этап актуализации знаний

Работа в парах по разгадыванию кроссворда.

По горизонтали: 1. Какой вид графики основан на математических вычислениях. 2. Объектами, какого вида графики являются прямые, окружности, прямоугольники, т.е. реальные геометрические фигуры. 3. Как записывается разрешение изображения.
По вертикали: 1. Специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-апппаратных вычислительных комплексов (компьютерная …). 2. Одна из программ, в которой создают векторные графические  изображения. 3. Как называется одна из самых простых и популярных программ, которая работает с растровой графикой. 4. Как называется графика, которая связана с работой с фотографиями. 5. Как называется решетка (или сетка) в растровой графике. 6. Как называется ячейка этой сетки.

Ответы:

По горизонтали: 1. Фрактальная;  2. Векторная;  3. dpi
По вертикали: 1. Графика;  2. Word;   3. Paint;   4. Растровая;   5. Растр;  6. Пиксель.

По окончании, учитель показывает через проектор правильные ответы, и учащиеся проверяют правильно ли они справились с заданием.

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Издавна человек стремился запечатлеть красоту окружающего мира в рисунке, в живописи, мозаике, витражах. С достижением технической научной мысли в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Сначала появились печатные изображения – эстампы, затем были изобретены фотография, кинематограф, телевидение. Сейчас ведущие позиции в изобразительной области занимает компьютер. Все эти столь разные виды изображения объединяет то, что все они формируются на плоскости. Но наряду с развитием новейших технологий остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения.

(Учитель рассказывает об основных видах искусства и через слайдовую презентацию показывает работы выполненные в том или ином виде искусства).

1. Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные орнаменты Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место ее возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в 17в., на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы. В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семенов и село Ковернино. В Семенове находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», а в Семино – объединение «Хохломской художник».

2. Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII – начале XIX века. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов. После революции 1917 палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. 5 декабря 1924 семь палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.

3. На границе Владимирской и Ивановской областей есть три городка, продукция которых известна во всем мире: Палех, Холуй, Мстёра. Именно здесь делают маленькие такие лакированные шкатулочки. Они продаются в Лондоне, Нью-Йорке и в Африке и в Москве. Дудки, шкатулочки начали делать в 1923 году. А до этого в глухих заповедных здешних краях жили монахи, которые писали иконы. В военном 43-м в Холуе было открыто целое художественное училище, в котором обучали миниатюрной росписи... Жизнь в Холуе  на самом деле удивительная. Женщины, которые занимаются росписью поточной продукции (авторская работа стоит от 200 долларов), получают гроши – не более 2000 рублей. Но в первую очередь все жалуются на то, что в России за последние годы налажено массовое производство поддельной миниатюры – убогие, бездарно, наспех расписанные колоды заполонили рынок и ввиду своей дешевизны вытесняют «высокий стиль».

4. Мстера – (до начала XX века – Богоявленская слобода Мстера) – поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстера (на линии Ковров – Нижний Новгород). Один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов – лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них – иконописание – возникло в XVII в. в Богоявленском монастыре и к концу XVIII в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстеры производство (икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861. МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА – традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. Его основу заложили в XVIII веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала – хоругви, плащаницы, воздухи. В середине XIX в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям – маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. В 1940–1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы – темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование «владимирского шва» в 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине. Так называемые «владимирские швы» – яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов – применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки – «русская гладь»: растительный узор выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные «разделки» – стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

5. Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. Ведущим лакировальным предприятием в России в конце XVIII века становится «коробовско-лукутинское» производство. В 1795 году в подмосковном имении «Данилково» П.И.Коробовым было основано первое небольшое предприятие по производству лаковых изделий. Наряду с лакированными козырьками к каскам для русской армии здесь изготавливались круглые «коробовские» табакерки. Первые табакерки не расписывались, на них наклеивались гравюры, покрытые лаком. В 1916 году начинается новый период развития промысла. Фабрика осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. В лаковой миниатюре нашли отражение черты станковой живописи, народного лубка и иконописи. На Федоскинском промысле сохранились традиции миниатюрного портрета и пейзажа. Сегодня, чаще всего, создаются композиции на современные бытовые сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.

6. Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства. Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизнеуклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века – полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка. Начало XIX века – эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов. Важная особенность в гжельской росписи сине – белого фарфора – живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре – яркое, крупное пятно – изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

7. Городецкая живопись, больше известная как городецкая роспись, – одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле (а это нынешняя Нижегородская область) занимались производством и сбытом «щепного товара» (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже – росписью). В XIX и начале XX века городецкая роспись была живописью, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка. Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приемы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи. Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и детские стульчики. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Своеобразием городецкой росписи является ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, с высокими окнами, с пышными занавесками, нарядными лестницами. Этих городецких птиц, цветков, всадников, барышень видели посетители и ценители народного искусства на международных выставках «ЭКСПО» в Канаде, Португалии, Мексике, Германии, Франции, Испании. Работы городецких мастеров демонстрировались в Москве в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Санкт-Петербурге и многих городах России.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова.

IV. Этап усвоения новых знаний

Выступление учащейся с презентацией  (рассказывает и в это время показывает презентацию с расписными подносами)
Жостовская  роспись – это народный художественный промысел, получивший свое название по одноименной деревне Жостово, что в Московской области, где находится его производство. Жостовская роспись – это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком. Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса,– таков “классический” вид жостовской росписи. Известно около тридцати различных форм подносов. Есть поднос, формой отдалённо напоминающий гитару, он так и называется – гитарный. В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. Изображенные на них букеты цветов, фрукты выполнены энергетическими мазками ярких красок на черном или цветном фоне. Разнообразные узоры из букетов и фруктов на жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетаниями красок. Уникальны жостовские подносы известные давно за пределами нашей страны как образцы русского народного декоративно-прикладного искусства.

Выступление учителя рисования в качестве эксперта (рассказ об особенностях жостовской росписи)/

Учитель: Жостовская роспись выполняется масляными красками при помощи кистей. Но мы сегодня отступим от традиций и выполнять будем ее при помощи растрового графического редактора Paint.
Откройте, пожалуйста, графический редактор. При помощи, каких инструментов рисования можно задать форму будущего подноса? (Дети называют инструменты рисования). Используя, какие инструменты рисования можно нарисовать треугольник? Выбор формы и размера очень важен, т.к. определяет композицию росписи. Рассмотрим создание узора на примере подноса овальной формы.

  • 1-й шаг. Выбор формата.
  • 2-й шаг. Композицию удобно вписать в геометрическую форму, круг, квадрат.
  • 3-й шаг. Красиво выглядит узор, когда в нем присутствуют элементы трех размеров, крупный, средний мелкий. Начните построение с крупных элементов.
  • 4-й шаг. На основе композиционной схемы выполняем рисунок.

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие инструменты рисования мы будем применять, например, для изображения яблока? А можем мы нарисовать яблоко из двух простых геометрических фигур? Как это сделать? С помощью какого инструмента рисования будем стирать лишние линии? А как нарисовать грушу? Хорошо, мы нарисовали яблоки и груши, но на нашем подносе есть еще такие элементы, как листья, веточки. Как же нарисовать листья. Какие инструменты рисования будем использовать? (Карандаш, кисть, кривая). Скажите, что напоминает работа с инструментом рисования кривая? (Выгибание из тонкой проволоки).

– Расскажите алгоритм построения кривой

1. Выбрать инструмент кривая.
2. Выбрать толщину линий.  
3. Выбрать цвета для рисования.  
4. Нарисовать отрезок.  
5. Отпускание кнопки фиксирует положение линии.  
6. Щелкнуть в стороне от линии и, не отпуская кнопку, менять форму линии.
7. Затем переключиться на инструмент линия или другой необходимый инструмент, т.е. мы проведем линию, а затем, потянув за середину этой линии, придадим нашему будущему листку необходимую форму. Как можно «забрать краску» с готового рисунка при помощи инструмента? (Пипетка)

– Расскажите алгоритм работы с инструментом Пипетка

1. Выбрать инструмент пипетка.  
2. Набираем в пипетку цвет с нужного участка рисунка.
3. Выбираем, необходимый нам инструмент рисования.
4. Рисование производится необходимым нам цветом.
Здесь нам так же понадобиться менять палитру. Добавлять цвета, изменять оттенки. Как открыть Палитру для изменения? (Двойным щелчком по цвету на панели палитра, или команда Палитра/Изменить палитру).

– Давайте откроем Палитру. Расскажите алгоритм изменения палитры

1. Выберите на палитре цвет, который требуется изменить (двойным щелчком по цвету) или в меню Палитра выбрать команду Изменить палитру.  
2. Нажмите кнопку Определить цвет.
3. Выбор Оттенка или цветового тона осуществляется по горизонтали, выбор контраста или насыщенности – по вертикали.
4. Нажмите кнопку Добавить в набор.

– Расскажите алгоритм работы с инструментом Кисть.

1. Выбрать Кисть.
2. Выбрать тип кисти на панели разновидностей.
3. Выбрать цвета для рисования.
4.  Рисовать.

– Скажите, от чего будет зависеть выбор размера кисти? (От размера элемента). А какой цвет будем применять? Любой цвет (очень светлый, осветление идет по вертикали).
Во время практической работы проводится физминутка.

V. Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль). Повторить 2 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3 раза.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль на счет 1 – 3.
6. Наклоны головы вправо, влево, вверх, вниз.
7. Вынос работы на рабочий стол. Файл/Замостить рабочий стол. Сохранение рисунка Файл/сохранить как.

VI. Итог урока

Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.

Выставление оценок:

  • за активную работу;
  • за правильное использование инструментов рисования;
  • за правильное композиционное решение.