Предмет: окружающий мир.
Тема: «Славные символы России».
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном, историей их появления.
- Развивать внимание, умение слушать рассказ и отвечать на вопросы по новому
- материалу.
- Воспитыватьчувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну и её историческое прошлое.
- Продолжать учить делать работу аккуратно, красиво, доводить начатое дело до конца.
Продолжительность занятия: 50 минут.
Учебно-методическое обеспечение: «Окружающий мир» А.П.Плешаков.
Оборудование: у учителя – компьютер, проэктор, у детей – учебники, цветная бумага, ножницы, клей, картон.
Медиапродукт (Приложение)
1. Среда: Power Point , Word.
2. Вид медиапродукта: наглядная
презентация 25 слайдов.
3. Структура медиапродукта:
разветвлённая.
Комментарии хода урока |
Время реализации |
№ слайда |
Оргмомент | 1 минута |
|
Повторение пройденного | 5 минут |
|
Ввод в тему урока | 2 минуты | 1-12 |
Беседа о флаге, истории его появления | 12 минут | 13-18 |
Закрепление знаний | 1 минута | 19 |
Самостоятельная работа учащихся по изготовлению флага | 10 минут |
|
Беседа о гербе, истории герба | 10 минут | 20-22 |
Закрепление знаний | 1 минута | 23 |
Беседа о гимне | 3 минуты | 24 |
Прослушивание гимна | 2 минуты | 24 |
Уточненгие полученных знаний | 2 минуты |
|
Подведение итогов урока | 1 минута | 25 |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок, в первом классе начинается
урок
Картинок разных принесла и много интересного
расскажу вам я.
– На прошлом уроке мы с вами начали говорить о
нашей стране.
– Как называется наша страна? Как её называли в
древности? (Русь, Киевская Русь)
– Что такое столица? (Главный город в стране,
где находится правительство)
– Какой город является столицей нашей страны? (Москва)
– Много ли народностей проживает в нашей стране?
Какие вы запомнили?
– Молодцы, а сегодня мы продолжим знакомство с
нашей страной. (Слайды с 1 по 11).
Учитель читает стихотворение:
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.
Во время чтения стихотворения появляются слайды с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры, степи, в конце появляется политическая карта. (Слайд № 12)
– Посмотрите какую огромную территорию
занимает наша страна. Когда на востоке страны
восходит солнце, на западе уже глубокая ночь.
На севере страны – холод и стужа. На юге – солнце
и жара. Нет в мире ни одной страны, которая была бы
больше России. У каждой страны есть свои
отличительные знаки. Вы знаете их? (Флаг, герб,
гимн.)
– Сегодня вы узнаете о символах России и об
истории их возникновения. (Слайд № 13)
2. Беседа о флаге России
– Рассмотрите флаг России. Вспомните, где вы видели такой флаг? (На зданиях, на кораблях, в армии, во время спортивных соревнований. (Слайд № 14)
– Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это «стягом», главным его назначением было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. В те времена счет войску вели по количеству стягов. (Слайд № 15)
– Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин
прикрепляли к древку, а над ним появилось
железное навершие – острожник. Эти части и
сейчас называются так же. Какие части имеет
современный флаг? (Древко, полотнище,
навершие)
Чаще всего стяги были ярко-красного или
тёмно-красного цвета. Червленые или багряные –
так назывались эти оттенки в старину. Стяг
взметался ветром, придавая воинам уверенность и
мужество. (Слайд № 16)
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на
них вышивали или рисовали красками изображения
сятых, «знамения»т.е. священные знаки. Так
появилось слово «знамя». Знамена тогда имели
различные цвета – зеленые, белые, красные. По
цвету флага можно было определить, какие войска
приближаются к городу. Может быть это свои воины
возвращаются домой? А может быть это враги,
которые хотят захватить город? Или воины
дружественного государства, которые нуждаются в
отдыхе?
Если враги захватывали город, они на сторожевых
башнях вывешивали новые флаги – свои. И люди,
увидев их, сами решали стоит ли заходить в этот
город или лучше обойти его стороной.
– Что было бы, если бы не было флагов? (Трудно
узнать, где свои, где чужие.)
– Иногда на флагах изображали лики святых,
звёзды и кресты, их украшали богатым узором,
золотом и серебром. (Слайд № 17)
Своим рождением российский флаг обязан
отечественному флоту. В 1667–1669 годах был построен
первый русский военный корабль «Орёл»
предназначенный для защиты торговых кораблей. К
тому времени все ведущие морские державы уже
имели свои флаги.
Все они отличались простой расцветкой, поскольку
было важно, чтобы они были узнаваемы издалека.
Капитан «Орла» Д. Бутлер запросил у
правительства, какой флаг следует поднять его
кораблю. В апреле 1668 года на российские суда было
приказано выдать большое количество материи
белого, синего и красного цвета. Именно от
морского флага берет начало наш российский флаг.
(Слайд № 13)
Давайте вспомним какие части имел флаг? Под
цифрой 1 – навершие, под 2 – полотнище, цифра 3 –
древко. А называют наш флаг – триколор. Кто
догадался почему?
Да потому что по английски цвет – колор,
значит триколор – флаг, окрашенный в три цвета.
(Слайд № 18)
Что означают цвета на флаге? Поначалу белый
символизировал свободу и независимость, синий –
цвет Богоматери, являвшейся покровительницей
России, красный означал державность.
Расположение цветов на знамени символизирует
строение Земли: вверху расположен божественный
мир, воплощенный в белом цвете, ниже – синий
небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.
Белый означает мир и чистоту, синий – небо,
верность и правду; красный – огонь и отвагу,
кровь, пролитую защитниками Родины.
Белый цвет – берёзка, синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
– А для чего нужны флаги в наше время? (По ним
узнают страну) (Слайд № 19)
Давайте внимательно рассмотрим эти флаги.
Назовите номер российского флага. Давайте
проверим: 1 – Франция, 2 – Россия, 3 – Голландия, 4
– Югославия.
А сейчас каждый из вас сделает наш флаг. Вырежем
из цветной бумаги полоски и наклеим их на картон.
Постараемся вырезать ровно, наклеиваем
аккуратно, не спешим.
Учащиеся выполняют работу, учитель оказывает
помощь.
3. Физкультминутка
4. Беседа о гербе России
(Слайд № 20)
– Кто знает что изображено на слайде? (Герб)
– История герба так же, как и флага, началась в те
времена, когда наши предки много времени
проводили в боях. Воины были хорошо вооружены
копьями, мечами, палицами.
– А что защищало самого воина? (Доспехи, щит)
– Флаг помогал воинам определить, где свои
войска, а где чужие. Но флаг был только один – у
знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в
доспехи, различать было трудно. Как определить:
свой это или чужой? Чтобы не ошибиться, рыцари
придумывали разные знаки отличия, плащи разных
цветов, шлемы разной формы. Но главный
опознавательный знак наносили на щит. Щит
большой и рисунок на нём хорошо был виден
издалека. Щит с таким рисунком стали называть
гербом. Чаще всего рыцарь изображал какое-то
животное, на которого хотел быть похожим.
Например, изображение льва говорило, что рыцарь
считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари
очень дорожили своими гербами, передавали их
своим детям и внукам. Гербом гордились и
старались его не опозорить.
Простые люди селились поближе к рыцарскому замку
в надежде, что его хозяин и его войско защитят их
в случае нападения. Постепенно вырастал целый
город. И герб рыцаря-хозяина становился не только
его личным, но и общегородским. Над воротами
города вывешивали щит с изображением герба.
Любой путешественник, увидев герб над воротами,
знал, что у города есть надежная защита и хозяин
этого города, например. Мудр, как сова, или
бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не
используют щиты. Свой герб есть у каждой
страны, города, района. Если вы внимательно
рассмотрите герб какого-нибудь города, то
сможете узнать много интересного. Чаще всего
герб по-прежнему имеет вид щита. На нем
изображено то, чем город славится, гордится,
дорожит.
(Слайд № 21)
Вот перед вами герб города Санкт-Петербурга.
Попробуйте определить, чем гордится этот город?
Этот город долго являлся главными морскими
воротами России и более трехсот лет был столицей
Российской империи. Его и сейчас называют
северной столицей.
(Слайд № 20)
– Герб – это отличительный знак страны.
На герб посмотрим: здесь орел, да не простой орел – двуглавый,
Символизирует страну – могучий, величавый.
В Европе с Азией страна раскинулась широко –
Меж океанов и морей, от запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь в две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шел чтоб враг следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть, над главами – короны.
И всадник на коне верхом, и змей, копьём сраженный.
Золотой двуглавый орёл – эмблема или
символ России. Вы знаете, где изображают
государственный герб? (На границе, пограничных
столбах, на монетах, на зданиях государственной
власти, на официальных документах, паспортах)
– Золотой двуглавый орел, поднявший вверх
распущенные крылья, изображен на фоне щита
красного цвета. Правой лапой орел сжимает
скипетр. В левой лапе у него держава (символ
государства). Орёл увенчан двумя малыми коронами
и – над ними –одной большой короной,
соединёнными лентой. На груди орла в красном щите
– серебряный всадник в синем плаще на серебряном
коне, поражающий серебряным копьем чёрного,
опрокинутого навзничь и попранного конем
дракона. На солнце птица кажется золотой.
Что такое скипетр? Это жезл – посох,
украшенный золотом и драгоценными камнями,
служит символом власти.
Что такое держава? Это золотой шар с крестом
наверху. В давние времена корона, скипетр и
держава служили символами царской власти.
Сегодня они напоминают о славном историческом
прошлом России. Откуда же возник двуглавый
орёл на Руси?
(Слайд № 22)
Очень давно, в 1462 году русский князь Иван Третий
женился на племяннице Византийского императора
Софье Палеолог. Двуглавый золотой орёл
являлся родовой эмблемой Палеологов. С той
поры он и стал государственным символом.
(Слайд № 23)
Внимательно рассмотрите картинки. Какие из этих
предметов есть на нашем гербе? Назовите их. (Корона,
скипетр, держава) А кто знает что за предмет на
картинке № 4?
Это шапка Мономаха. Ею венчали на царство всех
русских царей с 15 века.
(Слайд № 24)
5. Беседа о гимне России
– Кто знает что такое гимн? (Это главная,
торжественная песня страны.)
– Где он звучит? (На торжественных приёмах,
спортивных соревнованиях.)
Что такое гимн вообще? Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова: «Россия –
любимая наша страна!»
Россией гордимся, России верны, и нету на свете
лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков, понятен и
близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так
завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам
включают в момент торжества!
– Как слушают гимн страны?
Прослушивание гимна России.
– Долгие годы в нашей стране был другой гимн,
Музыка у него была эта же, а вот слова другие.
Настоящий гимн был утвержден в нашей стране 8 лет
назад 27 декабря 2000 года и впервые исполнен в
Большом Кремлевском дворце на торжественном
приеме 30 декабря 2000 года. В каком году был принят
гимн России?
Какие вы сегодня молодцы: внимательно слушали,
правильно отвечали на вопросы, сделали очень
красивые флаги нашей страны. Давайте вспомним, о
чём мы с вами сегодня говорили..
Как называется флаг, окрашенный в три цвета? Что
означаеют цвета на российском флаге? Как
появился флаг у России? Какого цвета герб России?
Кто изображен на гербе России? Опишите его?
Почему он двуглавый? Что такое гимн? Как слушают
гимн?
(Слайд № 25)
Спасибо всем за работу, наш урок подошёл к концу и
давайте ещё раз посмотрим разные фотографии,
на которых изображена наша великая , красивая
страна и будем горды тем, что живем в России, что
мы – россияне.
Россия, Россия. края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные
Раздольные песни поют.
6. Домашнее задание: рассказать о гербе и флаге России, пользуясь страницей №36 учебника «Окружающий мир».
Литература:
- Е.В.Пчелов «Государственные символы России – герб, флаг, гимн», «Интегрированные уроки в 1 классе»,
- А.П.Плешаков «Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир»