Славные символы России

Разделы: Начальная школа


Предмет: окружающий мир.

Тема: «Славные символы России».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном, историей их появления.
  • Развивать внимание, умение слушать рассказ и отвечать на вопросы по новому
  • материалу.
  • Воспитыватьчувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну и её историческое прошлое.
  • Продолжать учить делать работу аккуратно, красиво, доводить начатое дело до конца.

Продолжительность занятия: 50 минут.

Учебно-методическое обеспечение: «Окружающий мир» А.П.Плешаков.

Оборудование: у учителя – компьютер, проэктор, у детей – учебники, цветная бумага, ножницы, клей, картон.

Медиапродукт (Приложение)

1. Среда: Power Point , Word.
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация 25 слайдов.
3. Структура медиапродукта: разветвлённая.

Комментарии хода урока

Время реализации

№ слайда

Оргмомент

1 минута

 

Повторение пройденного

5 минут

 

Ввод в тему урока 2 минуты

1-12

Беседа о флаге, истории его появления 12 минут

13-18

Закрепление знаний 1 минута

19

Самостоятельная работа учащихся по изготовлению флага 10 минут

 

Беседа о гербе, истории герба 10 минут

20-22

Закрепление знаний 1 минута

23

Беседа о гимне 3 минуты

24

Прослушивание гимна 2 минуты

24

Уточненгие полученных знаний 2 минуты

 

Подведение итогов урока 1 минута

25

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок, в первом классе начинается урок
Картинок разных принесла  и много интересного расскажу вам я.

– На прошлом уроке мы с вами начали говорить о нашей стране.
– Как называется наша страна? Как её называли в древности? (Русь, Киевская Русь)
– Что такое столица? (Главный город в стране, где находится правительство)
– Какой город является столицей нашей страны? (Москва)
– Много ли народностей проживает в нашей стране? Какие вы запомнили?
– Молодцы, а сегодня мы продолжим знакомство с нашей страной. (Слайды с 1 по 11). 

Учитель читает стихотворение:

Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса,  и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.

Во время чтения стихотворения появляются слайды с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры, степи,  в конце появляется политическая карта. (Слайд № 12)

– Посмотрите какую огромную территорию занимает наша страна. Когда на востоке страны восходит солнце, на западе уже глубокая  ночь. На севере страны – холод и стужа. На юге – солнце и жара. Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? (Флаг, герб, гимн.)
– Сегодня вы узнаете о символах России и об истории их возникновения. (Слайд № 13)

2. Беседа о флаге России

– Рассмотрите флаг России. Вспомните, где вы видели такой флаг? (На зданиях, на кораблях, в армии, во время спортивных соревнований. (Слайд № 14)

– Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный  яркой краской. Называлось это «стягом», главным его назначением было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. В те времена счет войску вели по количеству стягов. (Слайд № 15)

– Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – острожник. Эти части и сейчас называются так же. Какие части имеет современный  флаг? (Древко, полотнище, навершие)
Чаще всего стяги были ярко-красного  или тёмно-красного цвета. Червленые или багряные – так назывались эти оттенки в старину. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество. (Слайд № 16)
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения сятых, «знамения»т.е. священные знаки. Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета – зеленые, белые, красные. По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть это свои воины возвращаются домой? А может быть это враги, которые хотят захватить город? Или воины дружественного государства, которые нуждаются в отдыхе?
Если враги захватывали город, они на сторожевых башнях вывешивали новые флаги – свои. И люди, увидев их, сами решали стоит ли заходить в этот город или лучше обойти его стороной.
– Что было бы, если бы не было флагов? (Трудно узнать, где свои, где чужие.)
– Иногда на флагах изображали лики святых, звёзды и кресты, их украшали богатым узором, золотом и серебром. (Слайд № 17)
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. В 1667–1669 годах был построен первый русский военный корабль «Орёл» предназначенный для защиты торговых кораблей. К тому времени все ведущие морские державы уже имели свои флаги.
Все они отличались простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Капитан «Орла» Д. Бутлер запросил у правительства, какой флаг следует поднять его кораблю. В апреле 1668 года на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета. Именно от морского флага берет начало наш российский флаг. (Слайд № 13)

Давайте вспомним какие части имел флаг? Под цифрой 1 – навершие, под 2 – полотнище, цифра 3 – древко. А называют наш флаг – триколор. Кто догадался почему?
Да потому что  по английски цвет – колор, значит триколор – флаг, окрашенный в три цвета. (Слайд № 18)
Что означают цвета на флаге? Поначалу белый символизировал свободу и независимость, синий – цвет Богоматери, являвшейся покровительницей России, красный означал державность. Расположение цветов на знамени символизирует строение Земли: вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Белый означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу, кровь, пролитую защитниками Родины.
Белый цвет – берёзка, синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
– А для чего нужны флаги в наше время? (По ним узнают страну) (Слайд № 19)
Давайте внимательно рассмотрим эти флаги. Назовите номер российского флага. Давайте проверим: 1 – Франция, 2 – Россия, 3 – Голландия, 4 – Югославия.
А сейчас каждый из вас сделает наш флаг. Вырежем из цветной бумаги полоски и наклеим их на картон. Постараемся вырезать ровно, наклеиваем аккуратно, не спешим.
Учащиеся выполняют работу, учитель оказывает помощь.

3. Физкультминутка

4. Беседа о гербе России

(Слайд № 20)
– Кто знает что изображено на слайде? (Герб)
– История герба так же, как и флага, началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены копьями, мечами,  палицами.
– А что защищало самого воина? (Доспехи, щит)
– Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где чужие. Но флаг был только один – у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различать было трудно. Как определить: свой это или чужой? Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия, плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок  на нём  хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал какое-то животное, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.
Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и общегородским. Над воротами города вывешивали щит с изображением  герба. Любой путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например. Мудр, как сова, или бесстрашен, как  волк, или хитер, как лиса.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Свой  герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то сможете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.
(Слайд № 21)
Вот перед вами герб города Санкт-Петербурга. Попробуйте определить, чем гордится этот город? Этот город долго являлся главными морскими воротами России и более трехсот лет был столицей Российской империи. Его и сейчас называют северной столицей.
(Слайд № 20)

– Герб – это отличительный знак страны.

На герб посмотрим: здесь орел, да не простой орел – двуглавый,
Символизирует страну – могучий, величавый.
В Европе с Азией страна раскинулась широко –
Меж океанов и морей, от запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь в две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шел чтоб враг следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть, над главами – короны.
И всадник на коне верхом, и змей, копьём сраженный.

Золотой  двуглавый орёл – эмблема  или символ России. Вы знаете, где изображают государственный герб? (На границе, пограничных столбах, на монетах, на зданиях государственной власти, на официальных документах, паспортах)
– Золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья, изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В левой лапе у него держава (символ государства). Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними –одной большой короной, соединёнными лентой. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. На солнце птица кажется золотой.
Что такое скипетр?  Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.
Что такое держава? Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают о славном историческом прошлом России. Откуда же возник  двуглавый орёл на Руси?
(Слайд № 22)
Очень давно, в 1462 году русский князь Иван Третий женился на племяннице Византийского императора Софье Палеолог. Двуглавый золотой орёл являлся  родовой эмблемой Палеологов. С той поры он и стал государственным символом.
(Слайд № 23)
Внимательно рассмотрите картинки. Какие из этих предметов есть на нашем гербе? Назовите их. (Корона, скипетр, держава) А кто знает что за предмет на картинке № 4?
Это шапка Мономаха. Ею венчали на царство всех русских царей с 15 века.
(Слайд № 24)

5. Беседа о гимне России

– Кто знает что такое гимн? (Это главная, торжественная песня страны.)
– Где он звучит? (На торжественных приёмах, спортивных соревнованиях.)
Что такое гимн вообще? Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова: «Россия – любимая наша страна!»
Россией гордимся, России верны, и нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков, понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам включают в момент торжества!
– Как слушают гимн страны?

Прослушивание гимна России.

– Долгие годы в нашей стране был другой гимн, Музыка у него была эта же, а вот слова другие. Настоящий гимн был утвержден в нашей стране 8 лет назад 27 декабря 2000 года и впервые исполнен в Большом Кремлевском дворце на торжественном приеме 30 декабря 2000 года. В каком году был принят гимн России?
Какие вы сегодня молодцы: внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы, сделали очень красивые флаги нашей страны. Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили..
Как называется флаг, окрашенный в три цвета? Что означаеют цвета на российском флаге? Как появился флаг у России? Какого цвета герб России? Кто изображен на гербе России? Опишите его? Почему он двуглавый? Что такое гимн? Как слушают гимн?
(Слайд № 25)
Спасибо всем за работу, наш урок подошёл к концу и давайте ещё раз посмотрим  разные фотографии, на которых изображена наша великая , красивая страна и будем горды тем, что живем в России, что мы – россияне.

Россия, Россия. края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные
Раздольные песни поют.

6. Домашнее задание: рассказать о гербе и флаге России, пользуясь страницей №36 учебника «Окружающий мир».

Литература:

  1. Е.В.Пчелов «Государственные символы России – герб, флаг, гимн», «Интегрированные уроки в 1 классе»,
  2. А.П.Плешаков «Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир»