Цели урока:
- Отработка умений и навыков учащихся по теме “ Разложение многочленов на множители”;
- Способствовать развитию математического кругозора, мышления и речи, памяти учащихся, скорости устного счета;
- Воспитать критическое отношение к своим знаниям, учить сравнивать, делать выводы, привитие любви к родному краю.
Оборудование:
- рабочие тетради;
- карточки с заданием;
- таблицы ответов;
- тест (в 2х вариантах);
- карты Курской области (современная и устаревший вариант);
- конверты,
- содержащие гербы городов Курской области;
Формы работы:
- фронтальная,
- работа в парах,
- групповая.
Оформление доски:
- Тема урока и эпиграф к уроку: слова немецкого философа, математика, физика Готфрида Лейбница “ Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”.
- Карта Курской области
- В цвете показаны рисунки улиц старого Курска
Ход урока
I. Организационный момент
Настроить детей на работу, проверить готовность к уроку (учащиеся разбиты на группы по 4 человека заранее).
Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.
II. Устная работа :
Фронтальный опрос по теоретическому материалу.
Вопросы
- Что значит разложить многочлен на множители?
- Какие способы разложения на множители вы знаете?
- На основе какого действия выполняется вынесение за скобки общего множителя?
- Запишите и сформулируйте формулу разности квадратов.
- Запишите и сформулируйте формулу квадрат суммы.
- Запишите формулу разности кубов.
- Запишите формулу суммы кубов.
- Сформулируйте условие равенства нулю произведения двух или нескольких множителей.
III. Тест (проверка знания теории на практике), с последующей взаимопроверкой. (приложение I).
IV. Работа в группах.
23 мая 1779г была утверждена Курская губерния в составе 15 уездов. Их центрами стали: Курск, Обоянь, Суджа, Белгород, Путивль, Рыльск, Короча, Старый Оскол, Новый Оскол, Фатеж, Богатый, Тим, Щигры, Дмитриев, Льгов.
До 23 мая 1779г. Курск относился к Киевской губернии.
- Какие города входят в состав курской области сегодня? ( Предполагаемый ответ: Курск, Обоянь, Суджа, Рыльск, Фатеж, Тим, Щигры, Дмитриев, Льгов, Курчатов и Железногорск).
- Каждый город имеет свой герб, который является олицетворением его особенностей, включает в себя символичное изображение отличительных, исторических черт, достопримечательностей города.
Выясните какой герб принадлежит какому городу. Для этого разложите на множители данные выражения. Учитывая найденные ответы и данные таблицы I, сопоставьте номера.
Задания ( изображения гербов находятся в конверте № 1, приложение 2)
- х2 – 4 =
- 25 – 9а2 =
- 6а2х – 18а3х =
- 2а3 – 18а =
- 12х2у – 3ху =
- а(m + n) - b(m + n) =
- 36m2 - 100n2 =
- а2 + 8а + 16 =
- 9х2 – 6х + 1 =
Таблица I
Алгебраический код | Название города |
2а(а – 1)(а + 1) | Рыльск |
(3х – 1)2 | Курск |
(х – 2)(х + 2) | Дмитриев |
(5 – 3а)(5 + 3а) | Фатеж |
(6m - 10n)( 6m + 10n) | Щигры |
(а – b)(m + n) | Льгов |
3ху(4х – 1) | Тим |
6а2х(1 – 3а) | Обоянь |
(а+ 4)2 | Суджа |
Таким образом, каждый герб рассказал нам, чем славились города Курской области в свое время.
- Какие города не были представлены в данной таблице? ( Предполагаемый ответ: Железногорск, Курчатов)
- Как вы думаете, что должно быть изображено на гербах этих городов, чтобы посмотрев на них можно было сразу сказать чем знаменит город?
- Откройте конверт № 2 и сравните свои предположения и изображение на гербах данных городов.
Прошло не одно столетие и состав городов, входящих в Курскую губернию изменился. А что же произошло с самим городом? Проходили года, город стоился, менялись названия улиц.
Давайте вспомним, как в конце XIX века назывались главные улицы нашего города. Для этого решите уравнения.
- х2 – 4 = 0 ( улица Советская)
- 4х3 – х = 0 ( улица Ленина)
- х2 – 4х + 4 = 0( улица Дзержинского)
Таблица II
Алгебраический код | Название улицы |
2; -2 | Ртищева |
0; ; - | Херсонская |
2 | Московская |
V. Домашнее задание.
Несправившиеся с тестом учащиеся получают домашнее задание в виде теста.
§ 24 № 655 - 657*, Р.Т стр. 48 № 1
Индивидуальное задание:
В настоящее время в денежном обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 рублей. Для художественного оформления банкнот используются изображения достопримечательностей городов России.
Узнайте, какие города и с банкнотами какого достоинства они связаны. Для этого выполните преобразования выражений и запишите результаты в стандартном виде. Используя найденные ответы как алгебраические коды, заполните таблицу названиями городов.
Санкт – Петербург (х – 2)(х2 + 2х + 4)__________________________________________
Красноярск (х + 1)(х2 - х + 1)____________________________________________
Владивосток х(1 – х)(х2 + х + 1)__________________________________________
Архангельск (х – 1)2(х2 + 2х + 1)__________________________________________
Новгород (х – 1)(х + 1)(х4 + х2 + 1)______________________________________
Мурманск (1 – х)(1 + х)(2х2 + 2)_________________________________________
Ярославль (х – 3)(х2 +9) – (х +3)·3х_______________________________________
Достоинство банкноты | Алгебраический код города | Название города |
5руб. | х6 - 1 | |
10 руб. | х3 + 1 | |
50 руб. | х3 - 8 | |
100 руб. | х + х4 | |
500 руб. | х4 – 2х2 + 1 | |
1000 руб. | х3 + 27 |
VI. Итог урока.
Изучайте математику!
Если будете знать математику,
Будете знать все.
А.Н.Крылов
(советский кораблестроитель,
математик и механик)