Цели:
- познакомить детей с витаминами А, В, С,
- раскрыть их значение для человека;
- систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах;
- воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- телевизор;
- DVD проигрыватель;
- CD диски;
- магнитофон;
- наглядно-демонстрационный материал;
- муляжи овощей и фруктов;
- образцы овощей и фруктов;
- карточки с тестом.
Ход урока
I. Позитивный настрой учащихся на урок.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников. Тема нашего путешествия (показ первого слайда презентации) «Овощи и фрукты- самые витаминные продукты».
Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.
III. Изучение нового материала.
А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Здоровейск» (показ 2 слайда ). А наше путешествие будет проходить по станциям данного города: 1 станция- «Овощная», 2 станция –«Фруктовая», 3 станция –«Витаминная», 4 станция –«Чистулькина».
- А скажите, как вы думаете о чем мы узнаем на каждой из этих станций?
Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная» (показ 3 слайда).
- О чем мы с вами будем говорить на этой станции?
Правильно, об овощах.
- Внимательно посмотрите на доску, давайте вместе назовем эти продукты питания (помидор, огурец, лук, чеснок, редис, репа, капуста, горох).
- А как их можно назвать одним словом? (овощи).
А теперь скажите, где они растут? (в огороде, на грядках).
- Послушаем рассказы ребят о овощах.
Морковь.
В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
- А теперь узнаем откуда родом некоторые овощи.
Картофель.
На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.
Помидор.
Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.
Капуста.
Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».
- Спасибо ребята, молодцы. Из ваших сообщений мы узнали об истории появления некоторых овощей на наш стол.
- А теперь просмотрим инсценировку произведения Ю.Тувима «Овощи».
Автор:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели.
Перец:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох:
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук:
Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан:
Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.
Автор:
Спор давно кончать пора!
Овощи:
Спорить бесполезно.
Раздаётся стук в дверь
Овощи:
Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.
Все:
Это доктор Айболит.
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?
Репа:
Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
- Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.
- Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас, но посмотрите что говорят нам овощи (чтение с 3 слайда)
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
Физкультминутка.
Нас ждет следующая станция, но впереди препятствие… речка!
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Но не отправимся домой.
- Конечно, мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Нам еще рано домой, ведь нас впереди ждут новые встречи.
(Показ 4 слайда) станция «Фруктовая».
- Внимательно посмотрите на доску. Назовем эти продукты питания (яблоко, груша, апельсин, мандарин, сливы)
-Как их можно назвать одним словом? (фрукты)
-Фрукты приготовили нам задание. Но сначала подумаем, как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона).
- А вспомним, где растут овощи? (в огороде)
Игра «Угадай, фрукт это или овощ?»
Я перечисляю названия фруктов и овощей, бросаю вам мяч, а вы, возвращая его, говорите мне, фрукт это или овощ. (лук, банан, груша, свёкла, яблоко, репа, капуста, апельсин и другие).
Работа по учебнику.
В учебнике на странице 104 чтение названия фрукта или овоща и объяснение где он растет, у нас или в далеких краях.
- А теперь отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на «Витаминной» станции (показ 5 слайда). Показ витаминов на доске.
Работа по учебнику.
Учебник страница 105.
- Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А. В синей одежде витамин В, а в красной – витамин С.
- Что в руках у друзей – витаминов? (корзина с овощами и фруктами).
- А почему у них разные овощи и фрукты? (в разных овощах и фруктах содержатся разные витамины).
- В каких овощах содержится витамин А? (капуста, морковь, помидоры)
- Прочитайте, что говорит нам витамин А? (учебник страница 105).
- Для чего нужен этот витамин? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).
- В каких овощах и фруктах есть витамин В? (свёкла, яблоко, редиска, зелень салата).
- Для чего нужен этот витамин? (читают слова витамина В страница 105).
- А где же мы встретим витамин С? ( в черной и красной смородине, лимоне, луке).
- Для чего он нужен человеку? (чтение на странице 105).
- Для чего надо есть овощи и фрукты? (В них содержится витамины и полезные вещества.)
- Для чего организму нужны витамины? (чтение с 5 слайда.)
Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.
Тест: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (см. приложение).
Физкультминутка для глаз.
-Отправляемся на следующую станцию, а называется она «Чистулькина». (показ 6 слайда).
-Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой, как вы думаете, кто может встретиться на ее пути? (Злючка – Грязючка). Да, она любит грязь, а что должен сделать Муравьишка, чтобы она не появилась? (вымыть морковку)
- Давайте прочитаем, что он нам говорит (чтение с учебника на странице 105).
-Господин Чистюлькин тоже дает вам советы. (обращение к 6 слайду). Выполняя работу, на наших руках появляется множество микробов. И перед едой нужно обязательно мыть руки! Не забывайте о правилах гигиены. Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением.
- Ребята, а какое сейчас время года? (весна)
-Особенно весной организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи, фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.
-А кто скажет для чего?
- Правильно, начинать готовить грядки для овощей.
- А какие фрукты растут в нашей местности?
- А какие привозят фрукты с тёплых краев?
А овощей на наших грядках можно вырастить огромное количество. (обращение к 7 слайду). И для этого, чтобы получить вот такой урожай, какой ежегодно получают жители города «Здоровейск», нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.
-И в заключении нашего путешествия, в благодарность за полезные советы жителям города «Здоровейск», мы исполним песню «Зарядка».
IV. Подведение итогов.
Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу.
- Ребята, а что полезного вы узнали сегодня и повторили?
- А скажите, для чего нужно есть морковь?
-Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Здоровейск» угощают вас морковкой (дети получают по морковке) Ешьте на здоровье!