Цели урока:
- познакомить с историей создания славянской азбуки;
- проанализировать особенности кириллицы, ее отличия от современного алфавита;
- воспитание уважения к великому прошлому России.
Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова "Нестор-летописец";таблица славянской азбуки-кириллицы (рис.1); копия с первого номера газеты, отпечатанного 22 апреля(5 мая)1912года в Петербурге в типографии инженера Березина на Ивановской улице в доме №14 (ныне Социалистическая улица в Санкт-Петербурге) (рис.2); Библия; книга Л.В.Успенского "Слово о словах" глава "Буква -пугало и ее соперники"; репродукция болгарских просветителей - Кирилла и Мефодия; книга для чтения в 4 классе "В океане света" Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, изд. Баласс. Москва.; тетрадь по чтению к учебнику "В океане света" 4 класс.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
Составьте вопросы по заданным ключевым словам для учащихся класса, дайте ответ.
*Летопись
* "Повесть временных лет"
*Пимен,1603г.-А.С.Пушкин,1825.
*Нестор. Д.С.Лихачев.
*Н.Кончаловская,1966г.
(Примерные вопросы и ответы: что такое летопись? Летопись- это книга, в которой запись событий велась по годам. Когда и кем была создана летопись "Повесть временных лет"? В начале 12 века монах Киево-Печерского монастыря Нестор составлял эту повесть. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта "Повесть :" - плод творчества нескольких поколений летописцев. В чем особенность записей? Буквы написаны отдельно, некоторые слова сокращены и над ними стоит особый значок-"титло"; промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался "уставом". Каждая буква тщательно, аккуратно выписана, словно нарисована. Что содержала летопись? Она рассказывала о происхождении русского государства, о его великих деятелях. Какая связь этих двух имен Пимен и Пушкин? Дети читают монолог летописца монаха Пимена из трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" (сцена "Ночь, Келья в Чудовом монастыре"). Эта сцена происходила в келье Чудова монастыря в 1603г. Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин. Являлся ли Нестор первым летописцем? Нет. Первым был Никон. Д.С.Лихачев был одним из лучших знатоков древнерусской литературы, переводчиком "Повести временных лет". Чтение детьми отрывка из книги Натальи Кончаловской "Наша древняя столица".) Вся беседа проходит с опорой на репродукцию картины В.М.Васнецова "Нестор-летописец".
2. Постановка учебной проблемы. (Запись на доске)
-"Повесть временных лет" писалась на территории Русского государства, зачем Д.С.Лихачев переводил этот текст, на какой язык? - А почему летописание началось на Руси в 11 веке, а не раньше? На эти вопросы давайте найдем ответы.
3. Работа с учебником. Комментированное чтение текста из "Повести временных лет" (перевод Д.С.Лихачева) "Изобретение славянской азбуки".
Слово учителя: Кирилл (Константин)(827-869) и Мефодий (ум.885) -братья, родом из г. Солуни в Македонии, греки. В 862 году в Моравии составили славянскую азбуку. Вопрос о том, какую азбуку изобрели братья для славян, - глаголицу или т.н. кириллицу, - спорный. Кириллица видоизменение древнегреческого алфавита с добавлением букв (нет йотированных гласных), а глаголица отличается начертанием букв, происходит от греческой скорописи 8-9вв.
"Историческая газета "№7 (103) апрель 2008 предполагает, что они ничего не изобретали, а лишь унифицировали (собрали вместе), то, что сумели найти в странствиях: к 26 буквам греческой азбуки добавили 14 русских (русские письмена Кирилл обнаружил в Херсонесе) и 3 буквы из еврейского алфавита. Впрочем, сама греческая азбука- это упрощенная финикийская, а финикийцы взяли ее у пеласгов. А пеласги, древнейшее население Греции, могли придти на Пелопонесс с севера. Получается, что Кирилл и Мефодий вернули славянам их же азбуку, но в уже упрощенном виде, через несколько тысячелетий? Известно, что Кирилл перевел Евангелие, Апостол, Псалтирь и богослужебные книги, а Мефодий-канонические книги Ветхого и Нового Завета (сопровождается показом Библии). Таким образом, первые переводы были церковных книг, значит, это был древнецерковнославянский язык.
24 мая объявлен днем славянской письменности.
Для перевода церковных книг Кириллу и Мефодию пришлось создать много новых слов, которых не было в разговорной речи. Попробуйте определить, из каких слов были составлены новые сложные слова:
благодать, благословение, благодарность, благоразумие, благочестие, благородство
(задание в тетради по чтению к учебнику "В океане света")
4. Практическая работа.
Прочитайте славянскую азбуку-кириллицу. Найдите среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита. (Ответ: зело, ижеи, гервь, омега, ять, (и), юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси. пси, фита, ижица.)
5. Исследовательская деятельность. Работа по группам)
Перед вами фрагмент ежедневной рабочей газеты "Правда" №1 от 22 апреля 1912года. В ней мы видим еще употреблялись такие буквы как - ер -,-ерь-,-ять-. Букву -ять- называли буквой "облитой слезами бесчисленных поколений русских школьников";до какого времени она существовала? Что обозначали и как читались буквы ер - и ерь-?
Дайте ответ, изучив фрагменты статей А.Леонтьева (уч. рус, яз.4кл., Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
"Около тысячи лет назад, в эпоху Киевской Руси, все слоги русского языка оканчивались на гласный звук. Например, в слове овца было три слога и писалось оно так: овьца. Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на (и). Поэтому слово мышь тогда звучало как мыши, пять-как пяти.
А буква ъ (ер) тоже не всегда была "беззвучным" твердым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между (у) и (ы). А слова писались так: баранъ, сънъ (сон), пълкъ (полк). Кстати, в родственном болгарском языке сохранились этот звук и буква. Название страны так и пишется: България."
Л.В.Успенский "Слово о словах" гл. "Буква-пугало и ее соперники" ( Дидактический материал. Л.Ю.Комиссарова, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, к учебнику "Русский язык" 4 класс).
"Все, наверное, слышали про букву-страшилище, букву-пугало, про знаменитый "ять", облитый слезами бесчисленных поколений русских школьников. Однако далеко не все теперь знают, что это было такое.
В нашем нынешнем письме существуют два знака для звука "е": - е - и-э -, или -э оборотное: Но до 1928 года в русской азбуке была и еще одна буква -е-:
По причинам, которые вам сейчас покажутся совершенно неясными, слово семь писали именно так: семь, а слово съмя совершенно иначе, через ять-.
Всмотритесь в этот небольшой список примеров.
В мелком пруду | пиши мелком |
Ели высоки | и мы ели суп |
Это не мой кот | этот кот немой. |
В примерах правого столбца вместо буквы - е- прежде всегда писался -ять-.
Попробуйте, произнося эти предложения по нескольку раз подряд, расслышать разницу в звуках -е- в левом и правом столбцах."
Комментарий учителя: с 12в после мягких согласных перед твердым в сильной позиции под ударением (э) переходил в (о) т.о. -е- в -ё-.
6. Итог.
Назовите основные, ключевые вопросы, которые были рассмотрены на уроке.
7. Домашнее задание. (Тетрадь по чтению)
Благодаря Кириллу и Мефодию славянская речь научилась быть строгой, чистой, правильной. Мы говорим НЕ Тянуть убогую житуху, А Влачить жалкое существование. Попробуйте "перевести" на разговорный русский язык пословицы: Устами младенца глаголет истина. Денег нет, на полати преть. Десятью примерь да прикинь, однова отрежь. Орефья в людях хаят, да дома жалят.