Цели урока:
- Систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека.
- Формировать умения по её измерению для построения чертежа юбки.
- Обучить расчету конструкции юбки по формулам на компьютере.
- Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, ответственное отношение к работе, коллективизм.
- Развивать логическое мышление, исполнительские умения, самостоятельность.
Межпредметные связи: История, информатика, анатомия, математика.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: Объяснение с презентацией, демонстрация наглядного материала, инструктаж, сообщение - опережающее задание, самостоятельная - практическая работа, закрепление материала в форме конкурса - КВН.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сантиметровая лента, тесьма, манекен, образцы юбок (клиньевой и конической), бланки заказов, инструкционные карты, карточки - задания для закрепления материала (алгоритм описания школьной юбки).
Профориентация: знакомство с профессией закройщик.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.
II. Изложение нового материала
На экране слайд "Изделия поясной группы"
Посмотрите внимательно и определите к какой группе эти изделия относятся в зависимости от места крепления на фигуре человека?
Сегодня мы будем говорить о юбке.
Юбка - один из самых распространенных видов одежды для любого времени года. В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение: нарядное, повседневное, для отдыха. Может быть и форменной ( для работников милиции, таможни, военнослужащих, стюардесс).
Слайд "Юбка может быть"
Юбка может быть самостоятельным изделием, частью платья и частью костюма.
Слайд "Силуэт"
Юбки бывают различных силуэтов и разделяются на зауженные к низу, прямые и расширенные.
Силуэт - плоскостное, контурное изображение объёмных форм одежды.
Слайд "Покрой"
По конструкции юбки делятся на: конические, клиньевые и прямые.
Конические юбки самые простые по конструкции. Как правило не имеют вытачек и обычно состоят из одной или двух деталей.
Клиньевые юбки состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся к низу. Число клиньев может быть от четырёх и больше, но лучше четным. В этом случае застёжка располагается в боковом шве. При нечетном количестве клиньев шов с застёжкой находится сзади, посередине спинки. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бёдер. Ниже линии бедер образуются равномерные фалды, так как долевая нить в таких юбках чаще всего проходит вдоль оси клина.
Прямые юбки состоят обычно из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру.
Почти любая юбка, сохраняя свою форму, может быть изменена и дополнена внутренней встречной складкой, складкой по линии швов, вставленными клиньями, кокеткой, бейками или оборками по низу и т. д.
Юбки шьют из самых разнообразных тканей. Выбор ткани зависит от моделей, покроя, назначения (нарядная или повседневная), от сезона и от особенностей фигуры. Для изготовления прямой юбки лучше использовать достаточно плотные , тяжелые ткани (шерсть, лён, трикотаж). Для изготовления конических (клёшевых) и клиньевых юбок подходят хорошо драпирующиеся ткани (хлопок, шелк и лёгкая шерсть)
Слайд "Юбка в русском народном костюме"
Сообщение делает ученица, которая получила опережающее задание к уроку.
Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо бы сидела на фигуре и соответствовала росту и размеру, необходимо создать выкройку, а для этого снять мерки для построения чертежа юбки.
Давайте повторим правила снятия мерок с фигуры человека.
Слайд "Вопрос - ответ"
- при помощи чего снимают мерки? (сантиметровой ленты)
- как должен стоять измеряемый? (без напряжения, руки опущены, пятки вместе)
- в какой последовательности снимают мерки? (сначала мерки обхватов затем - длин)
- как отмечают линию талии? Зачем? (тесьмой, чтобы точно снять мерки которые измеряют до линии талии и от линии талии)
- какой буквой обозначают мерки длин? В каком объёме их записывают? ("Д", полностью)
- в каком объёме записывают мерки обхватов, почему? Как их обозначают? (в половинном объёме, "С")
слайд "Снятие мерок"
Показ снятия мерок на манекене.
- Ст - полуобхват талии, измеряют горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.
- Сб - полуобхват бёдер, измеряют горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.
- Дст - длина спины до талии, измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии по позвоночнику.
- Ди - длина изделия, измеряют от линии талии до желаемой длины.
По ходу показа в беседе определяем назначение мерок.
Слайд "Прибавки"
Для расчета величин отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок , необходимо знать
величину прибавок на свободное облегание.
Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке.
При конструировании юбки прибавки дают к Ст, Сб.
Пт = 1 см, Пб = 2 см
III. Практическая работа №1
Измерение фигуры человека и запись результатов проводим в виде игры "Ателье", используя инструкционную карту в учебнике, страница 44.
Работа организована парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей.
Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках (см. приложение № 2)
Бланки потребуются для расчета конструкции юбки на компьютере. При выполнении этой работы учитель следит за правильностью приёмов по снятию мерок, дает дополнительные пояснения, исправляет неточности, предотвращая неправильные результаты и последующие ошибки в расчетах. Для контроля качества работы по очереди вызывает учениц для проверки снятых мерок и заверяет бланк своей подписью.
Практическая работа №2
Следующий этап - расчет конструкции в прикладной программе Microsoft Excel.
В готовый табличный документ под название "юбка" записываются условные обозначения мерок, а далее заносятся результаты измерений, а также прибавки и количество клиньев.
После чего учащиеся работают с предложенными формулами. Каждый ученик определяет значения величин отрезков для построения чертежей клиньевой и конической юбок.
Работа учащихся сопровождается работой учителя на мультимедийной доске.
Запись результатов в таблицу "Последовательность построения чертежей конструкции клиньевой и конической юбок".
IV. Закрепление материала
Проводим в форме конкурса - КВН. Класс делится на две команды, придумывают себе название.
- Конкурс №1: каждая команда задаёт команде соперников по 3 вопроса по изученной на уроке теме (30 секунд на обдумывание).
- Конкурс №2: "Модельер и манекенщица". Каждой команде выбрать по одной манекенщице и модельеру, они должны продемонстрировать юбку (из тех, которые на учащихся, выбрать одну, которую они предлагают для школьной формы). "Модельер дает описание по схеме (см. Приложение № 4).
Вопросы для закрепления:
- Какие мерки нужно снять для построения чертежа юбки?
- Расскажите о правилах снятия мерок.
- Для чего делают прибавки?
- Из каких деталей состоит клиньевая юбка?
- Для чего снимают мерку Дст?
- Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?
- Какие мерки записывают полностью?
V. Итог урока
Уборка кабинета. Выставление оценок в дневники и журнал.
Запись домашнего задания: принести альбом для чертежа, линейку закройщика, чертежные принадлежности