Статья "Роль игр в воде в воспитании любви к родному краю"

Разделы: Работа с дошкольниками


Становление человека как гражданина начинается с его малой Родины – родного края. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к семье, к родному городу, краю и, наконец, к большой Родине – стране.

Заложив фундамент с детства, мы сможем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою родину. Начинать работу по патриотическому воспитанию, считаю надо создания для детей теплой уютной атмосферы. Каждый день должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, смехом, веселыми играми. Ведь именно с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Общение с водой для ребенка - дошкольника всегда радость. Плавание укрепляет здоровье, помогает обрести стройную фигуру, развить такие важные качества, как смелость, упорство, дисциплинированность, уверенность в себе, сформировать двигательные навыки. Занятия плаванием, игры на воде доставляют огромное удовольствие, это – хороший отдых и развлечение, а использование регионального компонента позволяет дошкольникам наиболее ярко представить целостную картину о родном крае.

В основе работы по теме “Роль игр в воде в воспитании любви к родному краю” положены следующие принципы:

  1. Принцип личностно-ориентированного общения – в общение с ребенком только партнерство, соучастие и взаимодействие;
  2. Принцип тематического планирования материала – изучаемый материал планируется по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родной город.
  3. Принцип последовательности – изучение материала от простого к сложному.
  4. Принцип игры и занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Всю работу по данной теме строю при сотрудничестве с воспитателями ДОУ, родителями. Вместе обсуждаем, какие мероприятия, какие методы и приемы будут наиболее эффективны, будут интересны детям.

В совместной деятельности с детьми широко использую дидактические, подвижные, театрализованные игры с детьми.

Игровой метод наиболее соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Игры на воде делают занятия более яркими. Более эмоциональными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. При помощи игры легко увеличить или уменьшить двигательную нагрузку на занятии.

Перспективный тематический план игр и развлечений способствует эффективному усвоению детьми знаний о своем родном крае. Все предполагаемые темы (“В царстве полуночи”, “Жители Северного леса”, “В царстве озера Имандра”, “Мы на Севере живём”, “Здравствуй солнце” и другие) связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о малой Родине.

Игры и игровые упражнения в воде провожу на протяжении всего занятия. Выбор игры зависит от возраста и подготовленности занимающихся, глубины и температуры воды, от темы занятия. Материалом для игры выбираю упражнения или движения, которые уже знакомы и понятны детям: “поплавок”, “чайки”, “звездочки”, “рыбаки и рыбки” и т.д.

Благодаря играм и игровым упражнениям для освоения с водой новички быстрее перестают бояться воды, брызг, могут смело погружаться под воду с головой, открывают глаза в воде, ориентируются по отношению к “зоне безопасности” к берегу, к более мелкому месту и к “зоне опасности” (далеко от берега, к более глубокому месту). Эти игры, упражнения позволяют познакомиться с новой, непривычной средой, получить представление о плотности, вязкости воды, способствуют овладению умением всплывать и лежать на воде, умению передвигаться в ней в непривычном горизонтальном положении.

Огромное влияние на формирование чувства глубокой духовной привязанности к семье, дому, родному краю, родной природе, а также повышении интереса к развитию двигательных навыков на воде играет художественное слово. Эмоциональная поэтическая речь взрослого обращает внимание детей на значение слов, способствует эффективному решению воспитательных задач, проявлению активности, уверенности, смелости.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Подбираю такие упражнения и игры на воде, которые доставляли дошкольникам огромное удовольствие и радость, побуждала их к активности, к движению. Поощрения, похвала взрослого способствует развитию у малышей уверенности в собственные силы.

В своей работе активно использую подвижные игры, игры-эстафеты разного вида: командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные, такие как “Невод”, “Белые медведи”, “Лодочки на озере”. Составила картотеку игр на воде по теме “Родной край”. Но при проведении любой игры четко придерживаюсь определенных правил и требований:

  1. Все игры и игровые упражнения являются средством познания родного края.
  2. Игра должна быть понятна и доступна детям;
  3. В игре должен учитывать уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
  5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  6. Игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  7. В игре совершенствуются ранее изученные упражнения и элементы техники плавания.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ: “День города”, “День семьи”, “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества “Удивительные игры на воде”, “Мы на Севере живём”. Для родителей подготовили и провели консультации на темы: “Игры на воде”, “Плавание- крепость здоровья”, “Влияние игры на обучение плаванию детей дошкольного возраста”. Совместно оформила с детьми и родителями папки-передвижки “Играем в игры о родном крае”, семейный альбом “Любимые игры “Радужных” семьей”.

Проведенное диагностирование воспитанников, показала, что у большинства имеется активный интерес к краю, городу, стране, в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах и опросах, но и в детских рассказах, рисунках, они активны в играх по обучению плаванию, от детей он передался родителям. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к ближним, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.

Приложение.