Нестандартные формы контроля знаний, умений и навыков. Урок — деловая игра "Инвистиции в математике"

Разделы: Математика


Введение

Одной из главных задач в своей педагогической деятельности считаю развитие интереса к предмету, личностно ориентированный подход в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика. Для этого необходимо внедрение новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой и изменение в системе контроля. Она становится боле гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а, с другой стороны, – находить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание каждой личности и коллектива в целом.

Более 10 лет я веду математику в экономических классах, поэтому для проведения итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся часто использую деловые игры с математическим содержанием. Например, “аукцион математических задач”, “математик-бизнесмен”, “математическая биржа” и другие. Такие игры можно проводить по любой теме. Так как профильные классы создаются в 10–11-х классах, то в течение двух лет можно вести соревнование между командами – фирмами, банками, компаниями и др.

Цели:

  • проверить уровень владения понятиями равносильного уравнения, модуля числа, знание свойств логарифмов и логарифмической функции;
  • проверить умения выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих логарифмы, решать логарифмические уравнения, применяя различные приемы решения комбинированных уравнений и уравнений с параметрами, использовать свойства логарифмической функции при решении неравенств;
  • подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
  • знакомство с экономическими понятиями “инвестиции”, “инвестиционная компания”, “рынок инвестиций”, “кредит”, “дивиденд” и др.;
  • умение работать в группе, приобретение опыта коллективной деятельности;
  • умение осуществлять право выбора, оценивать себя и товарища;
  • развитие интеллектуальных возможностей, сознательного отношения к предмету своей деятельности, чувства свободы творчества.

Ход игры

1 этап (подготовительный)

Учитель подбирает задания по теме урока – инвестиционные проекты – разной категории сложности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Ученики подготавливают “деньги” для обеспечения финансовых операций.

На этом этапе на уроках по экономике повторяются основные экономические термины, используемые в игре:

– финансовый рынок – представляет собой наиболее развитую, высшую форму инвестиционного рынка, который является в то же время рынком капитала;

– инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Инвестиции принято подразделять на финансовые, реальные и интеллектуальные. Интеллектуальные инвестиции – совместные научные разработки, передача опыта, лицензии, ноу-хау и т.д. Они играют немалую роль в повышении благосостояния общества, преумножении его богатства, обеспечении развития производства и науки. Получение дохода и прирост капиталов является главной целью инвесторов. В основе инвестиционной деятельности, таким образом, лежат постоянно повторяющиеся метаморфозы инвестиций: прирост накоплений – затраты – прост капитального имущества – доход – инвестиции (накопления). Постоянное воспроизведение данной цепочки представляет собой круговорот инвестиций.

На подготовительном этапе формируются три команды – три инвестиционные компании. Им придумываются названия. Более подготовленные ученики этого класса решают эти задания и заготавливают бланки учета деятельности инвесторов и в целом их компании. Назовем их менеджерами. Они помогают учителю в проведении игры.

Правила игры

  1. В каждой инвестиционной компании выбираются управляющий и бухгалтер, который ведет учет работы каждого инвестора и в целом всей компании. В течение всей игры ведется учет прибыли или полученных убытков.
  2. Устанавливается стартовый капитал каждой инвестиционной компании 1000 рублей.
  3. Каждому инвестору предлагается выбрать себе задания различной стоимостью. Задания может выбирать каждый инвестор отдельно, а может решать задания группой.
  4. Если инвестиционная компания дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
  5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается:
  • на 50% стоимости задания, если и другая инвестиционная компания не может ответить на этот вопрос;
  • на 100 % стоимости задания, если другая инвестиционная компания дает правильный ответ. Инвестиционная компания, давшая правильный ответ, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
  1. Разрешается одна подсказка менеджера своей инвестиционной компании бесплатно.
  2. За нарушение дисциплины или “незаконные” финансовые операции (списывание и т.д.) налагается штраф 50 рублей.
  3. За быстрое или оригинальное решение, активную работу всех членов инвестиционной компании выплачиваются дивиденды 30% от стоимости задания.
  4. Победителем считается инвестиционная компания, получившая максимальную прибыль.

Обязанности учителя:

  1. Обеспечивает порядок в классе.
  2. Выделят стартовый капитал каждому инвестору в начале игры, в ходе игры под процент выдает ссуду.
  3. Проверяет решение задач.
  4. За 10 минут до конца урока останавливает продажу заданий и подводит итоги.

Обязанности менеджера:

  1. Продает инвестиционные проекты.
  2. Проверяет решение задач.
  3. Фиксирует все финансовые операции.

Участник игры – инвестор: решая задания, зарабатывает максимум средств.

Игровой этап

Вступительное слово учителя: “У нас сегодня урок проверки ваших знаний и умений по теме: “Решение логарифмических уравнений и неравенств” (излагает цели урока). Урок – игра “Инвестиции в математике”. Вы – инвесторы инвестиционных компаний. Выберите управляющих и бухгалтеров (знакомит с правилами игры). Ваша задача – покупая инвестиционные проекты, решая математические задачи – сформировать портфель инвестиций, получив наибольшую прибыль. На рынке инвестиций вам предлагаются инвестиционные проекты – краткосрочные (это несложные задания с выбором номера правильного ответа, задания ЕГЭ уровня “А”), среднесрочные проекты (дать краткий ответ, задания ЕГЭ уровня “В”), и долгосрочные проекты (это сложные задания с записью полного решения – уровня “С”. Вы работаете под девизом: “Деньги должны делать деньги!”. Свои деньги вы вкладываете в науку, в знания, при этом развиваете прежде всего самих себя. Желаю вам успеха!”.

Инвесторы покупают инвестиционные проекты, делая выбор: можно покупать задачи легкие, но при этом получить маленькую прибыль, или более сложные задания, получая при этом большую прибыль сразу. При этом нужно правильно оценить свои знания и умения. Ученик самостоятельно ставит перед собой цель, проявляет волю, переживает радость собственного успеха или горечь неудачи из – за неверной тактики, осуществляет самоанализ и самооценку. Все финансовые сделки фиксируются менеджерами в ведомостях учета. Ими же проверяется правильность выполнения краткосрочных и среднесрочных проектов и подсчитывается прибыль. Учитель проверяет выполнение долгосрочных проектов. За 10 минут до окончания урока прекращается продажа инвестиционных проектов. Подсчитывается прибыль каждой компании и каждого инвестора в отдельности. Называются супер-компания и супер-инвестор, получившие наибольшую прибыль. Подводится итог игры, выставляются оценки. Сумму прибыли для получения хорошей оценки можно варьировать в зависимости от степени подготовленности учащихся.

Краткосрочные инвестиционные проекты
Стоимость – 100 рублей

А1. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения

1) (0;5)
2) (5;15)
3) (15;25)
4) (25;100)

А2. Решите неравенство

1)
2)
3) (2;4)
4)

А3. Решите неравенство

1) (1;1,25)
2)
3)
4)

А4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения .

1) (0;5) 2) (5;15) 3) (15;25) 4) (25;100)

А5. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения:
.

1) (-4;-2)
2) (-2;-1)
3) (-1;1)
4) (1;5)

А6. Найдите наибольшее целое решение неравенства

1) 8
2) 0
3) 9
4) -3

А7. Решите неравенство

1)
2)
3)
4) (-2;25)

А8. Найдите произведение корней уравнения

1) 1
2) 0,5
3) -4
4) -0,5

А9. Решите неравенство

1)
2)
3)
4) (2;7)

А10. Решите неравенство

1) (0;0,5)
2)
3)
4)

А11. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения .

1) (1;30)
2) (30;50)
3) (50;100)
4) (100;200)

А12. Найдите абсциссу точки пересечения графиков функций и

1) -1
2) 2
3) 1
4) -2

А13. Найдите область определения функции

1) (0;3]
2) (0;3)
3)
4)

А14. Найдите область определения функции

1) (0;2]
2) (;2)
3)
4)

А15. Найдите область определения функции

1)
2)
3)
4) 0,25

А16. Решите уравнение

1)
2)
3)
4)

А17. Укажите число корней уравнения

1) 0
2) 1
3) 2
4) 3

А18. Укажите число корней уравнения

1) 0
2) 1
3) 2
4) 3

А19. Укажите наибольшее целое решение неравенства

1) 1
2) 0
3) -2
4) 3

 Среднесрочные инвестиционные проекты
Стоимость – 200 рублей

В20. Укажите сумму целых решений неравенства

В21. Укажите число целых решений неравенства

В22. Укажите число корней уравнения

В23. Найдите произведение корней уравнения

В24. Решите уравнение

В25. Решите неравенство В ответе укажите число целых решений неравенства.

В26. Решите уравнение В ответе запишите число корней уравнения.

В27. Решите уравнение

В28. Решите неравенство

В29. Укажите сумму корней уравнения

В30. Укажите число корней уравнения

В31. Укажите число корней уравнения

В32. Укажите число корней уравнения

В33. Укажите число корней уравнения

В34. Укажите сумму корней уравнения

В35. Укажите сумму корней уравнения

В36. Укажите число корней уравнения

В37. Укажите число корней уравнения

Долгосрочные инвестиционные проекты
Стоимость – 300 рублей

С38. Решите уравнение

С39. Решите уравнение

С40. Решите уравнение

С41. Решите уравнение

С42. Решите уравнение

С43. Решите уравнение

С44. Решите уравнение

С45. Решите уравнение

С46. Решите уравнение

С47. Решите уравнение

С48. Решите систему уравнений

С49. Решите неравенство

С49. Решите неравенство

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
(ОТВЕТЫ)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 1 2 4 4 1 3 2 4 1
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
4 2 1 3 3 3 3 1 1 7
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
4 1 1 0,1 7 2 1 2 – 8 1
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
1 4 1 – 2 32,25 1 1 – 1 2 – 3; 0,5
41 42 43 44 45 46 47
0 Реш. нет 2 0,25 (1;2) [–3; 2) img2.jpg (735 bytes) (1; 2) (2 –img1.jpg (841 bytes);1] img2.jpg (735 bytes) [3;2 + img1.jpg (841 bytes))
48 49 50  
(10;1)

(; 6,5]

[– 1; + img3.jpg (701 bytes))