Введение
Одной из главных задач в своей педагогической деятельности считаю развитие интереса к предмету, личностно ориентированный подход в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика. Для этого необходимо внедрение новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой и изменение в системе контроля. Она становится боле гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а, с другой стороны, – находить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание каждой личности и коллектива в целом.
Более 10 лет я веду математику в экономических классах, поэтому для проведения итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся часто использую деловые игры с математическим содержанием. Например, “аукцион математических задач”, “математик-бизнесмен”, “математическая биржа” и другие. Такие игры можно проводить по любой теме. Так как профильные классы создаются в 10–11-х классах, то в течение двух лет можно вести соревнование между командами – фирмами, банками, компаниями и др.
Цели:
- проверить уровень владения понятиями равносильного уравнения, модуля числа, знание свойств логарифмов и логарифмической функции;
- проверить умения выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих логарифмы, решать логарифмические уравнения, применяя различные приемы решения комбинированных уравнений и уравнений с параметрами, использовать свойства логарифмической функции при решении неравенств;
- подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
- знакомство с экономическими понятиями “инвестиции”, “инвестиционная компания”, “рынок инвестиций”, “кредит”, “дивиденд” и др.;
- умение работать в группе, приобретение опыта коллективной деятельности;
- умение осуществлять право выбора, оценивать себя и товарища;
- развитие интеллектуальных возможностей, сознательного отношения к предмету своей деятельности, чувства свободы творчества.
Ход игры
1 этап (подготовительный)
Учитель подбирает задания по теме урока – инвестиционные проекты – разной категории сложности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Ученики подготавливают “деньги” для обеспечения финансовых операций.
На этом этапе на уроках по экономике повторяются основные экономические термины, используемые в игре:
– финансовый рынок – представляет собой наиболее развитую, высшую форму инвестиционного рынка, который является в то же время рынком капитала;
– инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Инвестиции принято подразделять на финансовые, реальные и интеллектуальные. Интеллектуальные инвестиции – совместные научные разработки, передача опыта, лицензии, ноу-хау и т.д. Они играют немалую роль в повышении благосостояния общества, преумножении его богатства, обеспечении развития производства и науки. Получение дохода и прирост капиталов является главной целью инвесторов. В основе инвестиционной деятельности, таким образом, лежат постоянно повторяющиеся метаморфозы инвестиций: прирост накоплений – затраты – прост капитального имущества – доход – инвестиции (накопления). Постоянное воспроизведение данной цепочки представляет собой круговорот инвестиций.
На подготовительном этапе формируются три команды – три инвестиционные компании. Им придумываются названия. Более подготовленные ученики этого класса решают эти задания и заготавливают бланки учета деятельности инвесторов и в целом их компании. Назовем их менеджерами. Они помогают учителю в проведении игры.
Правила игры
- В каждой инвестиционной компании выбираются управляющий и бухгалтер, который ведет учет работы каждого инвестора и в целом всей компании. В течение всей игры ведется учет прибыли или полученных убытков.
- Устанавливается стартовый капитал каждой инвестиционной компании 1000 рублей.
- Каждому инвестору предлагается выбрать себе задания различной стоимостью. Задания может выбирать каждый инвестор отдельно, а может решать задания группой.
- Если инвестиционная компания дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
- Если ответ неправильный, то капитал уменьшается:
- на 50% стоимости задания, если и другая инвестиционная компания не может ответить на этот вопрос;
- на 100 % стоимости задания, если другая инвестиционная компания дает правильный ответ. Инвестиционная компания, давшая правильный ответ, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
- Разрешается одна подсказка менеджера своей инвестиционной компании бесплатно.
- За нарушение дисциплины или “незаконные” финансовые операции (списывание и т.д.) налагается штраф 50 рублей.
- За быстрое или оригинальное решение, активную работу всех членов инвестиционной компании выплачиваются дивиденды 30% от стоимости задания.
- Победителем считается инвестиционная компания, получившая максимальную прибыль.
Обязанности учителя:
- Обеспечивает порядок в классе.
- Выделят стартовый капитал каждому инвестору в начале игры, в ходе игры под процент выдает ссуду.
- Проверяет решение задач.
- За 10 минут до конца урока останавливает продажу заданий и подводит итоги.
Обязанности менеджера:
- Продает инвестиционные проекты.
- Проверяет решение задач.
- Фиксирует все финансовые операции.
Участник игры – инвестор: решая задания, зарабатывает максимум средств.
Игровой этап
Вступительное слово учителя: “У нас сегодня урок проверки ваших знаний и умений по теме: “Решение логарифмических уравнений и неравенств” (излагает цели урока). Урок – игра “Инвестиции в математике”. Вы – инвесторы инвестиционных компаний. Выберите управляющих и бухгалтеров (знакомит с правилами игры). Ваша задача – покупая инвестиционные проекты, решая математические задачи – сформировать портфель инвестиций, получив наибольшую прибыль. На рынке инвестиций вам предлагаются инвестиционные проекты – краткосрочные (это несложные задания с выбором номера правильного ответа, задания ЕГЭ уровня “А”), среднесрочные проекты (дать краткий ответ, задания ЕГЭ уровня “В”), и долгосрочные проекты (это сложные задания с записью полного решения – уровня “С”. Вы работаете под девизом: “Деньги должны делать деньги!”. Свои деньги вы вкладываете в науку, в знания, при этом развиваете прежде всего самих себя. Желаю вам успеха!”.
Инвесторы покупают инвестиционные проекты, делая выбор: можно покупать задачи легкие, но при этом получить маленькую прибыль, или более сложные задания, получая при этом большую прибыль сразу. При этом нужно правильно оценить свои знания и умения. Ученик самостоятельно ставит перед собой цель, проявляет волю, переживает радость собственного успеха или горечь неудачи из – за неверной тактики, осуществляет самоанализ и самооценку. Все финансовые сделки фиксируются менеджерами в ведомостях учета. Ими же проверяется правильность выполнения краткосрочных и среднесрочных проектов и подсчитывается прибыль. Учитель проверяет выполнение долгосрочных проектов. За 10 минут до окончания урока прекращается продажа инвестиционных проектов. Подсчитывается прибыль каждой компании и каждого инвестора в отдельности. Называются супер-компания и супер-инвестор, получившие наибольшую прибыль. Подводится итог игры, выставляются оценки. Сумму прибыли для получения хорошей оценки можно варьировать в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Краткосрочные инвестиционные проекты
Стоимость – 100 рублей
А1. Укажите промежуток, содержащий корень
уравнения ![]()
1) (0;5)
2) (5;15)
3) (15;25)
4) (25;100)
А2. Решите неравенство ![]()
1)
2)
3) (2;4)
4)
А3. Решите неравенство ![]()
1) (1;1,25)
2)
3)
4)
А4. Укажите промежуток, содержащий корень
уравнения
.
1) (0;5) 2) (5;15) 3) (15;25) 4) (25;100)
А5. Укажите промежуток, содержащий корень
уравнения:
.
1) (-4;-2)
2) (-2;-1)
3) (-1;1)
4) (1;5)
А6. Найдите наибольшее целое решение
неравенства ![]()
1) 8
2) 0
3) 9
4) -3
А7. Решите неравенство ![]()
1)
2)
3)
4) (-2;25)
А8. Найдите произведение корней уравнения ![]()
1) 1
2) 0,5
3) -4
4) -0,5
А9. Решите неравенство ![]()
1)
2)
3)
4) (2;7)
А10. Решите неравенство ![]()
1) (0;0,5)
2)
3)
4)
А11. Укажите промежуток, содержащий корень
уравнения
.
1) (1;30)
2) (30;50)
3) (50;100)
4) (100;200)
А12. Найдите абсциссу точки пересечения
графиков функций
и ![]()
1) -1
2) 2
3) 1
4) -2
А13. Найдите область определения функции ![]()
1) (0;3]
2) (0;3)
3)![]()
4)
А14. Найдите область определения функции ![]()
1) (0;2]
2) (;2)
3)![]()
4)
А15. Найдите область определения функции ![]()
1)
![]()
2)![]()
3)
4) 0,25
А16. Решите уравнение ![]()
1)
![]()
2)![]()
3)
4)
А17. Укажите число корней уравнения ![]()
1) 0
2) 1
3) 2
4) 3
А18. Укажите число корней уравнения ![]()
1) 0
2) 1
3) 2
4) 3
А19. Укажите наибольшее целое решение
неравенства ![]()
1) 1
2) 0
3) -2
4) 3
Среднесрочные инвестиционные проекты
Стоимость – 200 рублей
В20. Укажите сумму целых решений неравенства ![]()
В21. Укажите число целых решений неравенства ![]()
В22. Укажите число корней уравнения ![]()
В23. Найдите произведение корней уравнения ![]()
В24. Решите уравнение ![]()
В25. Решите неравенство
В ответе укажите число целых
решений неравенства.
В26. Решите уравнение
В ответе запишите число корней
уравнения.
В27. Решите уравнение ![]()
В28. Решите неравенство ![]()
В29. Укажите сумму корней уравнения ![]()
В30. Укажите число корней уравнения ![]()
В31. Укажите число корней уравнения ![]()
В32. Укажите число корней уравнения ![]()
В33. Укажите число корней уравнения ![]()
В34. Укажите сумму корней уравнения ![]()
В35. Укажите сумму корней уравнения ![]()
В36. Укажите число корней уравнения ![]()
В37. Укажите число корней уравнения ![]()
Долгосрочные инвестиционные проекты
Стоимость – 300 рублей
С38. Решите уравнение ![]()
С39. Решите уравнение ![]()
С40. Решите уравнение ![]()
С41. Решите уравнение ![]()
С42. Решите уравнение ![]()
С43. Решите уравнение ![]()
С44. Решите уравнение ![]()
С45. Решите уравнение ![]()
С46. Решите уравнение ![]()
С47. Решите уравнение ![]()
С48. Решите систему уравнений ![]()

С49. Решите неравенство ![]()
С49. Решите неравенство ![]()
ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И
НЕРАВЕНСТВА
(ОТВЕТЫ)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 3 | 1 | 2 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 7 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 4 | 1 | 1 | 0,1 | 7 | 2 | 1 | 2 | – 8 | 1 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 4 | 1 | – 2 | 32,25 | 1 | 1 | – 1 | 2 | – 3; 0,5 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | |||
| 0 | Реш. нет | 2 | 0,25 | (1;2) | [–3; 2) |
(2 – |
|||
| 48 | 49 | 50 | |||||||
| (10;1) | ( |
[– 1; + |
|||||||