Информационные технологии на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новой частью речи – наречием, основными грамматическими признаками наречия.

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы;
  • формировать умение правильно употреблять в речи и писать наиболее распространенные наречия;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблему, предлагать пути ее решения;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: формирование новых знаний

Оборудование:

  • презентация PowerPoint
  • памятка “Анализируем слово как часть речи”;
  • произведение Д.Н. Мамина – Сибиряка “Серая Шейка”;
  • орфографический словарь.

Ход урока

I. Оргнизационный момент

Примечание. 1 слайд – пейзаж “Осень” (См. Приложение) Учитель начинает урок со стихотворения об осени. Во-первых, потому что тексты, с которыми работают учащиеся на уроке, объединены одной темой – осень. Во-вторых, репродукция картины Левитана “Золотая осень” способствует психологическому настрою учащихся на урок, созданию доброжелательной обстановки.

Снова осень к нам явилась в сентябре,
Часто дождь играть мешает во дворе.
Но зато, какие краски, посмотри,
На кустах, на всех деревья у листвы!

– А мы начинаем наш урок русского языка с таким же солнечным настроением, какое царит в этом осеннем лесу.

 II. Словарная работа

Примечание. 2 слайд – текст словарной работы. Словарная работа на уроке преследует следующие цели:

  1. повторение написания словарных слов;
  2. классификация слов по частям речи;
  3. выявление слов с неизученными орфограммами и незнакомой части речи.

– Прочитайте текст. Какое грамматическое задание надо выполнить?

Осень

Ж.лтеют в саду д.рев?я. Скор. с них опадут листья. Д.р.венскую д.рогу размыло. Улетели на юг с.л.вьи. Не жуж?ат пчёлы в.кру. ульев. Только в.р.бьи вес.л. чирикают.

– Какие орфографические задачи вам встретились, как будете их решать?

– Прочитайте слова с орфографическими задачами. На какие группы вы можете их разделить.

(Разделить по частям речи:

им. сущ.         им. прил.          глагол)

– Запишите слова в три столбика, решив орфографические задачи.

– Проверка выполнения задания. Учащиеся проверяют свою работу с выполненной работой, представленной на слайде.

Примечание. 3-й, 4-й слайды – проверка выполнения задания. Использование этого слайда помогает учителю организовать самопроверку. Учащиеся проверяют насколько верно выполнено задание, оценивают свою работу. Использование ИКТ сокращает время проверки, повышает познавательную активность учащихся.

существительное

деревья
дорогу
соловьи
воробьи

прилагательное

деревенскую

глагол

желтеют
жужжат

– Какие слова не вошли ни в одну из групп? Прочитайте их.

(4 слайд).

скор.
в.кру.
вес.л.

– Как решить орфографические задачи в незнакомых словах?

(Работа с орфографическим словарем.)

Примечание. 5 слайд – весь текст со вставленными буквами. Этот слайд помогает организовать следующую работу. Учащиеся продолжают работу над тем же текстом, но на другом языковом уровне. Использование ИКТ помогает учащимся выделить необходимую информацию, провести самостоятельное исследование.

Осень

Желтеют в саду деревья. Скоро с них опадут листья. Деревенскую дорогу размыло. Улетели на юг соловьи. Не жужжат пчёлы вокруг ульев. Только воробьи весело чирикают.

– Почему эти слова вы не отнесли ни в одну из групп?

III. Постановка учебной задачи

– Из предложений выпишите в столбик словосочетания, в которых зависимые слова – незнакомые части речи. Укажите часть речи главных слов, после них пишите вопросы.

(Один ученик работает у доски.)

Х гл.

опадут (когда?) скоро,

Х гл.

не жужжат (где?) вокруг,

Х гл.

чирикают (как?) весело

– Попробуйте каждое зависимое слово изменить по родам, числам, падежам, по временам. Удалось?

– Докажите, что эти слова не относятся ни к глаголам, ни к именам.

– Как вы думаете, а к какой группе частей речи: самостоятельные или служебные – их отнесем. Почему?

Вывод учащихся: слова скоро, вокруг, весело относятся к самостоятельным частям речи. Эта часть речи нам, пока, незнакома.

– Сегодня тема нашего урока: “Представляем еще одну часть речи”

IV. Работа над новым материалом

1) фронтальная работа

– Вспомните памятку “Анализируем слово как часть речи” (пункт 1)

– Что, пользуясь памяткой, вы можете рассказать о новой части речи?

– Сравните наш вывод с сообщением в учебнике.

2) работа с учебником

(Работа с учебником, стр. 61 упр. 136)

3) вывод

– Что такое наречие?

– Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

Примечание. 6-й слайд содержит схему, которая помогает учащимся обобщить полученные знания, самостоятельно сделать вывод. Эта схема помогает упорядочить изучаемый материал. Использование ИКТ помогает учащимся осознать изучаемый материал, логически выстроить изучаемые понятия.

V. Закрепление

1) письмо с комментированием у доски (учебник стр. 62 упр. 138)

– Спишите предложения, решая орфографические задачи. Предложения записываем через строчку.

– Какое предложение по своему строению отличается от других.

– Найдите однокоренные слова, выпишите.

– К каким частям речи они относятся, покажите состав слова.

(Обращаемся к учебнику стр. 62 и дополняем наши знания: часть слова на конце наречий – это суффикс)

– Покажите в тексте словосочетания, в которые эти слова входят (главное слово, зависимость, вид связи)

(Обращаемся к учебнику стр. 63: наречия подчиняются словам командирам только по смыслу, такая связь называется примыканием)

2) обобщение

– Что нового узнали о наречии?

3) работа над развитием речи

– А для чего нужны наречия? Ваши предположения.

– Знаете ли вы, кто такая Серая Шейка? Почему она не улетела на юг вместе с другими утками?

Примечание. 7-й, 8-й слайды – иллюстрация к сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка “Серая Шейка” и отрывок из произведения. Главная цель при работе с отрывком из произведения – обогащение словаря учащихся на примере литературного текста, наблюдение над значением и ролью наречий в речи. Использование ИКТ помогает организовать познавательную деятельность учащихся, мотивирует их на самостоятельный поиск информации. Для учителя – это прекрасная возможность управлять учебным процессом, возможность корректировать информацию, возвращаться к любому моменту урока.

– Перед вами отрывок из этой сказки. Прочитайте его и подчеркните в нем 6 наречий. По каким признакам будете искать?

Примечание. Цель самостоятельной работы учащихся – выявить в тексте наречия. После работы проводится взаимопроверка, которая помогает каждому ребенка и учителю увидеть, как прошла работа по изучению нового материала. 9-й слайд способствует организации взаимопроверки выполненной работы. Благодаря использованию ИКТ эта работа строится динамично, повышает эффективность этого этапа урока.

– Взаимопроверка: поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения задания.

– Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая одновременно поднялась вверх.

Серая Шейка долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели живой кучей, а потом вытянулись в треугольник и скрылись.

– Давайте проведем маленький эксперимент: уберем из текста все наречия.

Примечание. 10-й слайд способствует организации экспериментальной деятельности учащихся. Благодаря использованию ИКТ эта работа строится динамично, повышает эффективность этого этапа урока. Учитель получает возможность менять слайды, показывая учащимся, как выглядит текст с наречиями и без них, провести сравнительный анализ полученных текстов и сделать свой вывод.

– Ну, трогай! – скомандовал главный вожак, и стая поднялась.

Серая Шейка провожала глазами улетавший косяк. Все летели живой кучей, а вытянулись в треугольник и скрылись.

– Прочитайте получившийся текст. Лучше или хуже он стал.

– Что можете рассказать о работе наречий?

VI. Домашнее задание

– У вас в учебнике есть этот же текст, упр. 141, стр. 64. Дома вы продолжите работу с ним. Спишите отрывок, решая орфографические задачи, покажите словосочетания с наречиями, назовете их значения.

VII. Итог урока

– С какой частью речи сегодня познакомились?

– Что узнали о ней?

– Что узнали о строении наречий?

– Как называется связь главного слова и зависимого слова – наречия?