Цель: Способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся и формированию ответственности за свои убеждения.
Задачи:
- Подвести к пониманию учащихся возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. Выделить положительное и отрицательное во влиянии СМИ на человека. Сформулировать выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
- Развивать умения учащихся работать в группах, высказывания собственного мнения, прививать навыки монологической речи.
- Воспитывать самостоятельность мышления, способствовать формированию гражданской позиции учащихся.
Оборудование: карточки с понятиями, видеокассеты, аудиокассеты.
Ход урока
1. Вводное слово. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к началу урока
2. Определение темы и целей занятия.
Учитель обращает внимание на доску, где размещены: газета патриотического толка "Побратим", рекламный проспект и предлагает учащимся посмотреть отрывок из информационной передачи "Вести". После просмотра видеозаписи, задаёт вопросы:
- Как вы думаете, каким одним названием это можно объединить? (СМИ)
- Дайте определение, что такое СМИ?
Подводя итог сказанному, учитель поясняет, что речь на уроке пойдёт не о видах СМИ, что уже известно ученикам, а об их влиянии на духовно-нравственную культуру общества.
Учитель открывает доску и объявляет тему урока: "Роль средств массовой информации в формировании духовно-нравственной культуры человека"
Целеполагание.
Учитель задаёт вопрос классу.
- Как СМИ могут повлиять на формирование духовно-нравственной культуры человека?
В ходе обсуждения учащиеся определяют цель урока: рассмотреть положительное и отрицательное влияние СМИ на человека и попытаться определить, как не запутаться человеку в потоке разнообразной информации.
Поскольку деятельность учащихся на уроке строится в форме групповой работы, то определяется и социальная цель урока- учиться работать вместе, так как только сообща можно многое решить. На уроке мы будем не только убедительно и аргументировано высказывать свою точку зрения, но и пытаться стать на позицию своих оппонентов.
Учитель обращает внимание учащихся на тему урока и просит назвать понятия, уже известные им и непосредственно связанные с заявленной темой.
Ученики называют, учитель вывешивает ранее заготовленные карточки на доску:
- духовная культура;
- критерии духовного прогресса;
- духовность;
- ментальность;
- массовая культура;
- мировоззрение;
- свобода выбора;
- личность;
- ценности и ценностные установки.
Учащиеся поясняют, как данные понятия связаны с темой урока, объясняют, что СМИ - это продукт массовой культуры, следовательно, влияние на человека оказывают огромное.
3. Работа в группах по решению, поставленных целей.
Учитель задаёт вопрос: какое на ваш взгляд оказывают влияние СМИ на общество положительное или отрицательное?
Предлагает ответить на данный вопрос с помощью видео и газетных материалов, а выводы записать в виде угла. Один луч обозначает положительное, а другой отрицательное влияние СМИ на человека.
Учитель предлагает просмотреть, обсудить и сделать выводы на основе представленного материала. Учащиеся прослушивают фрагмент записи музыкального произведения П.И. Чайковского, просматривают отрывок из аналитической программы, телевизионного шоу Дом 2, фильма ужасов, рассматривают газетную рекламу. Обсудив в группах, ребята высказывают общее мнение, а на доске и в тетради записывают выводы.
+ | - |
1. Выравнивают возможности людей в при
общении к ценностям. 2. Несут информацию и могут влиять на решение проблем. 3. Высказывают независимое суждение. 4. Образец общения, ценности. 6. Язык общения не всегда чист. |
1. Уводят от необходимости решать
реальные проблемы. 2. Не всегда информация верна. 3. Отрицательное влияние на психику. 4. Находятся в чьих-то руках. 5. Не всегда пропагандируют общечеловеческие. |
Как ориентироваться в потоке разнообразной информации, не запутаться и не сбиться с пути?
Вопрос ставится после обсуждения в группах и записи выводов.
Ответить на этот вопрос предлагается учащимся в группах: 1 и 3 группы должны привести аргументы в пользу свободы выбора человека. 2 и 4 должны сформулировать доказательства в пользу цензуры в СМИ. Учитель предлагает возможный план ответа.
В течении 5-7 минут идёт обсуждение в группах, а затем представители от группы садятся за стол переговоров и высказывают свою точку зрения. Те ребята, которые остались в группе, должны сформулировать вопрос оппоненту таким образом, чтобы усилить позицию своего представителя и ослабить противоположную позицию.
После выступления каждого из представителей, вывод, предложенный группе, записывается на доске.
Вопросы задаются в следующем порядке:
- 1---- 2
- 2---- 3
- 3---- 4
- 4---- 1
Все внимательно выслушивают ответы, дополняют и помогают, если в этом есть необходимость. В конце урока подводится итог и обобщается всё вышесказанное учащимися.
Вывод, к которому приходят учащиеся: СМИ как лакмус отражают современное общество, соизмеряют " человеческое в человеке". Мы должны освоить, осмыслить и сохранить всё лучшее, что накоплено человечеством, а также передать последующим поколениям, дабы сохранить жизнь человека на Земле.
ИТОГ подводится учащимися в группах, определяется доля участия каждого в работе группы на уроке, учитель равноправный участник данного обсуждения.
4. Домашнее задание: письменная работа на бланке, предлагаемом учителем по обоснованию собственной точки зрения.
План ответа группы №1.
1. Человек обладает разумом и может самостоятельно сделать выбор, тем более когда уже личность сформирована.
2. СМИ могут находиться в руках нечестных людей, поэтому цензура приведёт к распространению в обществе ложной информации. (тоталитаризм)
3. Мир сложен и неоднозначен, поэтому отличить во многих ситуациях добро и зло сложно. Нужно в этом мире знать всё и делать свободный выбор.
4. Стихотворение Л. Соколовой "Портрет века".
План ответа группы №2.
1. Самостоятельный выбор может сделать зрелый, опытный человек. Молодёжи, детям и старикам с неустойчивой психикой, под давлением СМИ сделать это очень трудно.
2. Цензура должна быть общественной, представлять различные слои общества и различные идейные течения.
3. Истина одна, а мнений много. Следовательно ориентиром в жизни должны стать общечеловеческие ценности.
План ответа группы №3.
1. Запретный плод всегда сладок. Если будет запрет, то человек будет стремиться узнать и может сделать неправильный вывод.
2. Ограничение в информации - это всегда узда, сдерживающий фактор. "И шелковая узда остаётся уздой".
3. Кому не нужна информация тот её искать не будет, кому она необходима, тот всё равно её
План ответа группы №4.
1. Свобода - это всегда ответственность. Т. Джефферсон "Цель свободы - вечная бдительность"
2. Мы ответственны за будущее.
3."Только той свободой стоит обладать, которая даёт простор энергии, разуму и добрым качествам народа". Чэннинг.