Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".

Разделы: История и обществознание


Цель: Способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся и формированию ответственности за свои убеждения.

Задачи:

  • Подвести к пониманию учащихся возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. Выделить положительное и отрицательное во влиянии СМИ на человека. Сформулировать выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
  • Развивать умения учащихся работать в группах, высказывания собственного мнения, прививать навыки монологической речи.
  • Воспитывать самостоятельность мышления, способствовать формированию гражданской позиции учащихся.

Оборудование: карточки с понятиями, видеокассеты, аудиокассеты.

Ход урока

1. Вводное слово. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к началу урока

2. Определение темы и целей занятия.

Учитель обращает внимание на доску, где размещены: газета патриотического толка "Побратим", рекламный проспект и предлагает учащимся посмотреть отрывок из информационной передачи "Вести". После просмотра видеозаписи, задаёт вопросы:

- Как вы думаете, каким одним названием это можно объединить? (СМИ)

- Дайте определение, что такое СМИ?

Подводя итог сказанному, учитель поясняет, что речь на уроке пойдёт не о видах СМИ, что уже известно ученикам, а об их влиянии на духовно-нравственную культуру общества.

Учитель открывает доску и объявляет тему урока: "Роль средств массовой информации в формировании духовно-нравственной культуры человека"

Целеполагание.

Учитель задаёт вопрос классу.

- Как СМИ могут повлиять на формирование духовно-нравственной культуры человека?

В ходе обсуждения учащиеся определяют цель урока: рассмотреть положительное и отрицательное влияние СМИ на человека и попытаться определить, как не запутаться человеку в потоке разнообразной информации.

Поскольку деятельность учащихся на уроке строится в форме групповой работы, то определяется и социальная цель урока- учиться работать вместе, так как только сообща можно многое решить. На уроке мы будем не только убедительно и аргументировано высказывать свою точку зрения, но и пытаться стать на позицию своих оппонентов.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока и просит назвать понятия, уже известные им и непосредственно связанные с заявленной темой.

Ученики называют, учитель вывешивает ранее заготовленные карточки на доску:

  • духовная культура;
  • критерии духовного прогресса;
  • духовность;
  • ментальность;
  • массовая культура;
  • мировоззрение;
  • свобода выбора;
  • личность;
  • ценности и ценностные установки.

Учащиеся поясняют, как данные понятия связаны с темой урока, объясняют, что СМИ - это продукт массовой культуры, следовательно, влияние на человека оказывают огромное.

3. Работа в группах по решению, поставленных целей.

Учитель задаёт вопрос: какое на ваш взгляд оказывают влияние СМИ на общество положительное или отрицательное?

Предлагает ответить на данный вопрос с помощью видео и газетных материалов, а выводы записать в виде угла. Один луч обозначает положительное, а другой отрицательное влияние СМИ на человека.

Учитель предлагает просмотреть, обсудить и сделать выводы на основе представленного материала. Учащиеся прослушивают фрагмент записи музыкального произведения П.И. Чайковского, просматривают отрывок из аналитической программы, телевизионного шоу Дом 2, фильма ужасов, рассматривают газетную рекламу. Обсудив в группах, ребята высказывают общее мнение, а на доске и в тетради записывают выводы.

+ -
1. Выравнивают возможности людей в при общении к ценностям.

2. Несут информацию и могут влиять на решение проблем.

3. Высказывают независимое суждение.

4. Образец общения, ценности.

6. Язык общения не всегда чист.

1. Уводят от необходимости решать реальные проблемы.

2. Не всегда информация верна.

3. Отрицательное влияние на психику.

4. Находятся в чьих-то руках.

5. Не всегда пропагандируют общечеловеческие.

Как ориентироваться в потоке разнообразной информации, не запутаться и не сбиться с пути?

Вопрос ставится после обсуждения в группах и записи выводов.

Ответить на этот вопрос предлагается учащимся в группах: 1 и 3 группы должны привести аргументы в пользу свободы выбора человека. 2 и 4 должны сформулировать доказательства в пользу цензуры в СМИ. Учитель предлагает возможный план ответа.

В течении 5-7 минут идёт обсуждение в группах, а затем представители от группы садятся за стол переговоров и высказывают свою точку зрения. Те ребята, которые остались в группе, должны сформулировать вопрос оппоненту таким образом, чтобы усилить позицию своего представителя и ослабить противоположную позицию.

После выступления каждого из представителей, вывод, предложенный группе, записывается на доске.

Вопросы задаются в следующем порядке:

  • 1---- 2
  • 2---- 3
  • 3---- 4
  • 4---- 1

Все внимательно выслушивают ответы, дополняют и помогают, если в этом есть необходимость. В конце урока подводится итог и обобщается всё вышесказанное учащимися.

Вывод, к которому приходят учащиеся: СМИ как лакмус отражают современное общество, соизмеряют " человеческое в человеке". Мы должны освоить, осмыслить и сохранить всё лучшее, что накоплено человечеством, а также передать последующим поколениям, дабы сохранить жизнь человека на Земле.

ИТОГ подводится учащимися в группах, определяется доля участия каждого в работе группы на уроке, учитель равноправный участник данного обсуждения.

4. Домашнее задание: письменная работа на бланке, предлагаемом учителем по обоснованию собственной точки зрения.

План ответа группы №1.

1. Человек обладает разумом и может самостоятельно сделать выбор, тем более когда уже личность сформирована.

2. СМИ могут находиться в руках нечестных людей, поэтому цензура приведёт к распространению в обществе ложной информации. (тоталитаризм)

3. Мир сложен и неоднозначен, поэтому отличить во многих ситуациях добро и зло сложно. Нужно в этом мире знать всё и делать свободный выбор.

4. Стихотворение Л. Соколовой "Портрет века".

План ответа группы №2.

1. Самостоятельный выбор может сделать зрелый, опытный человек. Молодёжи, детям и старикам с неустойчивой психикой, под давлением СМИ сделать это очень трудно.

2. Цензура должна быть общественной, представлять различные слои общества и различные идейные течения.

3. Истина одна, а мнений много. Следовательно ориентиром в жизни должны стать общечеловеческие ценности.

План ответа группы №3.

1. Запретный плод всегда сладок. Если будет запрет, то человек будет стремиться узнать и может сделать неправильный вывод.

2. Ограничение в информации - это всегда узда, сдерживающий фактор. "И шелковая узда остаётся уздой".

3. Кому не нужна информация тот её искать не будет, кому она необходима, тот всё равно её

План ответа группы №4.

1. Свобода - это всегда ответственность. Т. Джефферсон "Цель свободы - вечная бдительность"

2. Мы ответственны за будущее.

3."Только той свободой стоит обладать, которая даёт простор энергии, разуму и добрым качествам народа". Чэннинг.